Всемирный день поэзии был учрежден ЮНЕСКО в 1999 году. Наверняка, каждый из нас, хоть раз в жизни брался за перо, чтобы излить на бумагу свои чувства, но только единицы могут называть себя этим глубоким и таким всеобъемлющим словом — поэт. В преддверии этого дня мы решили встретиться с нашим баранчинским поэтом, бардом и просто хорошим человеком — Сергеем Витюниным.
Поэзия для вас это хобби или образ жизни?
Сергей Ильич. Если более 30 лет я не могу от этого уйти, если поэзия постоянно во мне, наверное, все-таки это образ жизни, это особое восприятие мира. Я передаю людям образы которые есть у меня в голове, образы которыми я обладаю благодаря своему опыту. Мне Богом дано видеть это, и я ощущаю потребность выразить это и показать. Для меня очень интересна обратная связь со слушателем. Когда люди благодарят меня за то, что я им показываю, за то, что я пою, когда я вижу слезы на глазах – это для меня очень важно и ценно. Я понимаю, что мои слова и мое видение, мои наблюдения важны людям.
То есть вы пишете не только стихи, но еще и песни?
Сергей Ильич. Да, получается так. Процентов, наверное, 80 всего, что написано мной – я пою. Гитара помогает мне легче донести то, что я хочу сказать стихами.
Значит песни для вас — это один из способов, с их помощью которого можно быстрее донести стихи до слушателя?
Сергей Ильич. Да, но не все что написано, можно спеть, а часто бывает даже так, что гитара вообще помогает в написании. Несколько дней назад я нашел три аккорда, которые раньше не использовал, а вот тут сделал связочку такую, и эта тема вызвала такой творческий поиск, подъем. Получилась такая веселая, жизнерадостная, ну явно что-то детское. Я сел и в течение часа написал текст. И сейчас я как раз работаю над этой новой детской песней.
А какая тема вам все-таки ближе. Кто-то пишет серьезные стихи, о взаимоотношниях, внутренних конфликтах, кому-то ближе песни для детей. И сейчас это очень актуальная и интересная тема.
Сергей Ильич. Я, собственно, прошел через детскую тематику. У меня трое детей. И находясь в их окружении, мне приходилось говорить на их языке. Что делал я — брал гитару и на трех аккордах бормотал, наговаривал, как оказалось, сюжеты из детских сказок, интерпретировал. И дети, зная классические тексты сказок, очень хорошо воспринимали папу, поющего что-то новенькое. Так мне их легко было укладывать, концентрировать их внимание. Поэтому детская тематика очень долго жила во мне. Cейчас внуку 2 годика и я, сам того не ожидая, возвращаюсь к теме детства. Например, вот так:
Мы гномики, мы гномики, мы гномики
В лесу тропинкой узенькой идем.
И пусть наш голосочек очень тоненький,
Услышат нас, ведь хором мы поем!
Не гномы мы пока еще, а гномики,
И нету ни усов ни бороды.
Читаем не тома, всего лишь томики,
Но выручим любого из беды…
...а дальше идет посвящение внуку Сергею, его однокашникам и детскому саду.
В 18 лет все пишут о любви, наверное, и для вас эта тема является основной?
Сергей Ильич. Да, и уже на протяжении 30 лет. Отношения мужчины и женщины, их отношение к детям, личные ощущения в этом мире.
Однажды, мой хороший знакомый представил меня так: Если он пишет стихи – он пишет про любовь, а если пишет песни – он пишет про женщину.
А вообще, как вы считаете, возможно научиться писать стихи? Или это все-таки дар от Бога?
Сергей Ильич. Над этим нужно работать, нужно учиться. Я же постоянно сравниваю написанное с тем, что вижу вокруг, и понимаю, что не достиг и, наверное, никогда не достигну необходимой глубины в образах и точности в метафорах. Поэтому я всегда ищу, где можно получить совета.
Несколько лет назад я вышел на редакцию журнала Урал, привез подборку своих стихов в надежде, что меня разместят, сразу так и возьмут, но мне ответили «Нет, у нас портфель заказов забит на несколько лет вперед, но мы можем взять ваши стихи. Таких как вы много в области, собрать команду, и за определенные деньги выпустить альманах. Альманах периодический, и если на протяжении нескольких изданий мы увидим у вас что-то, что сможем печатать, тогда, возможно, мы готовы будем взять вас в журнал». Собственно так и произошло, и я считаю это очень солидным достижением. В альманахе участвует порядка 30 человек, и, попадая в него, ты всегда можешь сравнить себя с другими.
То есть поучиться у современников?
Сергей Ильич. Да, вообще, меня всегда тянуло к единомышленникам, я принимал участие в нескольких объединениях, школах. Кстати, больше пяти лет, существует объединение «Родники Синегорья». Мы собираемся в центральной библиотеке и каждый участник представляет свое творчество, говорит о том что наболело. Результатом являются два сборника, сейчас готовится третий. Участвуют все, от школьников до седых ветеранов, и это очень интересно. Я считаю, было бы неправильно замыкаться только в своем элитном кругу и читать только друг для друга.
Меня достаточно часто приглашают на встречи в школы, выступать перед учениками и учителями. Это различные вечера, события, когда я выхожу на аудиторию. Я выношу на суд свое творчество и вижу, как школьники сперва сидят тихо, внимательно слушают, потом благодарят, приглашают еще. Я, например, вижу как это интересно людям. Нужна ли поэзия сейчас, или она только для избранных? Да нет, народ к ней тянется, а я их провоцирую: «Может кто-то пишет? Может быть, почитайте ребята?» Так они встают и читают, и у одноклассников сразу открываются на них глаза.
Ну это, пожалуй, высшая награда. А как вы начали публиковаться?
Сергей Ильич. Пробовать писать я начал еще в армии, служил на Сахалине, а вот первая книга вышла только в 2002 году, называлась она «Я открываю сердце вам». Вторая книга, вышедшая очень небольшим тиражом, называлась «Сумасшедшая любовь». То, что в ней было опубликовано, вошло в последний сборник — «Круги по воде».
Где-то можно найти ваши книги?
Сергей Ильич. В библиотеке. Здесь меня всегда поддерживают. Все, что сами мы готовим и выпускаем, и все, что нам привозят друзья из других городов – мы приносим сюда, заполняя нишу современной поэзии на Областном уровне.
Вы ведете такую бурную деятельность! Считаете это образом жизни, не мешает ли поэтическая деятельность основной работе?
Сергей Ильич. Это и есть та отдушина, когда я отключаюсь от всего, чем занимался в течении дня. Много лет частного предпринимательства требуют большого внимания и затрат во многих смыслах. Поэзия меня спасает, вытаскивает, помогает в каких-то жизненных ситуациях, помогает мне общаться с людьми.
Поэзия — это и есть общение! Сергей Ильич, в завершении беседы, может быть, у вас есть какие-то пожелания и наставления начинающим, молодежи?
Сергей Ильич. Вспоминаю себя, когда я почувствовал прелесть от стихосложения, от рифмованных строк это было для меня большим открытием. Я, простой парень, рожденный и до седьмого класса проживший в Серебрянке. И откуда только это могло взяться?! Мама — учительница начальных классов, папа — фронтовик. Наверное, добрая атмосфера в семье так отложилась в памяти. Когда у меня стало получаться — это было просто удивительно. И, конечно, была боязнь показаться смешным.
По своему опыту я и хочу сказать — не надо бояться ребята! Делитесь своими работами, приходите к учителям, показывайте им свои наработки. Не каждый может писать, не каждый может вот так вот образ донести до людей, донести свои чувства, мысли или какое-нибудь событие. И если у тебя хоть какие-то наметки имеются, есть подвижки в пути, я всегда двумя руками за то, что это надо развивать.
Молодым нужно помогать, не давить на них авторитетом, мол «неправильная строка» или «рифма не та». Если у человека есть желание – его всегда нужно поддержать!
Они такие
Вечером, между прочим,
На глазах у поэта,
«Вечность в кармане ночи,
Прячет солнца монету».
И онемело глядя,
Чудом завороженный,
Плечи любимой гладя,
Плачет… умалишенный.
Жадным пером к бумаге –
Остановить мгновенье,
И не важны бедняге
Принципы вдохновенья…
Скажешь – что за секреты
В обыкновенном закате?
Смешные они – поэты,
Чокнутые ребята.
30.01.06
Метаморфозы
Вылились снега в сосульки,
Дождик – в облачную замять,
Строчки дневника – в писульки,
Прошлое – в гадюку память.
И бессонными ночами,
Ворох вороша печали,
Память дерзкими речами
Начинает сердце жалить.
Мне никак не удается
Шепот заглушить змеючий…
В клетке веток ветер рвется,
Превращаясь в танец сучьев.
26-27.02.06
Майский дембель
Из необъявленной войны
Пришел домой солдат
И ухнул, словно в омут, в сны,
И спал два дня подряд.
Мать насмотреться не могла,
Сестренка не дышала,
Не отпускала парня мгла,
Чечня его держала.
Потом расспросы начались
Про армию и службу,
Но больше про ребят своих
Рассказывал и дружбу.
И лишь случайно, между строк,
Родители узнали:
В разведке весь солдатский срок,
Две боевых медали.
А в письмах, что летели в дом,
Об этом ни полслова,
И сколько хлебанул? Почем?
К чему? Пришел. Здорово!
6.05.02