Ситуация на Украине каким-то образом коснулась жизни многих людей. Герой нашей рубрики «Гости» Евгений Таран почти всю жизнь прожил в Черкассах, занимался творчеством, писал стихи. Сегодня он живет и работает в Кушве, но при этом продолжает заниматься своим любимым делом. О себе, своих стихах и впечатлениях Евгений Таран рассказал при встрече.
Евгений Васильевич, расскажите нашим читателям немного о себе?
Евгений. Я родился на Украине в Черкассах. Мне был год, когда родители переехали в литовский город Клайпеда, отцу, который был военным музыкантом, предложили должность военного дирижера. Без малого 20 лет мы прожили в этом годе. В Клайпеде я пошел в школу. В 1985 году поступил в Московское военно-музыкальное училище по классу саксофона, окончил его в 1989 году. А затем – армия, работа. Поскольку времена тогда, 90-е годы, были сложными, поэтому пришлось перепробовать разные профессии — от дворника до переводчика.
Оставалось ли время для занятий творчеством?
Евгений. В то время и стихи, и музыка не были моей профессией, а оставалось лишь хобби, увлечением. Случалось, что ты идешь по улице, и вдруг тебе в голову приходят строчки или четверостишья, и ищешь, куда бы их сохранить. Наверно, десятки стихотворений были безвозвратно утеряны. Как пришло, так и ушло. Потом я старался держать под рукой ручку и листок бумаги, чтобы эти строчки зафиксировать. Сейчас еще проще — записал все на смартфон и все.
Вы себя больше считаете больше музыкантом или поэтом?
Евгений. Чем бы я ни занимался, и музыка, и поэзия всегда были при мне. Музыка в моей жизни появилась раньше. С восьми лет я учился в музыкальной школе, окончил ее по классу фортепиано. Стихи пишу с 1985 года, поэзии сейчас посвящаю больше времени. Свой последний вальс я написал в середине 90-х. Для музыки нужно больше эмоциональных сил.
А удается соединять в одно произведение музыку и стихи?
Евгений. У меня есть три романса, вальс со стихами. Также писал романсы на стихи своих коллег. В Черкассах у меня был свой круг общения, где мы обменивались своими работами. Иногда, читая стихи своих коллег, у меня возникало желание написать к стихам музыку.
Что для Вас является источником вдохновения и бывает ли, что Вы сами на себя злитесь, что не получается что-то закончить, потому что этого самого вдохновения нет?
Евгений. Перед нашей встречей дома я колол дрова. Казалось бы, работа, что не есть грубая, но именно в эти периоды, когда работают руки, голова и душа свободны. В такие моменты и рождаются стихи. Пришлось бросить топор, чтобы стихотворение записать. Оно получилось сразу, с лету. А затем можно и дальше продолжить работу.
Я редко корректирую свои стихи. Рождение поэзии — это очень тонкий момент. С годами появляются определенные навыки: владение словом, выражение мысли, их соответствие своим чувствам. Сейчас уже редко бывает необходимость что-то корректировать. Когда я общаюсь с другими людьми, я просто перенимаю у них образы, стиль изложения, пополняю свой запас, и наверное, эта корректировка идет внутри меня.
Каким темам Вы уделяете внимание в своем творчестве?
Евгений. Конечно, основная тема – это любовная лирика. За ней идет, философская тема. Сейчас в связи с политическими событиями на Украине появились стихи на эту тему. Я думал, что я смогу абстрагироваться от этого, но у меня не получилось. И это нормально. Когда только начались военные события в Славянске, то с лету родилось стихотворение, на которое было много отзывов в интернете.
Чаще всего Вы делитесь своим творчеством в интернете или печатайтесь в сборниках?
Евгений. Стихи я сразу выкладываю в интернет, делюсь ими во всех социальных сетях. Так всегда можно увидеть и узнать реакцию разных людей.
Интересно узнавать мнение читателей о своем творчестве? И вступаете ли Вы с ними в полемику?
Евгений. В полемику редко вступаю. Хотя иногда хочется подискутировать с читателями. Мы часто общались с коллегами-поэтами в Черкассах, в городе было много литературных клубов. Наши встречи проходили раз в месяц, проводились творческие вечера. Мне очень нравились наши встречи.
Кто чаще всего выступает Вашим критиком?
Евгений. Скорее всего, я сам к себе критичен, чем кто-либо. Люди больше восхищаются, оставляют позитивные отзывы. Но мне хочется развиваться, поэтому хочется иметь ответную связь от читателя. Не просто «Хорошо» или «Молодец», а именно критику. Потому что сейчас это для меня не увлечение, это моя жизнь, моя работа. Мне иногда самому кажется, что стихи получаются недостаточно совершенными. Жизнь идет, и я знаю, сегодня написал чуть хуже, а завтра будет лучше.
Можно ли научиться стихосложению как ремеслу или, все же, это природный дар и талант?
Евгений. Я думаю, что человек должен быть одарен этим, но научиться писать стихи все же можно. На каком это будет уровне — зависит от человека. У меня была знакомая, которая обратилась ко мне с просьбой помочь ей со стихосложением. Это был единственный случай в моей жизни, когда я выступил в роли наставника. Я дал конкретные советы, пояснил, чего бы мне хотелось увидеть. С каждым присланным стихотворением, ее уровень заметно возрастал. У человека, когда он выражает свои чувства, возникают проблемы, связанные со словарным запасом, несоответствие лексикона богатству переживаний при написании стихов, поэтому получаются, как я бы сказал, «корявые» строки. Но если задумываться над тем, что пишешь, то можно научиться писать красиво.
За то время, что вы жили на Украине, бывали в Кушве? Какие впечатления остались от города, уральской природы, которая заметно отличается от украинской?
Евгений. Я был в Кушве только в детстве, когда мне было лет шесть или восемь. В этом году я приехал в Кушву просто в отпуск в начале июля, у меня здесь живет четверо братьев, с которыми я не виделся больше 35 лет. А потом уже так случилось, что решил остаться. Впечатления от Урала, конечно, разительные. Восхищают горы, о которых я только слышал. Даже сам дух, стиль общения между людьми, характерные особенности речи, интонации — все другое. Смена мест, смена эмоций, какое-то расслабление — у меня появились стихи на эту тему. Когда тебя принимают хорошо — это очень много значит.
Сейчас на Украине складывается непростая ситуация. Я переписываюсь со своими друзьями, многие жалуются, что жить там – морально тяжело. Черкасская область находится далеко от Донецка, но по всей стране чувствуется тревожное настроение.
Можно сказать, что в Кушве сейчас для Вас начинается новая жизнь?
Евгений. Возможно, я бы и не переехал в Кушву, если бы не было предложений по работе. Сейчас я преподаю музыку в школе №4, меня пригласили руководителем коллектива «Уральское раздолье» во Дворце культуры и солистом-вокалистом в оркестр русских народных инструментов. Работа, в принципе, мне знакома, но есть, и свои нюансы. «Уральское раздолье» - известный в городе коллектив, но коллектив самодеятельный, не профессиональный, поэтому приходится искать свой стиль общения с участниками, чтобы они понимали меня, как музыканта. С другой стороны, девчата сами просят, чтобы я с ними работал, так как мне хочется. Конечно, это приятно.
Кардинально ничего не поменялось. Я иногда сам ловлю себя на мысли, что здесь только климат другой. Надеюсь, что в Кушве для меня откроется что-то новое.
Мне радостно отметить, что всего за месяц, который я живу и работаю в Кушве, наш коллектив «Уральское раздолье» стал обладателем Гран-при на конкурсе «Верхотурский перезвон», а также, солистка коллектива Надежда Григорьева стала обладательницей Гран-при на фестивале «Осеннее очарование», который проходил в поселке Баранчинском.
Для стихов время остается?
Евгений. Даже колка дров этому не мешает! (смеется). Тут главное не время — главное, чтобы душа жила!