В 2017 году в Кушвинском городском округе впервые был проведен конкурс «Педагогический старт». Его цель — раскрыть творческий потенциал молодых педагогов, повысить значимость и престиж педагогической профессии.
Участие в конкурсе приняли 11 работников учреждений системы образования, имеющих опыт менее пяти лет. Успешно пройдя все испытания, победителем в этом году был признан учитель истории и обществознания школы №1 Константин Моноков.
Константину Александровичу — 26 лет. Сегодня он продолжает обучение в магистратуре и третий год делится своими знаниями о былом со следующим поколением. «Нелегко быть педагогом», — считает победитель конкурса. Тем не менее, рассматривает «Педагогический старт» как взлетную полосу к новым профессиональным успехам.
Константин Александрович, начнем сначала. Когда Вы осознали, что хотите стать учителем и будете работать в школе? Было ли желание осознанным или на его формирование повлияло стечение обстоятельств?
Константин Александрович. Когда поступал в НТГСПА, основная цель была получить высшее образование. Однако практика в школе вызвала интерес к профессии, и я решил для себя: «А почему бы и не попробовать?». Однако после окончания ВУЗа устроиться в школу не удалось, в итоге попал в коммерцию. Проработав в этой сфере год, о чем я не жалею, получил колоссальный опыт. За это время мне удалось пообщаться с очень интересными людьми.
Летом в 2015 зашел в школу №1 узнать, есть ли вакансия учителя истории, и теперь я здесь.
За что Вы любите свой предмет историю?
Константин Александрович. А как её не любить? Это ключ ко многим вопросам настоящего и будущего. Без истории очень тяжело прожить в современных реалиях, разобраться, что к чему.
Можно ли говорить о популярности профессии педагога среди молодых людей?
Константин Александрович. Сомневаюсь. Очень мало молодых педагогов в школе….. Очень… Мне даже бывает скучно из-за этого. Всегда приятно общаться со сверстниками, не только в повседневной жизни, но и на работе. Не в обиду моим коллегам. Они – лучшие.
Как строите взаимоотношения с учениками?
Константин Александрович. По-разному. Все зависит от класса. Есть классы, где встречаешь интерес и активность, поэтому контакт находишь с полуслова, от урока получаешь настоящее удовольствие. А бывает и по-другому, что детям ничего не нужно, тогда начинаешь изобретать очередной велосипед.
В каком формате проходил конкурс «Педагогический старт», и чем он стал для Вас?
Константин Александрович. Конкурс начинался с подготовки документации и написания эссе. После этого нас ожидало публичное выступление. Мы все провели открытые уроки и в этот же день дали мастер-классы для своих коллег. Последний этап – самопрезентация, где представили себя и свой опыт членам жюри. Сложнее всего мне дались публичные выступления. И урок, и самопрезентация, и мастер-класс. Подготовка и волнение во время выступления отнимали много сил и энергии.
С какими мыслями шли на конкурс? Важнее победа или участие?
Константин Александрович. Мысли? Сказали, что нужно защитить честь школы, поэтому собрался и пошел готовиться. Я и не думал, что смогу занять первое место.
Для меня победа и участие не представляет какой-либо интерес. Опыт — вот моя ценность и цель. Опыт — это жизненный козырь, который всегда пригодится в трудный момент. До этого я никогда не учувствовал в подобных конкурсах, все было в диковинку. Спасибо организаторам, этот опыт пойдет в мою копилку. Спасибо и Вам. Впервые даю интервью.
Тяжело ли быть учителем? Каковы, по вашему мнению, преимущества и недостатки профессии?
Константин Александрович. Тяжело. Работа выбивает из тебя все силы. Особенно это ощущается в конце рабочей недели. Могу в пятницу приехать домой в 16:00, поужинать и лечь спать до субботы. В субботу очень часто появляется ощущение, что тебя не было дома всю неделю, так как все мысли были только о работе. В воскресенье начинается погружение в рабочий процесс. Так что в конце учебного года накапливается адская усталость, и смотришь на мир уже совершенно другими глазами.
Если говорить о недостатках, то выделю несколько. Во-первых, отсутствие личного времени. Поэтому часто вспоминаю слова Сухомлинского: «Важнейшее условие духовного роста педагога – это, прежде всего время – свободное время учителя». А без этого страдает педагогическое творчество. Педагог не может и не должен работать в таких условиях, иначе рано или поздно можно выдохнуться. Во-вторых, заработная плата. К сожалению, зарплата не соответствует моим трудозатратам.
Еще один недостаток — статус педагога в современном мире. Нас можно упрекать везде и во всем, даже перед детьми. Следующее — полное отсутствие правовой защиты учителя. Виноват во всех обстоятельствах только учитель, а это шаг к безнаказанности и кризису общества. Ответственность должна быть обоюдная. Может быть, где-то грубо сказал, но объективно.
Из преимуществ хочу отметить только одно — отпуск два месяца.
Если бы появилась возможность совершить путешествие во времени, куда бы Вам хотелось отправиться больше всего?
Константин Александрович. Если закрыть глаза на политические репрессии, то это СССР, 30-е годы, когда проводилась индустриализация. Всегда приятно, когда страна развивается и дает возможность людям проявить свои способности. Для каждого человека важно ощущать потребность в себе со стороны государства и общества.
Готовы представлять свой опыт на областном, следующем этапе конкурса?
Константин Александрович. Почему нет? Только нужна подготовка на другом уровне, проработать всё до мелочей. В конце концов, удача любит подготовленных.
Каким Вы видите свой идеальный отдых?
Константин Александрович. Иногда мне снятся сны, где я вижу реку, Уральские горы и костер, а рядом сидят мои друзья. Это именно тот отдых, который дает мне возможность погрузиться в совершенно другую атмосферу, отвлечься от насущных проблем. К сожалению, сегодня мы повзрослели, и эти сны с каждым днем все тяжелее воплотить в реальность. Поэтому ценность минут, когда мы можем собраться все вместе, превышает стоимость любого существующего драгоценного металла в природе.
На данный момент мое главное увлечение — это мотоцикл. Он дарит мне новые эмоции, отвлекает от повседневной рутины. Когда едешь, то получаешь неописуемое удовольствие!
Я не считаю себя байкером, просто любитель. Катаюсь немного и недалеко. Мотоцикл у меня только год. Как-то в пятницу приехал уставший с работы, лег спать, а на следующий день проснулся с мыслью, что хочу купить мотоцикл. Я — человек идеи, если что-то хочу, значит, у меня это будет. В понедельник пошел и записался на учебу в автошколу.