Восток всегда был магнитом для путешественников и первооткрывателей. Китай несколько сотен лет манил к себе людей по разным причинам. Кого-то интересует духовная этой страны, других привлекает богатая тысячелетняя история и культура. Пронзить всю территорию самой густонаселенной страны на мотоцикле этой осенью удалось самому прославленному кушвинскому мотопутешественнику настоятелю Михайло-Архангельского Храма отцу Дмитрию.
Во время всего путешествия отец Дмитрий вел дневник, где очень красочно и подробно описывал все приключение и события, случившиеся в это время. А после возвращения домой поделился своими впечатлениями.
Каким было настроение после возвращения из Китая?
Отец Дмитрий. Признаюсь, первые дней десять-двенадцать Китай снился. Но сейчас в сознании все разложено по своим местам. Мотоцикл, который мы отправляли через транспортную компанию, уже пришел.
С мотоциклом во время путешествия были проблемы, сейчас они решены?
Отец Дмитрий. Мы американцам написали претензию по поводу их колеса (в дороге у отца Дмитрия было сломано несколько спиц). Конечно, санкции они мне не объявили, но вежливо дали понять, что гарантия на колесо полгода, а спицы вылетали из-за того, что само колесо было плохо собрано. Не были выфрезерованы специальные посадки, где проходили спицы, поэтому ниппеля постоянно находились под углом, это либо ломало спицу, или обрывало головку. В ответном письме мы дали понять, что продукция их компании подвергала опасности жизнь известных на весь мир мотопутешественников (смеется), и теперь мы будем вынуждены на всех форумах писать о том, что они делают вещи не очень хорошего качества. Договорились, что компания высылает нам комплект новых спиц и ниппелей, а уже здесь мне все доделают.
Ваши прошлые большие путешествия всегда наполнены миссионерским содержанием.
Отец Дмитрий. С самого начала мы хотели осуществить большую православную миссию, как это было во время мотопохода в Монголию «Неизвестный Александр Невский», но сразу получили предупреждение. Китай — это совсем другая страна. Здесь есть пять официальных религий, православия среди них нет. Нам лишь было предложено посетить немногочисленные приходы, которые в основном состоят из наших соотечественников.
Как награда стало для нас Крещение двух китаянок — Натальи и ее маленькой дочери, которая после Таинства получила имя Татьяна. Крещение провели в номере отеля, где мы остановились. Также познакомились с двумя удивительными китайскими ребятами — Петром и Мартерием. Петр учился в России, где и принял православие. От него православием «заразился» и Мартерий. После того, как мы провели Крещение, Петр попросил исповедовать его. В моей многолетней практике я впервые исповедовал человека на китайском.
Оправдались ли ожидания от самой поездки?
Отец Дмитрий. Что касается впечатлений от самой страны, то они в разы перевыполнены. Перед путешествием мы много читали, узнавали на форумах, но увиденное поразило своей яркостью и масштабностью. Во-первых, это огромная территория, где проживают разные этнические и религиозные группы, чьи взгляды отразились на культуре страны, быте и образе жизни. Запад Китая, Тибет, Северный Китай очень различаются. Иногда жители этих территорий даже не понимают друг друга. История страны насчитывает свыше 5000 лет, здесь богатая и разнообразная культура. Чтобы познакомиться со всем подробнее, нужно ехать не на месяц.
У нас же получилось следующее: утром просыпаемся, садимся на мотоциклы, весь день находимся в дороге, к вечеру приезжаем в отель другого города, утром просыпаемся и едем дальше. Хотя было несколько мест, где мы изначально решили делать остановки. Это Сиань с Терракотовой долиной, Шаолинь, сам Пекин и Китайская стена, Далянь и Харбин. И все эти точки нам были взяты, кроме Даляня. Все дело в том, что из-за проблем с мотоциклом в Пекине мы остались на сутки дольше. Ремонт техники сместил весь наш график, поэтому решили не ехать в Далянь. А после этого в новостях узнали, что в этом районе начался сильный шторм, и дороги были перекрыты на несколько суток. Если бы мы туда поехали, то засели бы надолго.
Шаолинь мне показался большим коммерческим аттракционом. Раньше это было обычное китайское захолустье, о нем мало кто знал. Все изменилось после выхода фильма с Брюсом Ли в 80-е годы. Сейчас это место стало очень популярным у европейцев, которые пытаются найти великую духовность. На территории монастыря создан своеобразный антураж, везде царит тема драконов. Для китайцев это спокойное, умное существо, которое защищает от злых сил. Вокруг Шаолиня работает много школ, где детей обучают боевым искусствам. Среди монахов много европейцев. По моему субъективному впечатлению сам по себе китайский буддизм отличается направленностью на самосовершенствование духа через тренировку тела. Та же модная ныне практика фэншуя, связанная с освоением пространства, решает вопрос, как гармонично обустроить свою земную жизнь.
Пекин оставил много поразительных впечатлений. Это огромный город, где всегда стоит смог. Великая китайская Стена, протяженность которой составляет 6 тысяч километров, поражает своей грандиозностью, чувствуется, что труда в ее создание вложено немало. О ее строительстве ходит много легенд. Поразило то, что сложена она из очень прочных камней. Стену можно поделить на части: есть туристическая зона и дикая часть, которая проходит в горах. До этого места мы смогли доехать на мотоциклах.
Очень понравилось в Харбине. Это город с «русскими корнями», его создавали русские. В 20-30 годы здесь даже существовало две администрации – советская и русской эмиграции. Все это оставило свой отпечаток на развитии культуры города и его архитектуры. В Харбине мне удалось выступить перед местными жителями из русской общины.
К путешествию в Китай мы готовились основательно, точно проработали весь маршрут, но не учли некоторые реалии, например, густонаселенность территории. Средний город по китайским мерках — это 3-4 миллиона жителей. Тем не менее, мы — первая группа российских мотоциклистов, которая прошла Китай насквозь, полпути заняла дорога по пустыне и горам. Конечно, немного смазали впечатления дожди. На мотоцикле в такую погоду ехать некомфортно и небезопасно. Были недочеты со стороны принимающей турфирмы. На себе узнали, что значит горная болезнь. Без акклиматизации неподготовленному человеку находится на высоте 3900 метров сложно.
Зато в нашей команде во время путешествия оставался очень хороший климат, царило полное взаимопонимание. Путешествовать таким составом было комфортно и весело. Думаю, что мы еще вместе обязательно куда-нибудь съездим.
Чем еще запомнился Китай?
Отец Дмитрий. Китай показался мне страной еды, но она вся ресторанная. У них практически невозможно купить нормальные продукты в магазине. Хлеб, колбаса – все имеет какой-то сладкий привкус. Думали, что рис — основная еда китайцев, но это не совсем так. Чаще всего в ресторане перед нами ставили горелку, где закипал бульон, в него закидывали разные мелконарезанные продукты — морепродукты или овощи. Все это очень быстро варится. Если хочешь добавки, можешь повторить. Очень распространен в Китае соевый сыр. Но вся пища очень острая. Столкнулись с тем, что на Тибете приготовить пищу — большая проблема.
Меня поразило невероятное трудолюбие китайцев. Особым важным элементом развития городской инфраструктуры является строительство дорог, качество которых значительно выше, чем в России. Их хайвеи — это технически универсальное сооружение. В основном, езда по хайвею платная. Правда, чаще всего мотоциклистов на такие дороги не пускают, нам приходилось ехать по объездным дорогам через города со скоростью 30-40 километров в час. Это связано с густонаселенностью Китаем. Приходилось проявлять максимальную выдержку. Еще одна особенность — это куча видеокамер, не только на автострадах, но и обычных дорогах.
Ваша команда вызывала интерес у китайцев?
Отец Дмитрий. В провинции мы производили фурор. Сами называли это действо «цирк приехал». Все дело в том, что в Китае вся мототехника — малокубатурная, и ее очень много. На своих мотоциклах мы были как инопланетяне. Это нам доставляло немало проблем на заправках. В целях террористической безопасности китайцы свои малолитражки заправляют в нескольких метрах от заправочных станций чайниками по 8 литров. Чтобы заправить наши пять мотоциклов, где у каждого бак — 20, пришлось бы потратить много времени и терпения. Поэтому где-то мы просто подъезжали к заправкам и в наглую вставляли пистолет в бак. Также приобрели специальные канистры, которые нам продали после разрешения китайской армии.
Нужно отметить, бензин в Китае дороже, чем в России, но он у них какой-то волшебный. Если на нашем российском топливе при полном баке можно проехать максимум 270 километров, то по дорогам Поднебесной мы проезжали по 360.
Что китайцы думают о русских?
Отец Дмитрий. К россиянам в Китае хорошее отношение, но совсем не любят американцев. Сами китайцы — народ хитрый, за дешево себя не продадут. Скорее всего, это связано из-за ощущения огромности своей истории и многотысячной культуры. Они никогда не будут ни к кому присоединяться, потому что ценят свою независимость.
Надо сказать, что в это стране — очень суровые наказания. Нужно приложить невероятные усилия, чтобы выйти из китайской тюрьмы. Жестоко караются воровство, тем более у государства, убийства, распространение наркотиков – вплоть до смертной казни. Можно заниматься бизнесом, но частной собственности нет: и земля, и недвижимость — все принадлежит государству.
Что касается демографической политики, то официально в Китае разрешено иметь только одного ребенка. Но практически в каждой семье есть и еще дети, так сказать неофициальные, потому что на них родители не получают никаких документов. А это значит, что учиться такие дети уже не смогут. Начальное образование в китайских школах ведется бесплатно, остальное — за большие деньги.
Наверно, сейчас уже строите уже планы на будущее?
Отец Дмитрий. Пока нет. Может быть, весной, открывая новый мотосезон, сделаю небольшой кружок до Каппадокии, что находится в Турции. В этом месте не побывал только ленивый. Наверно, мы и есть последние лентяи, которые туда собираемся.