13 сентября наш город посетил многократный чемпион мира и бронзовый призер Олимпиады в Сиднее Евгений Алейников. Кушва для залуженного спортсмена теперь не просто город. Находясь в Свердловской области, Евгений Васильевич решил побывать на родине своих воспитанников Александра Дрягина и Артема Кириллова. В кабинете начальника кушвинского ДОСААФ России Александра Вырупаева московский гость с большим удовольствием пообщался с представителями кушвинских СМИ.
Добрый день, Евгений Васильевич! Очень рады видеть вас в нашем городе.
Евгений Васильевич. Спасибо! Мне тоже очень приятно находиться здесь!
Когда у вас началось увлечение стрельбой?
Евгений Васильевич. Все началось в средней школе №26 города Владикавказа, где открылась секция пулевой стрельбы. Два месяца мы самостоятельно делали ремонт помещения, чтобы потом в нем заниматься.
Чем можно объяснить, что в таких маленьких городах, как Кушва или Алапаевск, вырастают ребята, которые успешно выступают на соревнованиях высокого класса?
Евгений Васильевич. Энтузиазм тренеров, которые работают в провинциальных городах гораздо лучше, чем в больших. В мегаполисах люди избалованы и вниманием, и финансами. А в маленьких городах человек понимает, что он немногое может изменить, и работает так, как от него зависит. А то, что зависит не от него, переводит на второй план. Появились деньги — хорошо, можно купить оборудование. Если их нет — тренер продолжает работать с полной отдачей, и не ждет какой-либо милости. Я сам из небольшого города и точно знаю, что в таких местах по-другому относятся к любому виду спорта, не только к стрельбе.
А были ли вы знакомы с кушвинским тренером Владиславом Павловичем Орловым? Как считаете, есть ли особенности подготовки «орловской школы»?
Евгений Васильевич. К сожалению, близко познакомиться с Владиславом Павловичем мне не удалось. Я слышал о нем, видел на соревнованиях, но общаться близко не доводилось. В то время я еще выступал и в тренерской среде не варился.
Что касается особенности тренерской школы, то любой регион имеет свою концепцию подготовки, которая выстроена историей нашего вида спорта. Владислав Павлович Орлов ведь не профессиональный преподаватель. Просто человек обладал огромным талантом, самостоятельно изучил свою дисциплину, почитал, сделал для себя какие-то выводы, а затем придерживался этих догм в своей работе. И получилось то, что получилось. Сейчас мы имеем Кушву как один из центров подготовки неплохих стрелков, успешно выступающих на международном уровне.
Кушва действительно на стрелковой карте России расценивается как центр стрелкового спорта?
Евгений Васильевич. Все знают, что есть такой маленький уральский город Кушва, где готовят хороших спортсменов. Знают тренеров и ребят, которые живут и занимаются здесь.
В нашей стране есть учебные заведения, где готовят тренеров?
Евгений Васильевич. Есть два института физкультуры в Воронеже и Москве, где ведется подготовка тренеров по пулевой стрельбе. Но в основном обучение сводится к получению бумажки, где написано «Диплом».
В настоящее время пособий по стрельбе очень много, но они написаны в 50–70 годы. За это время наш спорт сделал огромный шаг вперед как практически, так и теоретически. И только сейчас появляются люди, которые свои мысли складывают в строки и пишут какие-то брошюры, пособия. Например, Александр Куделин, мастер спорта международного класса, сейчас весь свой опыт выдает в книгах.
Я тоже пытаюсь свои мысли выразить в пособиях. Тренер я начинающий, работаю лишь три года. Но про стрельбу знаю 99%. Может, пока я не могу об этом сказать, поэтому учусь выражать это фразами, чтобы донести до своих учеников.
Евгений Васильевич, как тренер, как вы считаете, что нужно сделать, чтобы стрелковый спорт стал интересен молодым спортсменам?
Евгений Васильевич. Сейчас мы сталкиваемся с интересом двух сторон: средств массовой информации к пулевому спорту и их требованиям, чтобы все было зрелищно и захватывающе. Но мы понимаем, что стрельба — это не футбол. Конечно, можно написать на спине или винтовке стрелка рекламу той или иной фирмы, но на это все равно смотреть никто не станет.
Есть другой интерес: от спортсмена к тренеру, от тренера к спортсмену. Вот если ты, как тренер, смог сделать так, чтобы маленькому человечку нескучно было на тренировке, чтобы это не было для него обязанностью, тогда ты можешь рассчитывать на успех. И ты, как тренер, должен любыми способами сделать так, чтобы юный стрелок бежал на тренировку. Если это получается, тогда можно сказать, что ты настоящий тренер.
На соревнованиях, которые прошли в минувшие выходные в Алапаевске, вы уже видели выступления кушвинских ребят. Что можете сказать о них?
Евгений Васильевич. Я особо наблюдал за двумя вашими девочками: Дашей Марченко и Лизой Постоваловой. Очаровательные девчонки! Я как, как тренер, оценивал поведение стрелка на рубеже. Все идет от этого. Если стрелок нервничает и дергается, то в стрельбе у него ничего не получится. Самое главное, сделать так, чтобы маленький человек не форсировал события, все должно идти накатом. Если вдруг получается рывок, то нужно поддерживать его. А девчонки просто меня удивили. Молодцы! В таком юном возрасте и так стрелять — грамотно, по-взрослому! Правда, я не приветствую, что во время выступления они оборачивались и наблюдали за реакцией своего тренера Ирины Ивановны. У нас правилами соревнований запрещено разговаривать тренеру и спортсмену. Только вызвав стрелка к себе, тренер может дать ценные указания.
Хочу отметить работу Ирины Ивановны, она совершенствуется, это ее плюс. В процессе работы мы много разговариваем, советуемся, подкидываем друг другу идеи, на которые обращаем внимание.
Стрельба такой вид спорта, где результаты женщин совсем не уступают мужчинам. Почему так?
Евгений Васильевич. Женщины стреляют заведомо лучше, чем мужчины. Это было всегда. Когда мужчины и женщины выступали в общем зачете, то в процентном соотношении девушки выигрывали чаще, чем мужчины. И сейчас такое происходит. Не перечесть, сколько девушек набирали 400 очков в пневматике, а всех мужиков я могу по пальцам назвать. Это легко объяснимо с физиологической точки зрения, природой так заложено.
Евгений Васильевич, а когда вы заметили Артема Кириллова и Александра Дрягина?
Евгений Васильевич. Два с половиной года я работал тренером юниорской сборной России, где ребята постоянно, 200 дней в году, находились на каждом сборе.
Есть критерий отбора в сборную команду, он строго прописан. Заняв первые и призовые места, человек имеет право рассчитывать на место в сборной. Вот так ребята и попали. Они были достойны этого.
Какие бы сильные стороны вы бы отметили у Саши и Артема?
Евгений Васильевич. Я считаю, что сильная сторона у любого спортсмена — это желание. А если это желание еще поддерживать грамотными подсказками наставника, то тогда все получится.
Я всегда им говорю: любое выступление в стрельбе, даже самое длинное, не длится дольше трех с половиной часов. Не сложно вычеркнуть из своей жизни 3 часа и не думать больше не о чем, реализовав то, чему ты учился. Причем это не каждый день. Ни одни тренировки нельзя совместить по напрягающему и стрессовому моменту даже с соревнованиями самого низшего уровня.
Мы учимся, чтобы достичь высших наград. Ребята старательные, они молодцы. Сейчас мы все вместе прилагаем максимум усилий, чтобы исключить какие-то технические моменты в подготовке, решаю финансовые вопросы, чтобы не было проблем с амуницией и снаряжением.
Один раз я задал им вопрос: «Вы верите, что я знаю почти все в стрельбе?» Они ответили утвердительно. И все что я им говорю, они не оценивают как «может быть», они пробуют это. Лично у меня Александр Валерьевич Дрягин спросил: «Евгений Васильевич, а Вы в Лондон готовы поехать?». Их уверенность и желание мне очень нравится.
Сейчас продолжаете выступать на соревнованиях?
Евгений Васильевич. В этом году я участвовал в чемпионате России по арбалету. Александр Дрягин на чемпионате мира по стрельбе из этого орудия занял четвертое место. И не стоит удивляться, если тренер выступает в этом виде, то почему нельзя стрелять его воспитаннику?
А выступаете как арбитр на соревнованиях?
Евгений Васильевич. У меня есть судейская категория, но соревнования я не сужу. Как полковник внутренней службы МВД России меня приглашают арбитром на внутренние соревнования по стрельбе из боевого табельного оружия.
Что вами двигает в спорте: азарт, желание больше заработать или чувство долга и ответственности, что вы защищаете честь страны?
Евгений Васильевич. Когда я начал заниматься спортом, ни о каких деньгах я не думал. Мне хотелось научиться стрелять лучше всех. А говорить в советские и постсоветские годы об интересах финансовой составляющей не приходилось. Сейчас стало с этим лучше.
А что молодыми спортсменами движет сейчас?
Евгений Васильевич. В Домодедово у меня есть тир, где занимаются ребята 12–15 лет. Они полностью зависят от того, что тренер им вложит в голову. Я со своими воспитанниками о деньгах не говорю. Но, они все прекрасно видят, на какой машине ездит Любовь Галкина, моя жена, — двукратный призер Олимпийских игр, победитель всех официальных соревнований, двукратный лучший стрелок года. Они знают, что эта машина ей досталась за олимпийскую медаль. И понятно, им хочется достичь таких же успехов.
Вы с Любовью Галкиной одна из знаменитых спортивных пар в России. В вашей семье есть своя формула счастья?
Евгений Васильевич. Сын Тимоха. Я не знаю проблем с сыном. Когда наша мама уезжает на соревнования или сборы, мы вдвоем спокойно остаемся одни. Мы с ним очень дружим, с ним легко обо всем договориться.
Хотели бы вы, чтобы ваш сын занимался стрельбой?
Евгений Васильевич. Ни к чему обязывать я его не собираюсь. Если он захочет выбрать наш спорт, то тогда поддержу его. Но никогда не буду его в чем-то ограничивать или навязывать. Я очень благодарен своим родителям за то, что в свое время они не запрещали мне.
Что больше всего вы цените в своей супруге?
Евгений Васильевич. Терпение. Мне бы ее терпение, я бы тоже стал когда-нибудь олимпийским чемпионом.
Мы, стрелки, всегда привыкли прятать свои эмоции. Это наше профессиональное качество. Человек не станет хорошим стрелком, если он не научится прятать свои чувства. Если ты находишься на рубеже, то ты не должен выдавать свое настроение — ни хорошее, ни плохое.
А в повседневной жизни необходимо расслабляться, поэтому мы пытаемся делать друг для друга что-то хорошее, чтобы хоть тут улыбаться и радоваться.
Удается отдыхать всей семьей?
Евгений Васильевич. Вместе бываем очень редко, а отдыхаем обычно дома. За свою жизнь мне пришлось посетить соревнования в разных точках мира, теперь просто хочется побыть дома.
В профессиональном плане супруга с вами часто советуется?
Евгений Васильевич. Нет, не часто. У нее есть свой личный тренер, Алан Эрдман — серебряный призер Олимпиады 1956 года в Мельбурне. Вместе они успешно работают. Если у Любы и возникают какие-то вопросы ко мне, я ей советую, сам никогда не лезу в ее подготовку.
Стрелковый спорт — занятие для людей уравновешенных и хладнокровных. Бывают ли скандалы и интриги в стрелковом спорте?
Евгений Васильевич. На моей памяти их было не много. Но случаются, как без этого? Все мы люди, человеки со своими слабостями и недостатками. Я никогда не участвовал, не был сторонником этих интриг, старался проходить мимо. Это лишь портит нам жизнь.
Вы уже познакомились с нашим городом? Где успели побывать?
Евгений Васильевич. Оценил красоту Кушвы с высоты горы Благодать и сопки Ермака. Город очень красивый. Я очень люблю воду, а ее так много. Здесь мне очень понравилось.
С какой целью ехали в Кушву?
Евгений Васильевич. Сегодня обязательно познакомлюсь с родителями Саши. Планировал приехать в ваш город еще летом вместе с ребятами, но тогда не получилось. Мне давно хотелось побывать в Кушве, посмотреть тир. Когда-то я начинал точно с такого же школьного тира.
И как бы вы оценили кушвинский тир?
Евгений Васильевич. У себя в Домодедово я сделал тир пневматический, чем очень горжусь. Если бы он был большой, там можно было проводить любые соревнования. Там все сделано по правилам: и свет, и установки между стрелковыми местами. Тир оснащен самым современным оборудованием, не имеющим аналогов в стране. А вот 50-метрового зала для стрельбища нет. Я завидую, что в Кушве есть тир для стрельбы из малокалиберного орудия, в каком бы состоянии он не находился.
Кстати, Артем Кириллов в тире работает тренером, занимается с начинающими стрелками.
Не задумывались ли вы над тем, чтобы провести для кушвинских ребят мастер-класс?
Евгений Васильевич. Я обязательно вернусь в Кушву! Сегодня мы уже вели разговор о том, что стоит привезти ребят из своей секции на кубок Орлова. Я постараюсь изыскать средства, чтобы приехать на эти соревнования в будущем году.
Тогда, до встречи! Очень будем ждать Вас и Ваших воспитанников на турнире памяти Владислава Орлова!