4 октября 2010, 17:25     0     

Юлия Шипицына: «Я замужем за своей профессией»

День учителя — один из самых популярных профессиональных праздников. В этот день педагоги принимают поздравления от своих воспитанников, которые дарят им цветы и подарки, устраивают концерты. Но не стоит забывать наших самых первых наставников — воспитателей детских садов. Потому что именно в детском саду, ребёнок начинает развиваться как личность, как часть коллектива. Педагоги помогают раскрыться первым росточкам таланта и творчества.

«Мы научились плавать в море, как рыбы. Мы научились летать в небе, как птицы. Осталось только научиться жить на земле, как люди» — это высказывание Бернарда Шоу очень близко нашей гостье — музыкальному руководителю ДОУ №9 Юлии Шипицыной, участнице областного конкурса «Учитель года 2010». Накануне профессионального праздника Юлия Юрьевна поделилась особенностями своей работы, успехами своих воспитанников и о сокровенных мечтах.

Юлия Юрьевна, почему вы решили выбрать профессию работника детского сада?

Юлия Юрьевна. Мой педагогический стаж почти 25 лет. Работать в детский сад я пришла очень давно, в страшные годы перестройки, когда и идти-то было некуда, все кругом разваливалось. Не скажу, что это был осознанный выбор, но получилось, что я попала в точку. Интеллект, фантазия, талант — все это обязано быть в каждом педагоге. Мне нравится работа в детском саду, сейчас я уже точно не мыслю себя без этой работы. Есть такая фраза: «Я замужем за своей профессией», так это, наверно, про меня. Сейчас я целиком погружена в эту работу, находясь с утра до вечера в детском саду.

А чем вам нравится профессия педагога дошкольного учреждения? Расскажите, пожалуйста, об особенностях своей работы?

Юлия Юрьевна. Мне повезло, я попала туда, куда нужно. Если бы я начала работать воспитателем, то могла бы сломаться. Музыкальный руководитель детского сада — профессия в физическом плане чуть легче, чем воспитатель, но в эмоциональном плане несет очень высокую нагрузку. Если хочешь добиться чего-то большего, то приходится ставить большую планку. Когда мы долго готовимся к праздникам, идет сильнейший эмоциональный выплеск, после чего долго приходится восстанавливаться.

С каждым годом становится все больше детей с логопедическими нарушениями. Их особенность в том, что помимо речевых нарушений наблюдаются нарушения координации, мелкой моторики. У ребят с общим недоразвитием речи, которые посещают наш детский сад, отмечается нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, нарушении процессов возбуждения и торможения. Среди них встречаются дети гиперактивные и с высокой степенью тревожности. Поэтому я приняла решение расширить границы музыкального воздействия на развитие детей с помощью музыкально-театрализованной деятельности. В этом, конечно, была доля авантюризма. Как мои дети, которые и говорить толком не могут, будут выразительно, эмоционально и раскрепощено играть свои роли? А еще петь, и танцевать?

Во многом помогла музыка. Дети учатся танцевать, делают первые шаги, постепенно усложняет свои умения и выдают замечательные номера. А мы, педагоги, поражены их талантливости и больше начинаем им доверять.

И какие постановки вам удалось осуществить?

Юлия Юрьевна. Первым спектаклем стала мини-опера по сказке «Колобок», где у каждого ребенка была своя вокальная партия. А затем начали готовить более крупные представления. Сначала мы поставили, «Кота в сапогах», затем была сказка «Новогодние приключения Маши и Вити» по мотивам одноименного музыкального детского фильма. Нашли либретто в стихах, наполнили его музыкой и песнями. Я сама подбирала аранжировки. Дети много пели и танцевали. Наше выступление стало замечательным подарком для всех гостей детского сада в Новый год. Потом мы поставили волшебную сказку «Золушка». А в 2009 году, проделав огромную работу, на суд зрителей представители спектакль по сказкам А. С. Пушкина.

Над осуществлением этого проекта работали педагоги подготовительных групп, логопед, специалист по народному творчеству, родители и, конечно, дети. Работа закипела.

Началось все с написания сценария, который должен был охватить самые яркие и интересные отрывки из сказок. Такие, в которых бы дети смогли проявить фантазию, выразить чувства, вжиться в образ. Пушкинские стихи дети запоминали с трудом, им были не понятны многие слова, стихотворные обороты. Приходилось объяснять, проговаривать по несколько раз, чтобы легче запомнить.

Педагоги в группах читали сказки Пушкина, дети рассматривали иллюстрации, в комнате сказок смотрели мультфильмы, снятые по сказкам, рисовали, обсуждали каждого героя, разыгрывали на занятиях этюды. В свободное время пытались изображать героев, вникать в особенности их характера.

Об этюдах хочется сказать подробнее. Именно они помогли нам отточить мимику, характерные жесты, речь, интонацию. Дети входили в образ то злой королевы с царственной осанкой, то пытались изображать непроходимую чащу, через которую пробирается Елисей. Из этюдов и складывалось полное представление детей о героях спектакля, их желаниях и поступках.

Естественно, музыкальный спектакль не мог обойтись без песен и танцев. В спектакле предполагались образные танцы, отражающие сложные переживания героев. И здесь на помощь пришли дети. Слушая подобранную музыку, они пытались двигаться, импровизировать, изобретать движения. Многое нравилось и принималось. Так, почти целиком, ими был придуман «Танец русалок». Мы, педагоги, были поражены и сражены. В спектакле были еще танцевальные номера, в которых дети получили возможность самовыразиться, опираясь на характер музыки.

Вообще музыки в спектакле было много. Она звучала во время исполнения танцевальных номеров, шла красивым фоном во время диалога героев, окрашивая и усиливая впечатление. Есть в спектакле и вокальная музыка: герои всех сказок поют песню, открывающую представление.

Совместно с педагогами мы разработали костюмы для каждого героя. Неоценимую помощь нам оказали родители. Они поддержали нас и взяли на себя пошив костюмов. Не жалели средств ни на ткань, ни на отделку. Яркий, красивый костюм — это не просто необходимый элемент спектакля, а понимание собственной значимости ребенком, создание ситуации успешности и, как следствие, повышение самооценки.

От репетиции к репетиции дети постепенно раскрепощались. Их интонация, движения в танцах становились более выразительными. Дети учились находить в зале свое место, не поворачиваться к зрителям спиной, обращаться к партнеру по диалогу, не перебивать друг друга. Дети с нетерпением ждали репетиций, с упоением танцевали и пели.

Мы показали спектакль несколько раз: родителям, детям нашего учреждения, педагогическому сообществу города. Дети, как настоящие артисты, шлифовали мастерство — от показа к показу выступали все лучше и лучше. Работа над спектаклем сдружила и взрослый коллектив, укрепила веру в свои силы, сделала более тесным контакт с родителями. Увлеченные общим делом, родители лучше узнали друг друга, стали больше общаться между собой и больше доверять педагогам.

С какого возраста ребята в садике начинают готовить представления?

Юлия Юрьевна. Старший дошкольный возраст, воспитанники подготовительной группы. Именно в этот период дети могут показать все, чему их в детском саду научили.

В процессе творческой работы наши дети становятся более общительными, доброжелательными. У них повышается самооценка, меняются отношения в детском коллективе, на более высокую ступень поднимается их исполнительский уровень.

В детском саду огромное внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию, но в школьный период оно становится частью дополнительного образования. По-вашему, что нужно сделать, чтобы родители, педагоги продолжали заниматься с детьми музыкой, танцами или изобразительным искусством?

Юлия Юрьевна. Все зависит от родителей. Мы, педагоги, всегда готовы им помочь. У нас в городе работает много студий: в Доме детского творчества, во Дворце культуры, в школе искусств или в музыкальной школе. Везде можно найти занятие по своим интересам. Но не всегда родители готовы отдать туда ребят, для многих важна хорошая успеваемость в школе. Взрослые хотят подготовить ребенка к жизни, дать ему будущую профессию. Очень приятно, когда после детского сада ребята продолжают заниматься творчеством на более высоком уровне.

В школе совсем другой подход к художественно-эстетическому развитию. Родители жалуются: «Ах, как наши дети хорошо выступали, пели и танцевали. А теперь что?». Не в каждой школе с детьми продолжают заниматься музыкально-творческой деятельностью. Есть образовательные учреждения, например, шкала №1, где целые классы ставят музыкальные спектакли и пьесы. Хотелось бы педагогов и детей первой школы с этим представлением увидеть и в нашем детском саду. Мы бы с ними поделились своим опытом, а может быть, создали бы совместный проект.

Наблюдаете за дальнейшей творческой судьбой своих воспитанников?

Юлия Юрьевна. Да. И я рада, что у меня есть продолжатели. Например, семья Четвертных. Старший, Саша, занимается вокалом у Ольги Васильевны Горбуновой, замечательно поет, участвует в конкурсах. Кирилл, младший брат Саши, очень точно интонирует, его приятно слушать, он уверено и красиво ведет себя на сцене. И таких много!

Я горжусь, что наши выпускники одни из лучших в городе. Часто они собираются на праздниках нашего дошкольного учреждения и удивляют нас своими талантами.

Ваши первые выступления тоже были в детском саду?

Юлия Юрьевна. Да. Все начиналось с детского сада. Затем я занималась в музыкальной школе, где меня научили слышать, а это для поющего человека очень важно. Но работая музыкальным руководителем, я вдруг неожиданно запела. В этом помогли занятия с детьми, ведь мы поем с ними каждый день.

Теперь я не представляю без этого свою жизнь! Я радуюсь каждому дню и любой возможности, когда мне удается попасть в студию к Геннадию Ивановичу Константинову, чтобы попеть или выступить в городском концерте.

Профессию учителя нередко сравнивают с актерским ремеслом. Вы, наверно, на сцене чувствуете себя, как рыба в воде?

Юлия Юрьевна. На сцене волнение другого плана. Больше переживаешь, когда приходится выступать перед своими коллегами на различных конференциях или семинарах. Иногда я даже думаю о том, что лучше бы я отпела концерт. Для меня это проще. На сцене можно спрятаться за микрофон, музыку, там всегда есть поддержка.

С детьми же работать очень интересно. Во-первых, я сама у них учусь непосредственности и радости. Когда они идут выступать, я в них уверена, а волнуюсь больше за себя. Ребята же выдадут то, чему ты их научил, и даже больше.

Какие качества должны помочь педагогу в работе с малышами?

Юлия Юрьевна. Прежде всего, своя личная увлеченность. Если ты заражен и полон идей, то обязательно заинтересуешь и окружающих. Поэтому, личный пример — обязательно. А также педагог обязан любить свою работу и детей. Умный, талантливый педагог поможет ребенку не только увидеть, потрогать, почувствовать, но и захотеть. Захотеть узнать, захотеть научиться, захотеть участвовать. И совсем не важно, талантлив ли ребенок, достаточно ли у него опыта или в силу своих личностных качеств он либо застенчив, либо гиперактивен.

Юлия Юрьевна, уже, наверно, готовите очередной спектакль?

Юлия Юрьевна.  Наши воспитанники уже распределили роли нового театрального представления. Это будет сказка, наполненная музыкой, песнями и танцевальными композициями. Мы с коллегами надеемся, что за месяц нам все удастся воплотить в жизнь, и наша сказка получится волшебной и интересной.

Чего бы вам еще хотелось осуществить?

Юлия Юрьевна. Совсем недавно мы стали выступать дуэтом с Еленой Филюковой. Очень надеюсь, что и в дальнейшем наше творческое общение продолжится.

Ну и, конечно, хочется, чтобы и наши ребята продолжали радовать своих родителей и педагогов новыми успехами и открытиями.

Юлия Юрьевна, что для вас является счастьем?

Юлия Юрьевна. Я — женщина, мама, подруга. Я счастлива в личной жизни. У меня многое есть, чего нет у других: любимая профессия, любимый коллектив и воспитанники, которые продвигают меня вперед.

Юлия Юрьевна, большое спасибо за интервью! Пусть этот праздничный день принесет вам и вашим коллегам массу положительных эмоций, теплые поздравления и пожелания от ваших воспитанников. Крепкого здоровья, оптимизма, успехов в работе и жизненного благополучия! 


Автор
Ольга Сидорова
 

Обсуждение  0

Похожие статьи

Ссылки по теме

Звездопад в «Рябинушке» — Фотогалерея на Кушва-онлайн.ру, 29 апреля 2010 г.



Внимание! Отключение электроснабжения!      0
27 апреля с 09:00 до 19:00 для проведения плановых ремонтных ремонтных работ без эл. снабжения останутся пос. Баранчинский ул. Победы 6,8,10,12,25,27,29, Физкультурников 2,4,6,12,14,16,18,20,22,24,25,26, пер. Лескомский 1, Квартальный 16-2. // Верхнетуринский РЭС

Последние новости

26 апреля, 20:11         0
Информация из первых рук
В рамках XIV ЕЭФМ в Уральском государственном экономическом университете состоялся Международный дипломатический форум.
26 апреля, 11:52         0
Навыками сильны
25 апреля на площадке Баранчинского электромеханического техникума состоялся уже ставший традиционным V Конкурс профессионального мастерства по компетенции «Сварочные технологии» среди работников предприятий Кушвинского городского округа.
26 апреля, 08:06         0
Лучшие в профориентации
«Дороги, которые мы выбираем» - так назывался Х Региональный конкурс исследовательских проектов по профориентации среди школьников.

Наши читатели рекомендуют

Внимание! Розыск!

Поделитесь новостями