13 декабря Министр культуры Свердловской области П.В.Креков вручил стипендии и премии Губернатора Свердловской области учащимся и преподавателям учреждений искусств. На сцену были приглашены те, кто в 2013 году добился успеха в искусстве и творчестве, люди, внесшие особый вклад в сохранение и развитие художественного образования нашей области. Среди таких людей — преподаватель художественного отделения Кушвинской детской школы искусств №1 Андрей Юрлов, наш сегодняшний гость.
Андрей Юрьевич, расскажи, пожалуйста, о своем творческом пути. Как Вы начали работать в художественной школе?
Андрей Юрьевич. По большому счету, все вышло случайно. В детстве я занимался в художественной школе. После окончания общеобразовательной школы мои учителя порекомендовали мне поступать в Нижнетагильский педагогический институт, направляли на учителя начальных классов. Когда приехал подавать документы, узнал, что в пединституте есть художественно-графическое отделение, поэтому свое заявление я отдал туда.
Большого желания связать свою жизнь с обучением детей тогда не было. После окончания института я не собирался идти работать в общеобразовательную школу, но так случилось. Почти семь лет я проработал в первой школе и Азиатской сельской школе.
Затем при школе №1 появилась экспериментальная студия, которую создала Лариса Леонидовна Есюнина. Сначала было только музыкальное отделение, а позже появилось художественное, куда мы перешли работать вместе со Светланой Владимировной. После того, как в городе прошла реорганизация, было открыто художественное отделение Детской школы искусств №1, где мы трудимся в настоящее время. В школе искусств, в отличие от общеобразовательной школы, работать более оправдано, здесь ты видишь реальный результат своего труда.
Остается время, чтобы заниматься изобразительным искусством?
Андрей Юрьевич. Практически нет. Самим порисовать получается только, когда выходишь с детьми на пленэр. И то не всегда. Все зависит от того, как дети настроены на работу.
Андрей Юрьевич, расскажите о церемонии, в которой Вы приняли участие.
Андрей Юрьевич. Это было вручение премии Губернатора Свердловской области за лучшую педагогическую работу. Церемония всегда проводится в декабре, где награждают и юных дарований, и людей, внесших свой вклад в развитие культуры. Само награждение проходило 13 декабря в Доме писателя, который является памятником архитектуры XIX века, ранее он принадлежал меценату и покровителю уральских писателей Дрозжилову. Вся церемония длилась час, зал был не очень большой, поэтому царила камерная уютная обстановка. Награду вручал министр культуры Свердловской области Павел Креков.
Полученная премия Вас, как преподавателя, к чему-нибудь обязывает?
Андрей Юрьевич. Нужно продолжать работать дальше. Есть педагоги, которые очень часто получают такие премии. Не могу сказать — хорошо это или плохо. Любой конкурс всегда субъективен. Вечный вопрос — а судьи кто? Во время проведения таких конкурсных мероприятий нужно учитывать разные составляющие, начиная с того, как подготовлены документы. Зачастую, именно по ним и оценивается работа. Любой педагог может подготовить классный открытый урок, но я считаю, что на деятельность преподавателей нужно смотреть системно. Когда нам, как методистам, предлагают оценить мастерство какого-либо педагога на открытом уроке, мы всегда просим, чтобы нам показали работы детей, этого будет достаточно.
В чем суть работы, которая была представлена на рассмотрение для получения премии?
Андрей Юрьевич. Оценивались результаты работы за год. Основной показатель работы учителя – это участие детей в выставках и конкурсах. Был собран пакет документов, где и были представлены успехи наших учеников за последние годы, личные творческие достижения. Все это и рассматривало жюри.
В последнее время произошли изменения концепции художественного образования. Появились какие-нибудь новые требования?
Андрей Юрьевич. Это касается не только нас, художников, но и музыкантов. Сейчас пытаются выстроить систему: школа-училище-ВУЗ, потому что среднее звено начинает выпадать. После окончания школы дети поступают в институты. А школа все-таки должна готовить к поступлению в училище. Хорошо это или плохо — не могу сказать.
Что касается художественного отделения, то наша система сильно не изменилась. Часовая сетка, предметы — все осталось прежним. Пока новая концепция до конца не отработана. Сначала мы обрадовались, решив, что с введением новых требований, у нас улучшиться государственная поддержка и финансирование, как это было в общеобразовательных школах. Но денег нет, нам приходится крутиться самостоятельно. А спрос со школ идет огромный. Так, в написанной программе указаны требования — материальное обеспечение, например, мультимедиа в каждый класс. У нас один на всю школу.
Но думаю, что порядка с новой программой будет больше. Суть этих изменений заключается в том, что ребенок, оканчивая художественную школу, должен обладать навыками и знаниями, благодаря которым имеет возможность легко поступить в училище. А многие школы искусств ушли от этого, их учащиеся могут получить свидетельство о получении художественного образования в школе, еще учась в пятом классе образовательной школы. Но пятиклассник физиологически не может нарисовать или сыграть так, как требуется при поступлении в училище. Сейчас строго прописано, дети какого возраста и на какую программу принимаются в художественную или музыкальную школу. Наши воспитанники обучаются 8-9 лет, не считая подготовительных классов. Есть дети, которые проучились по 12 лет и спокойно поступали в ВУЗы. Сегодняшние выпускники, которые окончили нашу школу в прошлом году, продолжают ходить на занятия и готовятся к поступлению в художественные образовательные учреждения высшей школы. В каждом институте есть свои вступительные программы, по которым мы с ребятами занимаемся.
Как строятся отношения с Вашими учениками? Есть ли секреты педагогического мастерства?
Андрей Юрьевич. Считаю, что просто нужно работать. Хотя и считается, что мы проводим групповые занятия, но работаем с каждым ребенком индивидуально, кому-то нужно сказать и посоветовать одно, кому-то — совсем другое. В художественной школе они бывают как минимум три дня по три-четыре часа. И атмосфера у нас не такая, как в общеобразовательной школе. Чаще всего, один педагог ведет одну группу детей, с течением времени преподаватель для ребят становится больше, чем наставник, поэтому и отношения с детьми совсем иные: в школе и дома — они одни, а на занятиях в художественной школе – абсолютно другие. С ними всегда интересно общаться, ты наблюдаешь, чем они живут, что их интересует, как они общаются. Как правило, у нас занимаются не совсем обычные дети, они по-другому смотрят на мир. Бывает, что доверяют свои секреты, семейные и школьные проблемы, неурядицы.
Все выставки, которые проводятся в школе, оформлены Вами…
Андрей Юрьевич. … Потому что в нашей школе работает только один мужчина. Виктор Васильевич Бушуев уже в возрасте, для женщин эта работа тоже не из легких, это требует больших физических затрат. Хотя сейчас стали делать легкие рамки, а раньше использовали толстое стекло, огромные тяжелые деревянные рамы для картин. Все это нужно поднять и повесить. И не один раз. На оформлении выставки уходит не меньше недели. Ты смотришь, как получается, переносишь и перевешивать работы с места на место. Что не нравится, переставляешь по-новому. Приходится работать не спеша, чтобы выставка получилась. Можно развешать картины так, что многие потеряются. В этом есть свои тонкости, приходиться действовать так, как ты ощущаешь. В принципе, у нас все обучение строится на чутье.
Работа работой, но у Вас есть какие-либо увлечения, которые бы не касались школы?
Андрей Юрьевич. Работа по дому, за тебя ее никто не сделает, сейчас занимаюсь ремонтом (смеется). А отдых — это что-то очень короткое и быстротечное. Если уехали из города, то хорошо. А если нет, то даже летом не получается отдыхать, все равно приходишь в школу.
Говорят, что загаданные желания в Новый год исполняются. О чем Вы мечтаете?
Андрей Юрьевич. Есть давняя задумка, чтобы в городе вновь появилась художественная школа как самостоятельное учреждение. Хочется, чтобы эта идея когда-нибудь осуществилась, а лучше всего, в новом году. И пусть проекты, которые были задуманы, например, реконструкция входной группы, будут реализованы!