9 апреля 2008, 01:40     0     

Есюнина Лариса Леонидовна 20 ярких лет жизни

Лариса Леонидовна, какая у нас дата?

Лариса Леонидовна. Дата страшно интересная, молодая, веселая какая-то дата. 20 лет — это самый юный, озорной возраст. И в то же время для нас 20 лет — это очень серьезно. Все-таки, есть результаты, и 20-летие оркестра мы встречаем с надеждой на встречу с выпускниками, с друзьями оркестра. Мы пригласили очень много друзей, у нас 6 оркестров будет здесь, 40 ансамблей русских народных инструментов, и все нас как-то будут приветствовать. Мы все воодушевленные, и в то же «замыленные», но очень хотим, чтобы это произошло, очень ждем. И дети ждут, которые сейчас в оркестре.

Расскажите, а с чего все начиналось?

Лариса Леонидовна. Вообще, ну как в нашей жизни всегда все начинается? Нужно оказаться в нужном месте в нужное время и встретить нужных людей, и вот тогда все получается. С одной стороны, моя мечта дирижировать и создать оркестр, с другой — новая школа, в которой еще ничего нет, и которая рада всем кто будет наполнять содержание школы чем-то, кроме уроков. Ведь школа — это не только уроки, это наше содержание эстетическое. И к тому же было это во время, когда разрушилась пионерская организация, когда из школы ушел стержень. Помимо этого было еще и желание бывшего директора музыкальной школы Трегубова Геннадия Васильевича, чтобы одна школа была хоровая, другая оркестровая, и он подтолкнул. Ну еще и достаточно прозаическая причина — мои двое детей пошли в школу №1.

Произошла встреча с замечательными людьми- с первым директором Хомелевой Нонной Викторовной, с завучем Фисенко Валентина Алексеевна, которые нас пригрели, которые нас встречали с радостью, потому что никого пока не было. Встреча с первой учительницей моего сына Якушевой Надежда Васильевна, которая сама хотя и не музыкант, но любит творчество детей и оркестр. Она 3-4 своих выпуска просто к нам приводила целыми классами. Это и люди, которых я пригласила, потому что я пришла одна — это Перминов Александр Геннадьевич, Рябкова Ольга Владимировна, Возжаева Елена Александровна — с ними мы начинали. Это и Торопова О.Б. — завуч музыкальной школы.

А начиналось все с того, что ничего не было. Нонна Викторовна (от ред. директор школы) принесла аккордеон, потом пошли все шумовые инструменты. И только потом начали закупать нам инструменты. На первый оркестр родители на санках возили все баяны, аккордеоны. Мы занимались в рекреации на втором этаже год или два. Идут уроки, а мы репетируем. Нам сказали: «Мы вам класс дадим, мы вам все дадим, мы вам дадим инструменталку, только идите куда-нибудь». Вот так. А в 1990 году у нас уже были первые награды, мы выступали здесь на городском конкурсе, на совете директоров музыкальных школ в 1990 году. В 1992 году нам разрешили открыть здесь детскую экспериментальную музыкальную школу-студию, чтобы готовить детей профессионально в оркестр. Ведь у нас в одно время было 3 оркестра: младший, средний, старший. И тогда же начались у нас складываться наши оркестровые традиции: наш оркестр — это оркестр детей и педагогов, это и обязательное посвящение в оркестранты, проводы каждый год выпускников, наши концерты обязательно должны быть литературно и театрально организованны. И сколько у нас композиций — столько спектаклей в содружестве с литераторами, историками, библиотекарями, с нашими театральными студиями. Конечно же, это участие в конкурсах и областного, всероссийского и международного значения, и наши победы. Это и поездки в Санкт-Петербург, где мы изучали истории Андреевского Оркестра, которой в 1918 году был у нас здесь в городе Кушва и давал концерты. Это все постепенно складывается в традиции. Сами дети подсказали. Как-то Лена Левченко (от ред. выпускница оркестра 1996 года) нам сказала: «А чего это мы все репетируем, пиано да форте, мы чай-то пить будем?». Это было в точку. И послужило первым этапом зарождения наших оркестровых чаепитий. Ведь дети у нас занимаются 8—9 лет! Вся жизнь детская здесь проходит.

А с приходом в школу нового директора Зуева Петра Владимировича начался для нас такой плодотворный период. Петр Владимирович — умнейший человек и видел насколько важно искусство, эстетическое воспитание в школе. Он нам построил индивидуальные классы, закупал очень много инструментов: ударные установки, электрогитары. Он так нас поддерживал. Сам с нами в поездки ездил.

Но ведь время тогда было достаточно трудное в финансовой плане?!

Лариса Леонидовна. Да, оно было очень трудное, а мы не ревели, не плакали. Мы ездили, выступали. Петр Владимирович реконструировал зал, классы, вот настолько он видел и был прозорлив, понимал, что нужно нас поддержать, а не то чтобы — как там хотите так и делайте. Нет. Он всегда брал нас под свое «крыло». И даж сейчас, когда он ушел работать в педагогический университет, мы дважды бывали на международных конференциях, в которых он участвовал, и он представлял наш оркестр как пример школьного сообщества, пример того, что можно сделать в школе. Он продолжает писать о нас научные работы. Вот последняя работа как раз о том, как соединить образовательное учреждение и искусство. В этом национальном проекте главная цель — воспитание гуманистической личности. А как ее без искусства то сделать? Невозможно! Только через связь с дополнительным образованием, и не только с музыкальным. В своих трудах он приводит пример, а вот в школе №1 города Кушва вот так вот это решается, на базе общеобразовательной школы действует школа-искусств, где ребенок получает и художественное воспитание, музыкальное образованием. Поэтому мы Петру Владимировичу очень благодарны. Он и сейчас всегда интересуется, как наши дела, чем помочь, поддерживает с нами связь.

С 1999 директором школы стала Клевакина Ирина Александровна, и она как мудрый человек ничего не разрушила, она еще наполняет школу какими-то современными проектами. Но и наши проекты она не сворачивает, и тоже берет на по свое крыло. Школа нам подарили по национальному проекту музыкальный центр « YAMAHA » — вот, пожалуйста, действуйте, играйте!

Лариса Леонидовна, сколько было выпусков оркестра?

Лариса Леонидовна. Выпуски все разные. Всего было двенадцать выпусков, но их нельзя назвать выпусками как в школе. В год может выпуститься 10 человека, а может 2, но ведь 2 человека — это штучный товар. Люди, прошедшие школу оркестровой игры, получают закалку коллективного музицирования. И если мы готовимся на конкурсу, куда-то едем, то один за всех и все за одного, и каждого переживаем. А всего оркестр выпустил около 90 человек.

А какой самый любимый выпуск?

Лариса Леонидовна. Нет, ну как можно сказать, все любимые. О каждом выпуске можно сказать, что они многое привнесли. Но, конечно, самый первый выпуск — ребята, которые пришли в 1988 году, которые все 8 лет были с оркестром. Это выпуск, который все закладывал, все первые традиции и поездки. Они, конечно, нам сейчас говорят: «Да, сейчас-то хорошо, а нам вон как было трудно. Сейчас и инструменты есть, и класс, и все налажено». Именно с тем выпуском мы впервые заявились на области, ездили в филармонию играть, и тогда узнали, что мы здесь есть. А следующие выпуски продолжили все хорошее на международном детском музыкальном фестивале, и на российских конкурсы в 2004 и 2005 году, где заняли в Челябинске 1 место, а в Саратове — 3 место. В 2006 году мы уже стали сами устраивать Андреевские встречи, принимать друзей, и сюда к нам выходят люди и коллективы. Вот в этот раз приезжает профессор Московского института культуры и искусства Блох Андрей Аркадьевич — лауреат международных конкурсов, доктор педагогических наук. Он выпустили совместно с Домом народного творчества большой красочный календарь на 2 года «Оркестры России», и мы вошли туда.

Так что выпуски все разные, но всем оркестр что-то дал для жизни. И потом они пишут нам, например выпускник Шадрин Андрей так умнейше написал о том, что ему дал оркестр, какие он воспитал качества, и как ему в жизни все пригодилось. Это и стремление совершенствоваться, брать на себя ответственность, сплачивать вокруг себя коллектив. Нам постоянно пишет и Юра Кожеуров, он сейчас в Германии. И Рябкова Ольга Владимировна. Мы считаем, что наши выпускники не стали музыкантами, но вся их школьная жизнь прошла в оркестре. Ведь это детство, а детство — это вечная категория, которая с человеком живет всю жизнь в воспоминаниях. У нас очень хорошие взаимоотношения детей с педагогами, демократичные. Педагоги уважают детей, потому что играют-то вместе, и в поездках все вместе. Мы за все эти годы были и на юге, и в Санкт-Петербурге, в Полевском, в Алапаевске, в Серове, а ведь это же Серов! Это значит долго ехать, и 3 дня жить, и выступать, и дискотеки. То есть 20 лет — это не просто временной промежуток, а это наполненность каждого года событиями, людьми, встречами, новой музыкой. Для нас написали произведение «Легенды горы Благодать», которое на российском конкурсе стало нашей визитной карточкой.

Очень много мы сотрудничаем со школой им. Андреева в г. Санкт-Петербурге. В 2002 году мы ездили к ним на фестиваль. Сотрудничаем с педагогами музыкального училища в г. Нижнем Тагиле и Свердловского училища, с консерваторией, с оркестром Волковского, с оркестрами области: оркестр «Малахит» ДМШ №12, оркестром Дуброва в г. Нижняя Тура. Мне педагоги всегда говорят, ну что, вы опять что-нибудь придумали? Ведь тяжело потом исполнять. С одной стороны конечно тяжело, но с другой стороны, только так можно наполнить себя и каждый свой день, и есть потом что вспомнить. А так если не копошиться, что вспомнишь? Ну и ел каши он в школьной столовке. Ну и что?

И конечно же, мне хочется сказать о наших педагогах, потому что состав у нас не бегущий. Вот пришли к нам люди и остались у нас надолго. Хоть и забегал к нам кто-то, но выдержать наш темп, выдержать наше напряжение смогли лишь те люди, которые влюблены в народные инструменты, влюблены в оркестр, в детей. Это Перминовы Александр Геннадьевич и Людмила Георгиевна. Александр Геннадьевич делает нам всю фото- и видеолетопись. Сейчас он приготовил для нас два диска, в которые вошли фильмы «Солисты оркестра за 20 лет», «Любимые произведения оркестра за 20 лет» и «Незабываемые мгновения».

Это, конечно, Плахутины Михаил Иванович и Лариса Аркадьевна. Ведь Михаил Иванович сам не из музыкальной школы, он так же прошел в Нижнем Тагиле оркестр, который был Дворце Культуры, и он изначально знает, как здоров расти в таком коллективе, чтобы потом это передавать.
Наши молодые педагоги. Макарова Лариса Владимировна, которая с 2002 года занимается с младшим оркестром и каждый год выпускает с детьми театрализованные представления: «Золотой ключик», «Серебряное копытце», «Приключения Буратино», «Танцы народов мира», «Как хорошо уметь читать». Все представления показываются для детских садов и для начальной школы.

Моисеева Татьяна Петровна, которая работала со средним оркестром, которая работала и со старшим оркестром, имеет профессиональное образование, и влюблена в дирижирование,

Это Лариса Федоровна Афанасьева, которая работает с группой домристов, наша солист и сейчас еще и сценарист многих концертов.

Ломовцева Юлия Игоревна, которая была выпускницей 1 состава оркестра и вернулась из консерватории к нам. Сейчас курирует всю культурно-просветительскую работу, связь с общественностью и является солисткой оркестра. Ломовцев Петр участвует в оркестре. Это, конечно же, наши сценаристы. Только Тимошкина Галина Михайловна, которая приготовила столько сценариев за эти годы: «Легенды горы Благодать», сценарий о Пушкине А.С., «Андрей славный сын земли русской» , о Сергее Есенине.

Солдатова Анна Борисовна, которая готовит все детские сценарии. Светлана Георгиевна Онохова, которая такие хорошие сценарии подготовила: о Есенине и о Рубцове, о военной тематике. Иванова Любовь Васильевна, подготовила сценарий «Виват, Россия!» по Петре I .

Бахтина Ирина Борисовна, которая подготовила первый сценарий «И жизнь, и слезы, и любовь» по Пушкину А.С. С этой музыкально-литературной композицией мы впервые выступали 1994 год в кушвинском Дворце культуры.
Башта Анна Федоровна, которая очень с нами любила работать и все ее сценарии о были любви: «Любовь волшебная страна», «Любовь — это тайный чуд». И всегда она нас заряжала своим вдохновением, и всегда целыми классами на концерте читали стихи.

И, конечно, наши замечательные солисты — Васильева Ольга Викторовна. Коврижных Светлана Александровна, Ломовцева Юлия Игоревна, Перминова Людмила Георгиевна, Макарова Лариса Владимировна, Моисеева Татьяна Петровна. А также дети-солисты, наша гордость: Молоков Женя, Постовалова Марина, Щепина Ирина, Федоров Женя, Фомин Коля, Саша Грачева, Хайдукова Ксюша, которая на российском конкурсе солировала, а это понимаете как волнительно.

Ну и конечно же, друзья оркестра. И вот понимаете, сам оркестр такой небольшой, а вокруг оркестра завязано такое огромное количество людей. Это и представители и власти: Трегубов Геннадий Васильевич, Титов Игорь Леонидович, Никина Галина Дмитриевна. Третьякова Татьяна Аркадьевна, которая нам помогла купить наши первые инструменты. Это и городской отдел народного образования: Ларина Любовь Владимировна, Казакова Людмила Владимировна. Это и все ветеранские движения: городской совет ветеранов, рудничный совет ветеранов, совет ветеранов стройуправления, педагогический совет ветеранов для которых мы постоянно выступаем. Это и директора предприятий: Жуков Юрий Александрович, Василенко Станислав Григорьевич. Это и хлебозавод, Верушкин Игорь Михайлович, Добриев Якуп Абдулганович, Кагилева Любовь Савватеевна. Вот сегодня уехал Михаил Иванович в Богданович за кружками с эмблемами фестиваля для каждого ребенка, а их будет 450 человек.

Ну и конечно же, это газеты и СМИ: газеты «Кушвинский рабочий», «Новый город».

Вот такое получилось большое содружество. И я думаю, это результат того, что мы открыты, что мы выступаем, причем практически всегда бесплатно.

Какие у вас дальнейшие планы? Зная вас, могу предположить, что планы, наверное, грандиозные.

Лариса Леонидовна. Планы есть разные: грандионзые и не очень. Ну во-первых, инструменты, которые закуплены в начале 90-х нужно полностью обновить. Необходима смена аккордеонов, баянов, струнной группы. Мне уже аккордеонисты говорят, что все, Лариса Леонидовна, мы больше играть не будем. Затем, оркестрик наш из статуса школьного оркестра должен стать городским, муниципальным оркестром. Ну и потом — зарубеж и Россия, это все открыто. И конечно же, привлечение новых молодых педагогов.

Откуда вы берете силы и энергию?

Лариса Леонидовна. От детей и от музыки. Вот шумовой оркестр, детки приходят, ведь они же все хотят. А а когда им музыку показывают, то они же в нее так влюбляются. Я не верю тем, кто говорит, что не любит музыку. Мир музыки океан огромнейший, каждый может выбрать что-то по душе.

Лариса Леонидовна, говорят, что сейчас дети от поколения к поколения меняются, и причем не в самую лучшую сторону. Как вы считаете, это так?

Лариса Леонидовна. Знаете, одно время подход к школе и к образованию был очень прагматичный. Школа должна давать знания для поступления в институт и все: математика, физика и все. А все остальное нам не нужно. Но Россия сейчас выходит на мировой рынок, где нужны специалисты. Но при этом специалист должен быть личностью, он должен быть наполнен всем. Он при приеме не должен быть «забитым», он должен уметь себя подать, быть уверенным, должен улыбаться, должен быть счастливой личностью, чтобы тебя прняли на работу. Чтобы было можно сказать — да, на него можно положиться, да, он неунывающий. Все это дает искусство. Дворянство не зря с гувернером с 6 лет воспитывали. Дворянин должен быть личностью. Он не просто богатый человек, он играет на инструменте, знает литературу, историю, иностранные языки, читает, сочиняет, и помимо этого у него еще есть какой-нибудь заводик.

Что Вы хотите пожелать оркестру и вашим оркестрантам?

Лариса Леонидовна. Любить музыку, любить коллективное творчество. Быть успешными, быть счастливыми и всегда помнить оркестр.

А его нельзя забыть!

Лариса Леонидовна. Конечно, у людей, которые дальше идут в институт, этап, связанный с оркестром отодвигается на второй план, но жизнь-то идет, и вспоминаешь все периоды, и из них каждый хорош и наполнен. А не то чтобы, как школа? Да ничего, там тройки да двойки, да ругали нас, и все, больше ничем не занимался. И это 10 лет жизни! А человек живет ну 50, ну 60 лет. А 10 лет он ничего не помнит.

Мы и своих детей к вам приведем.

Лариса Леонидовна. А у нас уже есть дети тех, кого мы выпускали.

С какого возраста принимаете в оркестр?

Лариса Леонидовна. С 3 лет.

Да вы что?

Лариса Леонидовна. Это уже такие интересные люди, они все хотят. Вот он на занятии ничего не говорит, но он же наполняется, а дома все рассказывает. Мы начали с 5-6 лет, потом с 4, да потом уже говорим, чего там, ладно ведите. У нас проходят игровые занятия, сказки, нет оценок. Вот мы с зайкой прыгаем, вот на лошадке скачем, цок-цок-цок, вот волк напугал. Они очень эмоциональные, открытые. И мы открываем для них мир музыки, язык музыки, учим понимать содержание музыки — о чем она.

Не вериться, что 20 лет уже прошло!

Лариса Леонидовна. Да, жизнь летит, но она и так пролетит. И можно ничего не делать, а можно этот полет заполнить. И когда я сюда приехала в этот городишечко после Челябинска и Свердловска — ну что тут, кажется, делать? Надо заполнить работой, заполнить музыкой и этот городишечко станет лучшим. И наше счастье, что мы встречали таких удивительных детей, которые получают музыкальное и оркестровое образование, и это их отличает от других людей.

Спасибо, Лариса Леонидовна, за эту встречу, в пятницу 21 марта на дне рождения оркестра, который будет проходить в Кушвинском Дворце Культуры, мы встретимся с вашими выпускниками, друзьями и гостями.


 

Обсуждение  0



Уважаемые посетители!      0
На основании предписания Роспотребнадзора в связи с ухудшением качества воды бассейн СШ «Синегорец» не работает до устранения причин.

Последние новости

18 апреля, 12:30         0
И вновь встречаем акцию #КорзинаДоброты
В акции принимают участие 66 магазинов «Пятерочка» и 15 «Перекрестков» в городах Свердловской области! В течение двух дней с 19 по 20 апреля жители смогут принять участие в марафоне по сбору продуктов.
18 апреля, 10:17         0
20 апреля пройдет «Диспансерная суббота»
Диспансеризация и профосмотры позволяют оценить общее состояние здоровья и выявить возможные проблемы на раннем этапе.

Поделитесь новостями

Картина дня от 18 апреля