В Центральной городской библиотеке открыта выставка работ Юлия Зюбрицкого. Многим кушвинцам Юлий Болиславович знаком не столько как художник, а как автор охотничьих рассказов и член литературного объединения «Родники Синегорья».
На выставке представлено 14 картин Юлия Зюбрицкого — это пейзажи кушвинских окрестностей, а также прекрасные виды реки Чусовой. Вместе с этим кушвинцы смогут познакомиться и с птичьими чучелами, которых делает художник. Мы встретились с Юлием Болиславовичем, чтобы больше узнать о нем, его творчестве и увлечениях.
Юлий Болиславович, как давно вы занялись рисованием? Получали ли Вы специальное образование?
Юлий Болиславович. Я родился в обычной семье. Мой отец работал начальником станции Исеть, но его признали «врагом народа» и посадили. После того, как он был освобожден, отец переехал в Кушву, на родину моей матери, и перевез всю семью. Здесь он устроился работать на железную дорогу, а мама трудилась счетоводом-кассиром на Гороблагодатском леспромхозе.
Тяга к искусству у меня от матери, она очень хорошо рисовала. В детстве я любил рисовать Дедов Морозов, потом начал писать людей. Мне нравилось изображать Сталина, Буденного, Ворошилова и других военноначальников. Особенно старался вырисовывать их ордена и медали.
В школьные годы именно мне поручали заниматься выпуском стенгазет. И в армии нашел применение своему увлечению, работая над армейским боевым листом. Чтобы выпустить стенгазету в армии, давалось три дня. Я служил в краснознаменном полку, поэтому на каждой стенгазете нужно было рисовать орден Красной звезды и орден Александра Невского. А это очень кропотливая работа. Здесь я немного я схитрил, заготовив специальные шаблоны. И в то время, когда мои боевые товарищи несли службу, я с удовольствием рисовал.
После армии пошел учиться в техникум, и там продолжил писать. Свою дипломную работу «Технологические процессы» я изобразил на листе ДВП, нарисовав полностью валку леса, трелевку и погрузку.
В 30 лет я надумал поступать в художественное училище. Приехал в Нижний Тагил, привез свои работы. Но профессор, познакомившись со мной, меня отговорил от этого, дав положительную оценку моим картинам. Сказал, что все, что мне нужно, я уже знаю и умею без преподавателей в училище.
После того, как леспромхоз, где я работал, закрыли, то я жил этим, выполняя картины на заказ.
А что для вас является источником вдохновения?
Юлий Болиславович. Конечно, наша уральская природа и лес! Как для рассказов, так и для картин. Если рисую, то только пейзажи. К тому же, почти всю жизнь я отработал мастером в лесу. Вокруг так много замечательных, красивых мест! Например, поехали мы на Чусовую, но рыба не клюет. Тогда я беру с собой этюдник и начинаю рисовать. И никакой фотоаппарат не нужен, чтобы передать величие и красоту тех мест.
А иногда в лесу можно встретить нежданных гостей. Например, огромного лося. Порой идеи что-то написать приходится вынашивать очень долго, а иногда случается, что возвращаешься домой, а мысли сами приходят в голову. Тогда торопишься поскорее все зарисовать. Не получилось — отложил кисть, а после добавляешь что-то новое. Сейчас нахожусь на отдыхе, поэтому и времени для увлечений: охоты, рыбалки, рисования — стало побольше. Можно с утра уйти в лес и наблюдать за всем, что там происходит.
Есть ли секреты в вашем творчестве?
Юлий Болиславович. Секретов нет. Рисую маслом по ДВП. Правда, чтобы прописать мелкие детали на картинах, использую не кисточку, а специальные перья вальдшнепа. У каждой птицы на крыле есть одно перышко, которое называют пером художника. Сколько куликов, столько и перьев. Они имеют разные оттенки, могут быть от совершенно белых до черных. Именно такими перышками я и работаю над мелкими деталями.
На выставке можно увидеть птиц, обитающих в наших лесах. Как давно вы начались заниматься изготовлением чучел?
Юлий Болиславович. Если руки нормально пришиты к месту, то всегда всё получится. Это ремесло я освоил всего шесть лет назад. Работа это очень трудоемкая и кропотливая. Иногда людям не хватает терпения, чтобы наблюдать за процессом, не говоря уже о самом изготовлении.
Во-первых, чтобы выполнить хорошее чучело, нужно правильно подстрелить птицу. Обязательно нужно попасть ей под крыло, иначе ничего не получится. На изготовление одного чучела уходит не меньше недели. Сначала нужно все выпотрошить, просушить, набить синтепоном, загипсовать, зашить. Я стараюсь выполнить не просто чучело, а продумать композицию с лесными птицами, поэтому ищу подходящие ветки для них.
А где получаете нужную информацию?
Юлий Болиславович. Мне всегда и во всем очень помогают книги. В свое время я был записан в пяти библиотеках одновременно. Очень люблю читать про охоту и природу.
А приходилось ли Вам делать выбор между художественным и литературным творчеством?
Юлий Болиславович. Нет, все решается само собой. И зависит от желания. Но писать литературные рассказы я начал намного позже. У нас был первичный охотничий кооператив, который получил разнарядку — написать небольшой рассказ в газету. Раз я работал в лесу, то меня обязали выполнить это задание. И так продолжалось на протяжении нескольких лет. А затем уже самому захотелось свои охотничьи заметки, рассказы и приключения других охотников оформить в художественные произведения.
Пока охотничьи рассказы напечатаны в одном сборнике «Свой голос», сейчас готовится еще одна книга авторов литературного объединения. Но есть мечта — издать книгу своих произведений, сопроводив их собственными иллюстрациями.
Тогда пусть эта мечта обязательно осуществится! Юлий Болиславович, большое спасибо за беседу!
Выставка работ Юлий Зюбрицкого в Центральной городской библиотеке продолжит свою работу до конца сентября. Приглашаем горожан познакомиться с творчеством кушвинского автора.