Накануне Всероссийского дня библиотек и по случаю Года литературы мы решили поговорить о чтении, книгах и людях, посвятивших себя библиотечному делу.
Уже 14 лет проводником самых маленьких читателей в мир добрых книг является библиотекарь городской детской библиотеки Любовь Охрыткова. Всегда приветливая, доброжелательная энергичная она стала настоящим другом для большой армии юных кушвинцев, увлеченных чтением и творчеством. В конце прошлого года Любовь Петровна была отмечена почетной грамотой Министерства культуры Свердловской области. Сегодня она согласилась стать нашим гостем.
Любовь Петровна, чтобы выбрать профессию библиотекаря, наверное, нужно очень любить читать. Любовь к книгам у Вас с детства?
Любовь Петровна. Да, с самого детства я очень много читала, и мне это очень нравилось. Любовь к книге началась с уроков литературы в пятом классе. Вернее даже будет сказать, с учителя литературы — Евдокии Николаевны Панковой. Это был человек, влюбленный в литературу, сумевший передать эту влюбленность нам, своим ученикам.
У нее дома была собрана богатейшая библиотека. Я часто брала книги из личной библиотеки Евдокии Николаевны. Помню, как взяла книгу А. Дюма «Граф Монте-Кристо», и просто не могла оторваться. Принесла книгу в школу и на уроке математики продолжила чтение. Книгу, конечно, отобрали, мне было очень стыдно, но зато я узнала, как Эдмон Дантес выбрался из замка Иф.
А как с Евдокией Николаевной интересно было вести разговор! Она в совершенстве владела искусством слова. Я ее просто боготворила. Всегда хотела быть такой же, как Евдокия Николаевна – интеллигентной, умной, увлеченной чтением. Но с годами понимаю, что она единственная в своем роде.
Какая книга оказала на Вас самое сильное влияние, и возможно, перевернула Ваше мировоззрение?
Любовь Петровна. Пожалуй, назову небольшую повесть выдающегося американского писателя Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». В этом произведении очень хорошо раскрыт характер старика, его воля к победе, чего нам порой так не хватает… Он терпит поражение, но он остается непобежденным. Меня просто покорил этот старик: его гордость, его героизм, его стремление к жизни. А самое главное, что его душа, испытавшая многое на своем веку, осталась чистой.
Каким должен быть детский библиотекарь?
Любовь Петровна. Наверное, детский библиотекарь в первую очередь должен любить детей и книги. Он обязан хорошо знать свое дело, быть психологом, педагогом, уметь настраиваться с детьми на одну волну.
Я очень люблю своих маленьких читателей. Люблю рассказывать им о писателях, о новых книгах. Мне нравится их умение слушать, слышать, грамотно рассуждать. Люблю, когда после проведенного мероприятия ребята задают вопросы, значит, я не зря готовилась.
Ведь наша задача — развивать Читателя, который будет способен думать, мечтать, обогащать свой внутренний мир.
В последнее время все говорят о том, что дети не читают? Почему? Какие советы Вы бы дали родителям, чтобы приучить детей к чтению и книге?
Любовь Петровна. Почему? Наверное, потому что в нужное время им не попалась нужная книга. Такая, которая заставляла бы ребенка думать о ней, даже когда он не читает.
Потому что им мало читали вслух. Потому что не было примера для подражания в чтении книг. Если родители хотят, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Нет ничего эффективнее примера взрослых. Так что, уважаемые родители, прежде всего, читайте сами! Развивайте культуру чтения в вашем доме и прививайте ребенку любовь к книгам, и тогда вы подарите своему ребенку величайший дар — радость от чтения.
Но нужно отметить, что в последнее время все больше детей стали интересоваться чтением. Особенно у нас перенасыщен летний период, когда ребята получают списки литературы и ответственно исполняют это задание. Возможно, свою роль сыграло и то, что сейчас вернулись к написанию сочинений. Если ты не будешь читать, то ты ничего не напишешь на экзамене.
В детскую библиотеку ходит много ребят, особенно младшего школьного возраста. Чувствуется заинтересованность педагогов начальной школы, которым мне хочется сказать особые слова благодарности. Это огромный труд — водить детей в библиотеку целым классом в любую погоду. Нередко к нам на занятия приходят и родители. Результат работы по привлечению детей к чтению будет, когда в одной связке начнут работать библиотека, семья и школа. Тогда в нашей совместной работе все получится.
Сейчас всё больше людей предпочитают электронную книгу бумажной, как Вы к этому относитесь к этому новшеству и пользуетесь ли ей сами?
Любовь Петровна. Отношусь хорошо и сама пользуюсь. Это удобно, почему бы и нет? Если человек читает, не имеет значения, какой формат книги он выберет.
Что дает современному ребенку чтение книг?
Любовь Петровна. Чтение необходимо для общего развития ребенка. Чтение расширяет кругозор, формирует грамотность, развивает речь и память, дает знания. Чтение книг учит думать и анализировать. Чтение —это всегда труд.
Но самое важное — чтение книг воспитывает! Учит различать добро и зло, помогает научиться переживать и сопереживать… Одним словом, если ребенок будет читать, то больше шансов, что в дальнейшем из него вырастет образованный интеллигентный человек, обладающий развитым эстетическим вкусом.
Каковы предпочтения сегодняшних юных читателей?
Любовь Петровна. Дети в первую очередь реагируют на оформление книжки. Чем она ярче и красочнее, тем быстрее ребенок обратит на нее внимание. Кстати, таких книг в нашей библиотеке становится все больше.
Наши читатели любят произведения о животных, о детях, приключения, фантастику. Пользуются спросом прикладные издания. И, конечно же, сегодня ребята читают то, что когда-то любили читать их родители. Это классическая литература, книги, рассказывающие о дружбе и любви, взаимопонимании и доброте: «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, повести и рассказы Николая Носова, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, повести Эдуарда Успенского.
Из писателей нового поколения наиболее читаемы произведения Тамары Крюковой, её книги учат честности, справедливости, взаимовыручке. Книги Кати Матюшкиной — это одновременно и детективные истории, и весёлые сказки, и альбомы для рисования, и сборники игр. Кстати, все свои книги она иллюстрирует сама.
Много читают ребята произведений Дмитрия Емца. Его сказки излучают тот же свет счастливого и здорового детства, который присутствует, например, в книгах Александра Волкова.
Какой Вы представляете себе библиотеку будущего?
Любовь Петровна. Библиотека будущего? Интересный вопрос. Прежде всего, я уверена, что библиотека не перестанет существовать.
Может быть, она будет в виртуальном пространстве?! Может, появятся книги с живыми картинками, которые будут открываться и закрываться по хлопку?! Можно много фантазировать на этот счет. Самое главное, чтобы она была максимально удобной для читателя: с уютными залами, с современными книжными стеллажами, мягкими креслами, где человек будет черпать знания из самых разных информационных источников.
2015 год объявлен в нашей стране как Год литературы. Что лично Вы ожидаете от этого года?
Любовь Петровна. Безусловно, главными «героями» в этом году станут разные писатели – классики и современные, книги и, конечно, читатели.
Читатели! Я очень люблю это слово. К сожалению, из профессиональной терминологии оно исчезает. Все чаще звучит – «пользователь» библиотеки. Но мне ближе «читатель». Может это и несовременно, но мне это ближе.
Очень хочется, чтобы в Год литературы мы вспомнили про русские традиции семейного чтения, которое сближает членов семьи, объединяет их духовно. Вспомнили, что когда-то ценностью в доме был книжный шкаф. Вспомнили, что когда-то книга была лучшим подарком. Может быть, когда мы ушли от всего этого, в мире стали преобладать другие ценности?
Давайте поможем нашим детям полюбить книгу! Ведь, вполне возможно, от этого будет зависеть то, каким будет наш мир. Не будем забывать библейскую истину, что «В начале было Слово»!