Учитель — профессия непростая. Сколько труда, усилий и терпения необходимо, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, грамотные, стремящиеся к своей цели молодые люди.
Сегодняшний наш собеседник — уважаемый коллегами и учениками преподаватель географии школы №10, победитель конкурса «Лучший учитель России» Наталия Владимировна Калганова. Помимо того, что Наталия Владимировна успешный педагог, она — очень разносторонний человек: увлекается туризмом, информатикой, ведет свою страничку в интернете, принимает участие в самых разных мероприятиях и праздниках. На предложение кушвы-онлайн.ру Наталия Владимировна с легкостью согласилась рассказать о жизни школы, себе, учениках и о том, что значит быть «учителем» в наше время…
Добрый день, Наталия Владимировна. В какой момент Вы решили связать свою жизнь с профессией учителя?
Наталия Владимировна. Началось все со школы, где я была сначала вожатой, затем педпрофиль, целевое направление в институт. У меня стоял выбор между медицинским и педагогическим институтами, желание учиться в педагогическом оказалось сильнее. Раньше говорила, что это призвание. Сейчас я опасаюсь этого слова. Мне нравится моя профессия. Я получаю огромное удовольствие, когда выпускаю класс и вижу, чего достигли мои ученики. Радуюсь, когда выпускники куда-нибудь поступают, а затем приходят в школу, делятся своими успехами, а их глаза горят. Я горжусь, когда мои ученики побеждают в конкурсах.
А география как наука всегда стояла в приоритетах?
Наталия Владимировна. Да. На этот выбор повлиял отец, который много лет отработал геологом на шахте «Южная». С его рассказов о разных камнях и горах и начался мой путь в географию.
За 20 лет работы в школе Наталия Калганова выпустила не один десяток учеников.
А с чего возникло увлечение компьютерными технологиями?
Наталия Владимировна. Когда я училась в институте, компьютеры только появились. К нам на факультет пришел компьютерный класс из семи компьютеров IBM 486, на то время это были самые лучшие машины с цветными мониторами. Вместе с ними поступило несколько самых простых программ. Мне просто захотелось попасть в этот класс. Тогда наш декан предложила писать сначала курсовую работу, а потом диплом по использованию компьютера на уроке географии. В то время эта тема только разрабатывалась, и мы были первыми методистами в этой области. С того момента и началось увлечение и использование компьютера в профессиональной деятельности.
С появлением новой техники расширились и возможности учителя. Правильно использовать компьютер на уроке — это тоже целая наука. Я с удовольствием использую компьютерную технику, мультимедийные пособия на уроке.
Совершенно случайно я попала на первые курсы по программе «Intel. Обучение для будущего» к Елене Владимировне Петроченко. Занятия были направлены на освоение офисных программ компьютера. Второй курс по этой программе для тьюторов (педагог-консультант) проходил в Екатеринбурге, где больше внимания я уделяла методической стороне. А на третьем было необходимо защитить свой проект. После этого я обучила около 40 педагогов из образовательных учреждений нашего города.
Сейчас «Intel. Обучение для будущего» предложили новые курсы, которые не просто связаны с использованием одного компьютера, а предлагают работу с интернетом, социальными сетями. Данный курс предлагается педагогам при поддержке районного центра «Intel. Обучение для будущего», руководителем которого является О. А. Удовичка. Но, к сожалению, еще не все учителя готовы к такой работе. Педагоги в школе интернетом пользуются, но если и используют всемирную сеть в своей работе, то чаще всего для поиска какой-либо информации. Своих материалов и разработок они размещают мало. Лишь учителя информатики могут это делать свободно и с удовольствием. Остальные пока не осознали, что это нужно, интересно и дает своеобразную независимость.
Наталия Владимировна, а как Вы отнеслись к нововведению этого года — появлению электронных дневников и журналов?
Наталия Владимировна. Сама по себе идея хорошая, она несет в себе открытость образовательного пространства. Но это огромная двойная нагрузка, которая ложится на плечи учителя. И, на мой взгляд, вводить подобные новшества еще рано. Для кого я, как учитель, буду это делать? Прежде всего, в электронный дневник должны смотреть родители, но пока наше общество к этому не готово. В школе №10 я давно пытаюсь вести электронную документацию. Это база данных, в которую каждый может войти, взять нужную информацию и использовать ее для своей работы. Ведение единой электронной базы данных упрощает составление отчетов, анализов.
Что думаете об инициативе правительства ввести дополнительный, третий, урок физкультуры?
Наталия Владимировна. Школа №10 позиционирует себя как культурный, спортивный, досуговый центр микрорайона. В нашей школе уже 5 лет в расписании стоит три урока физической культуры, поэтому для нас это не является новым. Ребятам нравится, эти уроки посещают все. Но мы вводим его не за счет других предметов, а за счет факультатива или школьного компонента.
Занятия спортом — это своеобразная разрядка. У нас вообще спортзал не пустует, всегда полон, с восьми утра и до вечера. Чтобы дети полюбили спорт, много зависит и от учителя физкультуры. В школе работают секции по тяжелой атлетике, шахматам, настольному теннису. В нашей школе прекрасные преподаватели физической культуры. Сожалею, что в этом году ушла на пенсию Светлана Павловна Клюжина.
Занятия в туристическом клубе «Эдельвейс», созданного по Вашей инициативе, тоже можно считать для ребят разрядкой от школьных дел и забот?
Наталия Владимировна. «Эдельвейс» работает с 1997 года. Началось все того, что у меня был очень сложный класс, в плане поведения, их нужно было чем-то заинтересовать, увлечь. А туризм, на мой взгляд, позволяет учащимся применять знания, полученные в школе и приобретать практические навыки. К тому же в необычной обстановке, не за школьными партами, перед педагогом открываются такие стороны характера учеников, которые невозможно понять в условиях обычной школьной жизни. Постепенно ребята, которые хотели бы заниматься туризмом, стали приходить в клуб. Сегодня клуб работает по двум направлениям: спортивное (подготовка инструкторов по туризму) и организация походов и экскурсий.
В 2007 году туристический клуб «Эдельвейс» отметил своё десятилетие.
С самого начала вся деятельность клуба держится на одном энтузиазме. Остро стоит проблема финансирования. Чтобы ребятам расти, необходимо принимать участие в соревнованиях. Сейчас все поездки спонсируют родители. Участники клуба стараются не пропускать соревнования, которые проходят по близости — в Нижнем Тагиле или Лесном. В последнее время ездим на студенческий туристический фестиваль «Уральская гряда» под Первоуральск, проходящий в лучших традициях. А осенью мы стараемся попасть на «Осенний марафон», где участникам приходится пройти 100 километров за 27 часов. Причем спортсменам предстоит преодолеть и технические этапы, находясь на полном самообеспечении: спальники, палатки, котелки, еда — все нужно иметь с собой. Но юным туристам нравится. Для них участие в туристических состязаниях — это очень хорошая проверка себя на прочность. К тому же, в спортивном направлении нам удалось добиться больших успехов.
Наталия Владимировна, всегда ли Вы волнуетесь перед встречей с классом первого сентября?
Наталия Владимировна. Обычно первое сентября для меня проходит либо за музыкальным пультом, либо на сцене в роли ведущей праздничной линейки, поэтому для волнения времени просто не остается.
Когда школа маленькая, и каждый друг друга знает, то и волноваться не приходится. А в классе все зависит от настроения учеников. Иногда они встречают тебя радостным приветствием, а порой в начале урока ты пытаешься их успокоить.
2010 год был объявлен годом Учителя. А кто, по вашему мнению, должен быть в школе главным?
Наталия Владимировна. Даже нельзя так сразу ответить на этот вопрос. Если система школы авторитарна, то, безусловно, главный — директор, все остальное существует лишь формально. А если мы мечтаем построить демократическое общество, то тогда в школе должен быть такой орган, который включал бы в себя администрацию, педагогический коллектив, родителей и учащихся.
Сейчас в каждой школе существуют советы, но созданы они формально, так как не работают совсем, или принимают решения с подачи администрации школы. Понятно, что дети не могут принять решения, потому что они еще дети. А родители не проявляют инициативу, потому что во многом не разбираются, не хотят или бояться преследований в адрес детей. Вообще, в идеале в школе должно быть содружество, только тогда будет тот результат, который удовлетворит всех.
Наталия Владимировна — участница и победительница областных, всероссийских и профессиональных конкурсов.
Какой учитель нужен современному ребенку?
Наталия Владимировна. Я из своего опыта могу сказать — это такой человек, к которому можно прийти в любой момент и решить любую проблему. Педагог должен дать все то, что в дальнейшем бы пригодилось учащимся в жизни. Не маловажно знание предмета и умение его преподнести. Если что-то не получается на уроке, любые вопросы всегда можно решить в разговоре тет-а-тет.
Согласитесь ли Вы с тем, что материально-техническая база российских школ постепенно улучшается, а качество образования падает. Что нашим школам необходимо для качественного образования учащихся?
Наталия Владимировна. Появление нового оборудования — это хорошо, но нужно уметь грамотно использовать его в своей работе.
Качество образования зависит от многих составляющих: от желаний ученика, от условий, где он занимается, от статуса учителя. Когда эти вопросы будут досконально проработаны, тогда и можно будет судить, повышается или понижается его качество.
Начнем с того, что если учителя не уважают по каким-то причинам, то качество образования по его предмету будет очень низким.
С одной стороны рационально, если мы ориентируем ребенка на выбор каких-то предметов. Таким образом, ученик распределяет свои силы, приложив больше усилий в изучении нужных ему предметов. Но не следует забывать о межпредметных связях, которые делают систему устойчивой. Сейчас география как наука практически не востребована в ВУЗах, и ребята воспринимают ее формально или как стартовую ступень для написания какого-то проекта или творческой работы. Но географический фактор очень важен в промышленности и строительстве, экономике и повседневной жизни. Если в школе география у ребенка неосознанно выпала, то потом у него нет целостного понимания того, что он делает, независимо от того, какую бы специализацию он не выбрал в будущем.
Наталия Калганова со своей семьёй на вручении премии «Вершина успеха 2010», в номинации «Мой дом — Моя крепость».
Наталия Владимировна, этим летом вы стали участником II Всероссийского педагогического форума. Расскажите, пожалуйста, что это за мероприятие и каковы его цели?
Наталия Владимировна. Началось все с обычного общения в интернете на сайте завуч.инфо. Результатом виртуального общения и стало проведение форума, который проходил под Санкт-Петербургом и собрал более 500 учителей со всей России. У каждого приехавшего на мероприятие были свои мотивы: кто-то хотел поделиться накопленным опытом, кто-то решил почерпнуть для себя что-то новое, многие собрались для того, чтобы решить вопросы, касающиеся современной системы образования, проведения единых государственных экзаменов, новой платной школы и других идеях, которые вводят чиновники.
Но в первый день заявленная программа форума поменялась. Потому что большинство участников Форума посчитали, что такое мероприятие имеет право заявить о большем, а именно о тех проблемах, которые на сегодня назрели в образовании. Результатом встречи стала резолюция, где мы попытались отразить наболевшие вопросы. Прежде всего, это проблема статуса учителя. Вот говорят, что учителя все сводят на зарплату. Конечно, это так. Потому что на свою зарплату мы должны жить сами, содержать образовательные учреждения, которые посещают наши дети, содержать свое рабочее место в соответствующем виде, чтобы во время проверки чиновник дал разрешение на работу. И такое происходит только в школе! Ни один рабочий, приходя на свое рабочее место, за свою зарплату не обустраивает его.
Поднимался вопрос аттестации педагогических кадров. В отдельных субъектах эксперименты с аттестацией проходят ежегодно. В Свердловской области новая система появится с 2011 года, она подразумевает сдачу ЕГЭ по основным предметам: педагогике, психологии, ведущему предмету и, как обязательное требование, информационные технологии. Я считаю, что если педагог имеет определенные успехи в своей деятельности, ему совсем не обязательно пересдавать все вузовские предметы. Своей деятельностью он уже доказал, что он может, что знает и что все это может применить в работе. Ведь чиновники не сдают экзамены по праву.
Много на Форуме говорили про изменение Федерального закона «Об образовании», в котором, как мне кажется, есть много противоречивых и спорных моментов. Например, в законе прописано, что образование в нашей стране должно быть бесплатным. И есть статья о родительской плате, которая не должна превышать 20 %. Получается, что один документ противоречит сам себе. Возникают вопросы к законодателям, которые кто-то должен задать. Если эти вопросы никто не будет задавать, то все так и останется.
Еще один противоречивый момент, касающийся работы педагога. Подушевое финансирование, по приказу Министерства образования, предполагает наполняемость классов не менее 25 человек, а площади типовых помещений по санитарным нормам могут вместить не более 20. Каждый год директора получают предписание уменьшить наполняемость в классах, за невыполнение требований им выписываются штрафы. Но в данном случае директор не виноват, два нормативных документа противоречат друг другу. На месте директора я обратилась бы в суд, чтобы решить, какой из приказов важней, тот я и буду выполнять. Получается, что из-за юридического казуса страдает руководство школ. Этот нюанс тоже можно отнести и к качеству образования. Если мой кабинет вмещает максимум 25 человек, а в 11 классе занимается 31 ученик, мне приходится заниматься не в кабинете географии, а в том помещении, куда можно посадить всех учащихся. Поэтому на уроке я могу использовать только такой материал, который можно перенести. Разве смогут в таких условиях учащиеся получить качественное образование?
Также, участники Форума выступили против проекта нового стандарта образования. Стандарт должен быть принят на будущий год. На мой взгляд, такой документ, как он выглядит сейчас, нельзя принимать. В настоящее время образовательный стандарт находится в обсуждении. По-моему, эти обсуждения должны быть открытыми, но в интернете мне не удалось найти, где бы шли дискуссии по принимаемому документу. Пока педагогические обсуждения носят стихийный характер в виде комментариев к статьям.
Выступление на втором всероссийском педагогическом форуме в Санкт-Петербурге.
Оправдались ли Ваши ожидания, связанные с объявленным годом Учителя?
Наталия Владимировна. Вообще за этот год в средствах массовой информации, особенно на телевидении, было сделано немало вещей, которые негативно показали образ учителя. Я не видела сериал «Школа», о котором столько говорилось, но не только он погоду делает.
Цель проведения года Учителя — поднять престиж учительской профессии. Не знаю, в чем ее подняли. На мой взгляд, только отпустили ниже плинтуса: новая система оплаты труда себя не оправдала, оптимизация ни к чему хорошему не приводит, а лишь убивает сельские школы, где не может быть положенная наполняемость классов.
Как любите отдыхать и расслабляться после трудовых будней?
Наталия Владимировна. В жизни все время занимает работа, даже когда отдыхаешь, приходится работать. До рождения дочери отпуск проводили в походах. Этим летом поездка на Форум стала моим отпуском, куда и были потрачены отпускные.
Вообще у учителей ненормированный рабочий день. Это лишь в планах написано, что преподаватель работает 18 часов в неделю. Но кто из учителей, отработав 3 часа в день, ушел домой? Для того, чтобы на следующий день провести те же три часа, учитель готовит материал к новым урокам, проверяет тетради. А плюс еще классное руководство и общественная работа. И получается, что имея нагрузку восемнадцать часов в неделю, рабочий день педагога длится с по 8-10 часов. Поэтому, если ты учитель — ты круглые сутки учитель, а твоя профессия становится образом жизни.
У вас есть жизненное кредо?
Наталия Владимировна. Меня об этом часто спрашивают, особенно дети. Когда я говорю, что хочу сделать мир лучше, они смеются. Но это правда. Если я оставлю мусор на лестничной площадке, значит, я буду жить в мусоре. Если я обижу другого человека, значит, я останусь в одиночестве. Если я ничего не создам за свою жизнь, значит то, что у меня есть — разрушится, и я останусь ни с чем. Какой фразой выразить свое жизненное кредо — я не знаю. Но то, что было обозначено выше, не должно быть.
Человека воспитывает семья. Учитель должен давать определенные знания и с профессиональной точки зрения корректировать дефекты воспитания. Причем не только у ребенка, но и у родителей.
Мы должны жить и развиваться, создавать что-то новое. Моя профессия должна дать мне возможность заработать и дать блага для общества. А чтобы моя профессия могла мне это дать, государство должно создать благоприятные условия для работы. Потому что учитель — человек государственный. От того, кого мы воспитаем, будет зависеть будущее страны.
Спасибо, Наталия Владимировна, за беседу! Желаем Вам творческих успехов, новых идей и послушных учеников!