На старой фотографии аккуратным ровным почерком старательно выведена надпись: «Равилю Михайловичу от Юрия Александрова в знак особой признательности на долгую память».
Равиль Михайлович Исламов, кушвинский тренер по боксу, бережно протягивает ее мне: «Вот, смотри, Юрка Александров, чемпион мира, нокаутер признанный, какой боксер был - кубинцы боялись!»
О чемпионе мира по боксу Юрии Александрове из Каменска-Уральского снято немало документальных фильмов. Именно он в 1983 году выразил благодарность кушвинскому тренеру Равилью Исламову за совместную работу в Свердловской области.
Сегодня в квартире Равиля Михайловича всегда включен телевизор, работающий на спортивном канале. «Мне без разницы, какая идет трансляция - поясняет он - главное, чтобы был азарт, тогда мне интересно». Равиль Исламов пронес через годы стремление к спортивной импульсивности. Сегодня он у нас в гостях.
Равиль Михайлович, расскажите о роли бокса в Вашей жизни
Равиль Михайлович. Я начал заниматься боксом с 5 класса (с 1960 года). Моя семья жила на ДОФе-3 и ежедневно я шел на занятия в 4 школу, а затем на тренировку во Дворец культуры, где на втором этаже располагался тогда спортивный зал. В 60-70 годы бокс в Кушве был по-настоящему народным видом спорта.Моими первыми наставниками были Николай Желобов и Борис Орехов, у которых я тренировался до поступления в физкультурный техникум в Свердловске. В Екатеринбурге я занимался боксом у Николая Засухина, именно тогда ко мне пришли первые серьезные результаты: я выполнил норматив КМС, участвовал в соревнованиях на первенство Центрального совета, других всесоюзных турнирах. После окончания техникума и службы в армии вернулся в Кушву и до 1990 года руководил секцией бокса во Дворце культуры.
Расскажите подробнее о секции бокса. Кто приходил на занятия?
Равиль Михайлович. В секции занимались юноши и взрослые, порой на тренировку приходили до 100 человек. Конечно, здесь срабатывало правило естественного отбора. Закреплялись в боксе только самые трудолюбивые и старательные. Борис Орехов рассказывал мне, что в конце 50-ых годов занималась группа глухонемых боксеров, но я лично эти времена не застал.
Каковы результаты вашей тренерской работы?
Равиль Михайлович. После прихода из армии с 70-го года после отъезда Бориса Орехова в Новороссийск я возглавил секцию бокса. Двадцать лет жизни я отдал секции. За это время подготовил двух чемпионов Центрального совета: Рашида Алексеева, который в ноябре 1982 года на всесоюзном турнире в Ленинграде в составе Свердловского облсовета Труд стал победителем и Николая Чуркина. Хорошие результаты показывал у меня Сергей Трофимов, ныне работающий в полиции города.
Вообще в 70-80 годы в Кушве работали много талантливых тренеров: Валерий Железков (3 школа), Валерий Никитин (ГПТУ), Николай Кетов (10 школа), а также Николай Суворов, Игорь Разумов. Каждое воскресенье к нам приезжали боксеры из Нижнего Тагила и других городов, устраивали спарринги.
Как вы обустраивали зал для бокса, ведь советское время известно как эпоха дефицита?
Равиль Михайлович. Ринг мы делали своими руками: канаты сплели бывшие матросы, сшивали брезент швейной машиной с огромной иглой, которая была только на шахте. Стойки ринга отлили на заводе, позже нам разрешили просверлить пол для того чтобы их закреплять. Мешки для отработки ударов мы вешали на баскетбольные щиты. В общем, выкручивались, как могли. Выписывали перчатки, которые оплачивало рудоуправление, они были набиты конским волосом, быстро изнашивались. Сейчас перчатки другие: материал иной, липучки вместо завязок, в современных перчатках кулак боксера не сжимается до конца, что не дает возможности вкладывать всю силу в удар, поэтому иногда я говорю, что сейчас бокс превратился в игрушечный. Нет тех пушечных ударов, которые были в советское время.
Я слышал, Вы знакомы со многими спортсменами и тренерами…
Равиль Михайлович. Да, мы до сих пор общаемся с Владимиром Черней, первым тренером Кости Цзю. Совсем недавно он приезжал ко мне в гости. С Цезаричем, как его называют близкие, мы познакомились в Серове на одном из турниров.С тех пор нас объединяет дружба, он знает, что может позвонить и приехать в любое время, как и я к нему.
В советское время мы дружили с тренером Николаем Ивкиным из Карпинска. Он сумел подготовить единственного олимпийского чемпиона московской олимпиады-80 Шамиля Сабирова. Помню, как случайно встретился в конце 70-ых годов с Шамилем в аэропорту Кольцово. Он прилетел с первенства Европы из Швеции со сломанной рукой. В капиталистических странах медицина платная, поэтому гипс ему наложили только в Союзе. Это очень волевой человек, сильный спортсмен, ныне он тренирует в Краснодаре.
Каким Вам запомнился Костя Цзю?
Равиль Михайлович. Костю Цзю я знаю с его детства, на тренировках держал ему лапы. Он любил играть в настольный теннис, Цезаричу на соревнования всегда приходилось брать ракетки. Помню, что в детстве он не выговаривал букву «р». Мы над ним подшучивали, спрашивая: «Костя, ты почему куришь?». А он, не понимая,под наш смех отвечал: «Да не кую я, не кую». Вообще я не помню, чтобы Костя кому-то проигрывал по юношам. Всем сразу было ясно: растет большой мастер. Еще помню, что был у него на свадьбе. Он пригласил тренеров из области, с которыми тесно общался, в Серов, мы посидели, поздравили молодоженов.
В чем различие между российским и советским боксом?
Равиль Михайлович. Советский бокс был мастеровитее, техничнее. Потом в бокс пришли деньги, что, по-моему, негативно сказалось на спортивной составляющей. Стало цениться зрелище и шоу.
Почему Вы закончили тренировать?
Равиль Михайлович. В 90 году я получил производственную травму и отошел от тренерской работы. Примерно в это же время был сдан в эксплуатацию спортивный комплекс «Горняк», секция бокса перебралась туда. Пришли новые наставники: Михаил Смагин, Вениамин Кутявин.
До сих пор я слежу за развитием спорта в городе, пользуясь случаем, передаю привет спортсменам прошлых лет, которые меня знают, и желаю успехов нынешним боксерам.