Сегодняшний гость нашего информационного портала человек искусства, талантливый руководитель, интересный собеседник — Виктор Васильевич Бушуев. На протяжении двадцати трех лет (с 1978 по 2001 гг.) он возглавлял художественную школу.
В течение своей трудовой биографии Виктор Васильевич был председателем областного Совета директоров художественных школ, пребывал на этом посту в течение 10 лет. В данном интервью он делится с нашими читателями своими воспоминаниями и размышлениями, идеями и взглядами на жизнь.
Об открытии художественной школы в Кушве.
Виктор Васильевич. В 1978 году Центральным комитетом партии была издана волна постановлений о строительстве художественных и музыкальных школ во многих территориальных образованиях Свердловской области. Не стал исключением и наш город, где первым зданием художественной школы стал дом на улице Первомайской (ныне там располагается ЦПШ). Занятия в этом здании проводились на первом этаже, что было очень неудобно, потому как дневной свет в окна, из-за растущих по периметру здания акаций, просто не попадал. На втором этаже дома базировались лыжники. Я предлагал им поменяться этажами, но те не захотели, потому как, по их словам, на первом этаже было холодно. Но ведь им нужно было только переодеться, а мы вели преподавательскую работу и занимались искусством в таких условиях!
После недолгих мытарств Геннадий Васильевич Трегубов посоветовал переехать нам в здание бывшего детского сада на берегу пруда, в котором не было ни канализации, ни отопления. Была, правда, автономная угольная котельная, которая и помогала сводить концы с концами.
Вообще в первые годы после открытия художественной школы нам приходилось трудно: не хватало специального оборудования.
О дружбе с Георгием Александровичем Письмаком.
Виктор Васильевич. С Георгием Письмаком, директором лицея имени С. П. Дягилева, нас связывает давняя дружба. Уже много лет он приезжает в гости, советуется со мной при решении важных жизненных, учебных и творческих вопросов. Наше общение началось с интересного случая, когда я буквально спас Жору, который делал первый доклад на конференции в качестве преподавателя. Нужно сказать о том, что он, в процессе преподавания, отдавался полностью воспитанию детей. У него действительно получалось многое, так как его подопечные в будущем проявляли себя настолько ярко, что им доверяли иллюстрирование книг Сергея Михалкова. Также Жора дополнительно занимался с родителями детей, обучая их изобразительному искусству по выходным дням. Таким образом, многие семьи полным составом приобщались к чувству прекрасного.
В 5-6 классах дети создавали композиции по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тогда этот роман распространялся посредством самиздата. Жора великолепно рассказывал аудитории об успехах учеников, а переполненный зал его не воспринимал. Люди просто сомневались, что дети столь малого возраста могут самостоятельно понимать глубину представленных в романе образов и выражать посредством художественного творчества основные темы и сюжеты. Тогда я встал и задал провокационный вопрос аудитории: «Поднимите руку, кто из вас читал этот роман?» После моей реплики никто не шелохнулся, в зале воцарилась тишина, а я заслужил от Жоры уважение на всю жизнь.
О преподавании детям изобразительного искусства детям.
Виктор Васильевич. О себе могу сказать, что я человек дотошный, въедливый в любое дело, за которое берусь. На урок к детям, по-моему мнению, нужно идти подготовленным. А знать необходимо в 100 раз больше, нежели требуется, хотя бы для того, чтобы ты, как учитель, смог ответить на любые вопросы, возникшие в головах учащихся. Если ребенок о чем-то спрашивает, а ты не можешь ничего сказать, то грош тебе цена как преподавателю. Я говорю об определенном запасе прочности учителя, который выражен в наличии объемного багажа знаний. О себе могу сказать, что во всей области ни у кого нет такой обширной частной библиотеки по искусству, как у меня. Это моя основная база, которая используется для подготовки к занятиям.
Преподаватель должен рисовать никак не хуже ученика и своим примером стараться стимулировать в нем желание постоянного совершенствования. Не зря раньше при входе в художественную школу можно было прочитать мудрый афоризм: «Нельзя увлечь тем, чем не увлечен сам. Нельзя научить тому, чем не владеешь сам».
В процессе преподавания изобразительного искусства, по моему мнению, необходимо руководствоваться принципом о том, что правильно нарисовать нельзя, да и не нужно. Слово «правильно» больше подходит к науке, а не к искусству. Если на уроке математики все дети решили задачу одинаково правильно, учительница говорит, что урок прошел хорошо. А если у всех ответ разный, значит, объяснения преподавателя были неправильными. В искусстве же, наоборот, не нужна повторяемость, здесь сюжеты картин, мировосприятие и настроение сугубо индивидуальны!
Лично я считаю, что даже на концерты в музыкальную школу должны ходить все представители творческой интеллигенции: от преподавателей до бухгалтера отдела культуры. Потому что она бухгалтер не ЖКО, а отдела культуры, обязана приобщаться к прекрасному, чтобы понимать своих коллег по сообществу, помогать со своей стороны решать их насущные проблемы.
Об образовании в художественной школе.
Виктор Васильевич. Многих людей беспокоит вопрос: какое образование получают дети, окончившие школу искусств и музыкальную школу? Начально-профессиональное или эстетическое? Само слово «школа» подразумевает под собой возможность получения детьми профессионального образования. Поэтому я считаю, что в художественной школе должны обучаться 20-30 человек. Впоследствии из них определятся 1-2 человека, которые в будущем свяжут свою жизнь с искусством. А эстетическое отделение учреждения должны представлять все остальные учащиеся для гармоничного развития личности.
О современном искусстве.
Виктор Васильевич. Настоящее искусство, по-моему мнению, держится на мифах. Причем не всегда эти предания древние. Это мифы героических людей, которые оставили выдающееся творческое наследие: я имею в виду таких людей, как Виктор Цой или Владимир Высоцкий. Они завораживающим образом действуют на ценителя искусства, их имена будут живы всегда, пока существует человечество.
К сожалению, сегодня для кого-то сегодня существует миф Аллы Пугачевой или Филиппа Киркорова. Алла Борисовна, безусловно, великая певица, но я считаю, что она зря распылила свой талант, сделав нашу эстраду свободной, популярной и бескомплексной. Сегодня с телеэкранов подрастающему поколению ведется неустанная пропаганда блёсток, яркости сцены, гламурности, а творческие способности, интеллект исполнителя уходят, к сожалению, на последний план. Гламур убивает всякие зачатки духовности. Молодым юношам и девушкам, даже при отсутствии таланта, образования и желания учиться, хочется сразу идти в шоу-бизнес, для того, чтобы окунуться в мир легких денег, фальши и обмана.
О человеческом таланте.
Виктор Васильевич. Мне импонирует фраза известного балетмейстера Рудольфа Нуриева, который говорил о таланте так: одному танцору надо показать упражнение два раза и он блестяще его исполнит, другому двести раз, и результат будет тот же. Так вот тот, которому надо показать большее количество раз, и станет успешным. Он за счет своего упорства добивается успеха. А тот, у кого всё получается, привыкает к мгновенным победам, а потом, сталкиваясь с трудностями, которые он не умеет преодолевать, быстро уходит в тень. Точно такое же происходит с детьми и в наших школах, то есть способность схватывать на лету иногда ошибочно приравнивается к одаренности, талантливости, а порой и гениальности. В результате появляются «вундеркинды», которые в дальнейшем себя никак не проявляют.
О наградах и популярности.
Виктор Васильевич. Вообще, у меня несерьезное отношение к грамотам. И не потому, что я такой вредный и мне трудно угодить, а потому что я не люблю находиться в центре всеобщего внимания.
Но не так давно я был награжден юбилейной медалью «За вклад в развитие лицея имени С. П. Дягилева». Это учебное заведение города Екатеринбурга находится под патронажем ЮНЕСКО. Вместе со мной медалями были награждены выдающиеся художники с мировым именем: Миша Шаевич Брусиловский, прижизненный памятник которому стоит на улице Вайнера, имя и творчество которого в советскую эпоху не было обласкано властью, так как шло в разрез с официальным искусством.
В заключении хочу сказать, что я бы никому не пожелал пойти по стезе искусства. Как правило, карьерный путь человека творческого сложен и тернист. Восхождение на пик популярности происходит очень медленно, а упасть с воображаемого Олимпа очень легко. Но тем, кто принял решение связать свою жизнь с искусством, я желаю удачи, никогда не останавливаться на достигнутых успехах, а постоянно стремиться к прекрасному!
Коллектив нашего информационного портала благодарит Виктора Васильевича за интервью и желает ему больших творческих успехов!