8 февраля 2010, 13:05     7     

Александр Устюжанин — пример невероятного трудолюбия и целеустремленности

Сегодняшний наш собеседник — талантливый студент, молодой ученый и незаурядная личность Александр Устюжанин. В 2004 году Александр окончил школу №6 с золотой медалью и поступил в медицинскую академию. За несколько лет учебы Саша смог зарекомендовать себя не только как активист во всех делах своего учебного заведения, но и молодым специалистом в области эпидемиологии, автором нескольких научных исследований и работ.

Декан факультета отзывается о Саше как об уникальном студенте за последние пять лет Уральской государственной медицинской академии. Каждый год нашему сегодняшнему гостю присуждалась новая премия. Последняя была вручена ему 25 декабря 2009 за проект «Молекулярно-генетическая идентификация возбудителей сепсиса».

В один из тех редких дней, к Александр приезжает к родителям, нам удалось с ним встретиться.

Добрый день, Саша, во-первых, с Днем студента! Скажи, пожалуйста, а кем ты хотел быть в детстве, и удалось ли осуществить детские мечтания?

Александр. Нет, думал о другом. Со второго класса занимался в кружке «Зеленая архитектура», которым руководил Борис Семенович Ермаков, 10 лет посвятил бальным танцем в ансамбле «Грация». Старался не пропускать ни одного школьного или городского мероприятия. Два последних года, учась в школе, был президентом школьного парламента и участником городского совета старшеклассников и молодежного движения «Юные соболята».

Мне всегда нравилось выращивать необычные растения или ухаживать за животными. Все началось с домашнего аквариума, трехлитровой банки и маленьких рыбок. Потом в квартире поселись черепаха, попугай, а на даче появилась живность — козы, кролики, цесарки, куры. Мечтал о работе в сельском хозяйстве. Но потом по совету родителей решил, что это может просто остаться увлечением, а профессия должна быть более серьезной, тогда и решил поступать в медицинский институт.

Еще когда учился в школе, кушвинская Санэпидстанция проводила День открытых дверей, специалисты которой, собрав учащихся 11 классов, рассказывали о своей работе. Тогда мой выбор был остановлен на медико-профилактическом факультете. Сейчас я заканчиваю шестой курс и начинаю готовиться к государственным экзамену, который пройдет летом. В мае будет практика на базе Роспотребнадзора.

А как тебе удавалось везде успевать?

Александр. Сейчас даже не знаю. Танцы были вечером, «Зеленая архитектура» или занятия в Доме творчества днем — все получалось само собой.

В чем заключается особенность твоей будущей специальности?

Александр. В принципе, у нас идет точно такая же подготовка, как у студентов лечебного факультета, плюс гигиена, мы должны знать, чем занимаются врачи. У гигиены существует несколько направлений — это коммунальная, гигиена детей и подростков, питания, труда, эпидемиология. Среди них и распределяются все сферы жизни человека. Седьмой год обучения в интернатуре дает студенту возможность больше заняться тем направлением, которое ему интересней.

А почему, обучаясь в академии, решил заниматься наукой?

Александр. Благодаря работе наших студенческих научных обществ (СНО), существующих на каждой кафедре медицинской академии, у студентов есть возможность заниматься чем-то большим, чем просто учебой. Работа в СНО заключается в проведении исследований и написаний различных статей. Темы исследований зависят от соотношения материальных возможностей лабораторий и кафедр и желаний студентов.

А социально активная жизненная позиция до сих пор в тебе сохранилась? Принимаешь участие в общественной жизни медицинской академии?

Александр. Да, сейчас я староста курса, активный член научного общества молодых ученых и студентов (НОМУС), который координирует работу научных обществ при кафедрах и секциях. В НОМУСе я являюсь заместителем председателя совета Александра Виноградова.

Главная задача НОМУСа — это организация любых конференций. Например, недавно прошла международная школа молодых ученых и студентов «Инновационные технологии в здравоохранении». В нашей академии были гости из других стран, например, на нашей секции микробиологии, инфекционных болезней, эпидемиологии и клиническо-лабораторной диагностики читал лекции представитель Франции Жак Эпильбом. Правда, мне его послушать не удалось, так как пришлось решать многочисленные организационные вопросы.

Саша, а расскажи подробней о своей исследовательской деятельности, над чем ты работаешь сейчас?

Александр. Сейчас под руководством своего наставника А. Сергеева разрабатываю тему «Молекулярно-генетическая идентификация возбудителей сепсиса». С самого начала мы сотрудничали с онкогематологическим центром отделения гематологии в первой областной клинической больнице, где есть своя специфика — больные с онкозаболеваниями или с различными болезнями системы крови. В лечении у них применяются цитостатики, то есть лекарственные препараты, которые угнетают иммунную систему. Получается, что пациент подавлен не только своей болезнью, но и его иммунная система угнетается лекарствами, такой пациент становится беззащитным даже перед самыми безобидным микроорганизмам, естественные барьеры организма свои функции не выполняют, тогда микроорганизмы проникают во внутренние органы, в том числе и в кровь.

Сепсис — это не только наличие бактерий, но и их размножение. Тема исследования заключалась в том, чтобы как можно быстрее получить результат и определить тип микроорганизма, который вызвал системно-воспалительную реакцию и сепсис. Раньше это делали бактериологическим методом, который проходил не меньше, чем за три дня. Применение нового метода должно позволить быстрее проводить анализ крови и определять тип возбудителя.

И сколько времени было потрачено на исследование?

Александр. Эту работу мы начали с третьего курса, но исследование еще не закончено. Хороша сама тема и суть этой работы. Именно за идею и была отмечена работа на Молодежном инновационном конвенте Уральского федерального округа, где чествовались молодые ученые всего округа. Но пока достичь желаемого результата нам не удалось. Используемый молекулярно-генетический метод очень чувствительный: если повышать чувствительность, то будут определяться любые бактерии, например, на пробирке. Получается ложноположительный результат. А если чувствительность снижать, то при помощи этого метода возбудитель в крови не будет определен. Сейчас мы расширили круг пациентов, идет набор материала — больных сепсисов, уже не только онкобольных, но и хирургического стационара, всех реанимационных отделений города. К работе подключился второй профессор. 

Саша, а какое мероприятие за шесть лет обучения в медицинской академии запомнилось тебе больше всего?

Александр. Это «Медицинский Олимп» — вручение премии профессионального признания в разных номинациях. Каждый год медицинские учреждения и образовательные заведения представляют победителей в различных номинациях: «Спасение года», «Учитель года», «Диагноз года». В 2008 году я был признан «Учеником года». Вручение премии проходило в киноконцертном кинотеатре «Космос» и было приурочено ко Дню медицинского работника. В торжественной обстановке каждому номинанту вручали награды, говорили в его адрес много теплых слов. Вместе со мной на церемонию были приглашены родители Елена Зотиковна и Владимир Викторович, тетя Лариса Зотиковна, а также мои наставники в академии во главе с ректором Сергеем Михайловичем Кутеповым.

А при таком сумасшедшем графике и загруженности остается время на отдых?

Александр. На отдых времени остается не очень много. В Екатеринбурге я стараюсь посещать бассейн каждые выходные, бегаю. Выбираюсь в театр. Часто собираемся компаниями: отмечаем с группой Новый год, дни рождения, завершение сессии. Обычно на занятия и после них я стараюсь ходить пешком, дорога занимает около часа, считаю, что это тоже очень полезное занятие. До занятий это как зарядка, после — отдых.

В качестве гостя меня пригласили на бал, организованный образовательным проектом «Лидер Урала». В «Лидере» дана возможность молодым людям развивать свои проекты, для их реализации помогают найти инвесторов, консультантов. Как один из обязательных элементов — занятия танцами. Как итог работы — проведенный бал 25 января, куда были приглашены студенты Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Бальными танцами теперь серьезно не занимаюсь, но остались навыки, поэтому на балу удалось потанцевать.

На студенческом балу я неожиданно встретился с девушкой Илоной, с которой еще в 9 классе вместе отдыхали в лагере «Орленок».

Саша, а как проходит твоя жизнь в общежитии?

Александр. Очень часто домой возвращаешься после одиннадцати часов вечера, поэтому фактически я в общежитии только ночую.

А в студенческие приметы веришь?

Александр. На первых курсах, когда присутствовала неуверенность перед экзаменом, то старались соблюдать определенные студенческие правила: не бриться, не мыться и т. д. Еще верили в примету — кого первым встретишь перед экзаменом. Если мужчину, то все пройдет удачно, а женщину — наоборот. К шестому курсу все эти предрассудки забываются. Со сдачей экзамена я не тяну, как староста всегда иду отвечать первым.

А случалось, что писал шпаргалки?

Александр. Нет, ни разу. Жалко тратить время на маленькие традиционные шпаргалки — мелким почерком на маленьких листочках бумаги. Во время подготовки часто приходится прописывать формулы или названия, составлять небольшой конспект ответа, но эти записи на экзамен с собой не брал. 

Курьезные случаи были во время учебы?

Александр. Один раз неловко получилось. Родители дали денег на проживание, я их убрал в зачетку и благополучно забыл. Когда пришло время ставить зачеты, я, ничего не подозревая, отдал преподавателю свою зачетку, чтобы получить зачет. После чего меня вызвали к заведующему кафедрой. Тогда мне пришлось оправдываться, что эти деньги я просто забыл убрать. В итоге все закончилось хорошо, проблем с постановкой зачета не было.

Преподаватели также же требовательно относятся к своему уникальному студенту?

Александр. Что касается прошедшего семестра, то были снисхождения со стороны педагогов. Мне удалось съездить в Тюмень, Москву, Петербург, а это достаточно большое время пропусков занятий. А в медицинской академии к пропускам всегда относились очень серьезно. Если ты пропустил три часа, то это время студентам придется отработать — либо писать тест, либо беседовать с преподавателем. Некоторые педагоги прощают неявку на занятия рефератами. Но сессию приходится сдавать на общих основаниях. Большинство преподавателей даже не знают, кто я и чем занимаюсь. Или они просто этого не показывают.

Саша, а какие планы ты строишь на будущее? Собираешься возвращаться в Кушву?

Александр. Сначала придется получить первичную специализацию эпидемиологии, обучаясь в интернатуре. Без ее происхождения нас, как специалистов, никуда не возьмут работать. А потом, скорее всего, буду поступать в аспирантуру. Хочу заниматься и дальше научной деятельностью.

На будущее глобальных планов я не строю, в процессе уже можно определиться. Работать и работать — вот принцип жизни. 


 

Обсуждение  7

Похожие статьи



Внимание! Отключение электроснабжения!      0
26 апреля 2 раза на 30 минут в период с 09:00 до 17:00 без электроснабжения останутся дер. Мостовая и Боровая. // Верхнетуринский РЭС

Последние новости

25 апреля, 13:51         0
Внимание! Розыск!
Вандалы в Баранчинском попали на камеры видеонаблюдения.
25 апреля, 09:30         0
Как изучение родословной помогают изучить историю
Кушвинская школьница Ирина Шаврикова стала победителем всероссийского конкурса «Мой вклад в величие России» среди старшеклассников и студентов.

Наши читатели рекомендуют

Внимание! Розыск!

Поделитесь новостями