Наш сегодняшний гость известен многим кушвинцам. Повелитель саксофона, Маэстро джазовой музыки, преподаватель музыкальной школы, пчеловод и просто хороший человек — Хадиуллин Раис Гарифович. Своим девизом Раис Гарифович считает следующие строки: «Нельзя увлечь тем, чем не увлечен сам. Нельзя научить тому, чем сам не владеешь.»
Добрый день, Раис Гарифович! Очень хочется поздравить вас с юбилеем и узнать о том пути, который вы проделали за эти 55 лет.
Раис Гарифович. Добрый день! Начнем сначала. Родился я в 53 году в Кушве, вырос тоже здесь. Отец – Гариф, всю жизнь был сварщиком, любил иногда взять в руки гармошку.
То есть можно сказать, что вашу любовь к музыке привил вам отец?
Раис Гарифович. Ну да, ещё у меня второй брат был музыкантом, преподавал в Пензенском музыкальном училище, играл там в духовом оркестре. За ним и меня отправили на воспитание в духовой оркестр. Мне тогда 12 лет было, бегал по улицам как все обычные дети, а мне родители говорят – «Пойдешь в духовой!». Очень меня тогда удивил этот факт.
В Кушвинском Дворце Культуры духовым оркестром руководил Генрих Генрихович Таг, немец. У него я и занимался до 18 лет. Вообще, дети всегда хотят чем-то выделяться, быть лидерами, а в оркестре чувствуешь себя именно лидером. С коллективом мы часто ездили отдыхать в пионерский лагерь, вообще весело было.
Помню, однажды меня, из-за малого опыта, не взяли играть на выпускной вечер в третью школу. Очень было обидно. Но это только придало мне сил заниматься усерднее. В таких коллективах всегда присутствует здоровая конкуренция.
В школе я занимался хорошо, да так хорошо, что и не закончил. Но в оркестре Дворца Культуры переиграл на всех духовых инструментах. Там я впервые и познакомился и с кларнетом, и с саксофоном. Помню, мне тогда отец говорил: «Ты понимаешь, музыка — это журчание воды, шум листвы», — а я улыбался, не понимая о чём это он, ведь мы играли марши, например «Марш коммунистических бригад», какое уж тут журчание.
Подрос, в 72 году забрали в армию. И мне повезло, в Чите я попал в профессиональный военный оркестр, где прослужил год. После, меня забрали в «Ансамбль песни и пляски Забайкалья», там прослужил еще год. Хотел и остаться там, но ведь нужно было учиться. Поступил в Свердловское училище им. Чайковского П.И. И вновь мне повезло, учился у одного из лучших духовиков Советского Союза – Евгения Михайловича Горелова. Там, как узнали биографию моих выступлений, предложили играть в «Эстрадно-симфоническом молодежном оркестре». Я учился и параллельно работал в оркестре.
В 75 и 77 году мы ездили на «Поезде искусств», посетили 40 городов области, выступали по стадионам. С кем только не приходилось играть на одной сцене. В те же годы мы посетили нашу столицу — Москву, где выступали в киноконцертном зале «Россия». Сели и как дали: «Ну», — говорят,- «Вы, наверное, с Урала, чего так громко играете-то?!». Аккомпанировали Валентине Толкуновой. В 78 году были с гастролями в Болгарии. Замечательное было время.
А потом, когда гастроли закончились – пришлось жениться, и я вернулся в Кушву. Сейчас у меня трое детей. Старшая дочь преподает в Пермском институте культуры по классу домры, лауреатка многих российских конкурсов. Сын – строитель, живет в Екатеринбурге. Младшая дочь учится на риэлтора в Екатеринбургском колледже.
Когда я вернулся домой, в Кушву – стал руководителем духового оркестра, получил квартиру. В ту давнюю пору не очень хорошо чувствовал себя здесь, потому что думал, что я не очень-то нужный здесь человек. Но когда приезжает мой ученик – Женя Смирнов, который сейчас работает в Новоуральске, у которого уже большой оркестр детей, в возрасте от 8 до 22 лет, играющих в стиле латинос, конечно, по-другому начинаешь смотреть на вещи. Женя приезжал со своим учеником, который, можно сказать, мой музыкальный правнук. Ну, так ведь?! Еще один, один из первых моих учеников – Андрей Васильев, играл на трубе, поступал в музыкальное училище в Нижнем Тагиле, но его оттуда забрали в армию, после чего продолжать учиться он не стал.
Времена меняются, и в девяностых у меня родилась идея создать джазовый оркестр, который просуществовал лет 7. Мы постоянно участвовали во многих джазовых фестивалях, ездили в Вильнюс и Санкт-Петербург, где в 97 заняли третье место, после Казани и Великого Новгорода. Все были удивлены.
Ну, а теперь хочется узнать о сегодняшнем маэстро.
Раис Гарифович. «Маэстро» меня назвали еще раньше. Я жил на одной улице с очень активным дядечкой – Юдиным Дмитрием Ивановичем. И этот уважаемый человек, когда шел домой, всегда махал мне рукой и кричал: «Привет, Маэстро!», очень интересный был мужчина.
Чем сейчас живет Маэстро? Только музыкальной школой?
Раис Гарифович. Не только. Недавно группа «Отражение» пригласила меня помочь им, поиграть с ними, поделиться мастерством. Концерт прошел очень хорошо. А еще я уже 25 лет занимаюсь пчеловодством - хороший достаток в семье.
Последняя награда, которую я получил под старость лет – Гран-при конкурса исполнительского мастерства преподавателей детских музыкальных школ в 2006 году, который прошел в Нижнем Тагиле. В Екатеринбурге среди 15 участников я занял второе место. Вот такие дела.
И ни разу в жизни не хотелось бросить заниматься музыкой?
Раис Гарифович. Нет! Как я без музыки? Я уже прирос к этому, быстрее пчел брошу. Мне и сейчас доставляет огромное удовольствие радовать людей своими звуками.