«Легко ли быть молодым педагогом?». С таким вопросом накануне профессионального праздника российской молодежи мы решили обратиться к тем, кто только начинает свой профессиональный путь в школе.
С целью объединения молодых педагогов, выражение их интересов, содействие в повышении профессионального уровня и творческого потенциала молодых работников системы образования Кушвинского городского округа в 2016 году был создан Совет молодых педагогов.
В его состав входят молодые педагоги образовательных организаций Кушвинского городского округа, имеющие стаж педагогической работы не более пяти лет. Многие из них совсем недавно сами были учениками, а сегодня – полны энтузиазма учить других.
Давайте с ними знакомиться.
Анна Федорченко, учитель начальных классов школы №3.
Я выбрала профессию учителя начальных классов, потому что мне нравится работать с детьми, постоянно развиваться, совершенствовать свои знания, воплощать в жизнь свои творческие идеи. Учителем хотела быть с детства. На выбор профессии повлияла первая учительница - Сушникова Елена Ивановна.
Каким был первый день в роли учителя?
Анна. Мой первый урок... 4 сентября 2017 года, понедельник. Я долго готовилась к нему! Была продумана каждая минута. Старалась быть уверенной, но постоянно задавала себе вопрос: «А справлюсь ли?». И вот он наступил, этот долгожданный для меня день, долгожданный урок.
На меня смотрели малыши. Такие любознательные, с горящими глазами. Я начала урок и сразу почувствовала, что детей не пугает мой голос и мои слова, ребята вступали в диалог, задавали вопросы. По моему мнению, если ученик задает вопросы, значит, его заинтересовало то, о чем говорит учитель.
Мне хотелось так много успеть на уроке! Всё время смотрела на часы. Надо уложиться! Ощущения от первого урока до сих пор со мной: волнение, страх, удивление. «Неужели я настоящая учительница, а это мои ученики?». Сердце так стучало, что, казалось, выскочит. Голос дрожал. Незаметно пролетели 45 минут. Урок окончен. В голове промелькнула мысль: «Я справилась».
Поменялось ли со временем представление о Вашей профессии?
Анна. Нет, не поменялось. Мне очень нравится работать в школе.
Клуб молодых педагогов — это что и для чего?
Анна. Клуб молодых педагогов нужен для поддержки и сопровождения молодых педагогов, для помощи в профессиональной адаптации, методической, организационной и правовой поддержки учителей, начинающих свой путь в профессию.
Екатерина Косачева, учитель начальных классов школы №3.
Я выбрала профессию учителя начальных классов, так как мне нравится вносить вклад в развитие подрастающего поколения, а так же совершенствовать свои знания. Со школьных лет эта профессия меня привлекала благодаря моей учительнице русского языка и литературы Орловой Светлане Львовне.
Мой первый день в роли учителя прошел 3 сентября 2018 года. Я переступила порог класса, меня охватил страх: «Получится ли у меня? Справлюсь ли я с поставленной задачей? Пройдет ли все так, как я запланировала?».
Вот прозвенел звонок. Начался урок. В ходе урока у детей возникали вопросы, ребята активно вели диалог, 45 минут пролетели незаметно, и когда урок подошел к концу, в голове промелькнула мысль: «Я справилась!». Работа в школе приносит мне удовольствие.
Екатерина Дитер, педагог-организатор школы №1.
Что послужило выбором профессии. Были ли примеры тех, на кого хотелось стать похожим?
Екатерина. Выбор был довольно спонтанным. На момент окончания 11 класса я не знала ни куда поступать, ни кем хочу стать. Единственная мысль билась в голове постоянно: хочу продолжить знакомство с французским языком. При поступлении в УрГПУ у меня было два варианта: переводчик или учитель. Поступить на бюджет на переводчика было нереально, т.к. давалось лишь одно место и, как правило, его занимает льготник. Конкурс на учителя был попроще, поступила без проблем.
Осознание правильно сделанного выбора пришло позже, в ходе подготовки к парам. Заниматься письменными переводами оказалось жутко неинтересно. Учителем французского я работала лишь 1,5 года в Екатеринбурге, а в Кушве устроилась педагогом-организатором. И мне нравится то, чем я занимаюсь. Учитель — живая профессия, позволяющая поделиться с учениками своей любовью к предмету, который когда-то лично тебе нравился в школе.
Стать похожим на кого-то — не мой стиль. Были педагоги и в школе, и в университете, которых любила за их неординарность и юмор при проведении уроков и пар. Таких людей всегда интересно слушать, они не вбивают знания в твою голову постоянными зубрежками и повторениями. Они предлагают знания, а тебе их хочется принять и пропустить через себя. У таких людей хочется учиться.
Каким был первый день в роли учителя?
Екатерина. Первый день уже и не помню. Но всегда забавно, как тебя воспринимают и дети, и коллеги. Не раз меня принимали за ученицу. На лицах детей всегда читается некое удивление, а педагоги теряются, не сразу находятся с ответом.
Поменялось ли представление о Вашей профессии?
Екатерина. Я всегда уважительно относилась к этой профессии. Любила школу, где училась. Любила своих учителей, конечно, были и исключения, но где их нет...
Клуб молодых педагогов — это что и для чего?
Екатерина. Это объединение молодых ребят, пробующих себя в должности учителя. Здесь всегда есть возможность поделиться своими победами в профессиональной сфере, рассказать о своих проблемах, и ты будешь услышан. Здесь нет стажистов, которые будут учить тебя жизни. Здесь опыт таких же молодых людей как ты, помноженный на их индивидуальность, амбиции, новизну взглядов.
За годы работы в школе есть победы и достижения, чем Вы гордитесь?
Екатерина. Гордиться — громкое слово для моих скромных достижений. Пожалуй, пока что в моей профессиональной деятельности нет таких побед, о которых бы я вещала с трибун. Но, разумеется, понимаешь, когда на тебя возлагают какую-либо ответственность, то, значит, предполагают, что ты с этим справишься.
На данный момент я являюсь председателем Совета молодых педагогов, в школе вхожу в профсоюзный комитет, в июле меня назначили начальником лагеря дневного пребывания, а в новом учебном году, помимо того, что я продолжу работать педагогом-организатором, я начну вновь вести уроки французского и стану классным руководителем пятого класса. Посмотрим, смогу ли я этим гордиться.
Екатерина Савина, учитель начальных классов школы №10.
Выбору профессии способствовала педагогическая династия. Бабушка и мама — педагоги. Поэтому выбор был очевиден.
Первый день уже толком и не помню. Кажется, что не один год прошёл, а целых десять. Было очень волнительно, но как только начался урок, постепенно все встало на свои места.
Клуб молодых педагогов — это место для начинающих и неопытных педагогов, в котором они делятся друг с другом не только теоретическим, но и практическим опытом.
За то время, что я проработала в школе, отношение к профессии у меня не поменялось. Я горжусь тем, что после тяжёлого учебного года, мне не захотелось бросить эту профессию, ведь со многими так бывает.
Павел Ширинкин, учитель физической культуры школы №6.
Выбором профессии послужило чрезмерное увлечение физической культурой и спором. В какой-то момент осознал, что могу делиться с окружающим миром этими знаниями. Да и в целом, очень люблю детей и их непосредственность.
Первый день в школе. Каким он был?
Павел. Первый день — это был ад! Когнитивный диссонанс! Реальная школа против университетских знаний. Дети очень помогли тогда, были безразличны. Это дало мне время осмыслить ситуацию, принять несколько важных решений, принципов.
Представление о профессии со временем поменялось?
Павел. В корне. Раньше я её не понимал, потом полюбил, теперь уважаю! Профессия «Учитель» безгранично разнообразна. Многообразие форм, методов, подходов, приемов призваны к достижению одной цели, вне зависимости от названия предмета – увлечь ребенка миром познания, правильного отношения к образованию и саморазвитию.
Во многом помогает клуб молодых педагогов. Это, прежде всего, возможность учиться. У нас нет секретов, нет скандалов и прочей ерунды. Мы открыто говорим о проблемах, о том, что хотелось бы изменить. Клуб молодых педагогов – это «секта», в которой мы понимаем друг друга. Учитель-стажист не поймет проблемы молодого педагога, мир меняется, и мы вместе с ним. Семья, друзья, сосед, Google — они то же не поймут, они живут в своих представлениях о работе учителя. И только тут, в клубе, можно просто сказать: «Здравствуйте, я Павел. И вот уже четыре года я работаю учителем!».
Пожалуй, сегодня моя главная победа — это победа над своими сомнениями. (прим. автора: Павел Владимирович немного скромничает. В 2019 году он был признан лучшим учителем города).
Также за этот год молодые педагоги стали активными участниками областных и региональных мероприятий: II Форума молодых педагогов Свердловской области «Современная школа: профессиональный рост педагога», ноябрь 2018, второй «Зимней школы молодого педагога» Свердловской области, январь 2019. Екатерина Савина стала участницей областного конкурса работников образования Свердловской области «Молодой учитель — 2018».
Клуб молодых педагогов. Мы гордимся победами в соревнованиях и конкурсах городского уровня: Наша команда «Дети перемен» стала победителем туристического слета для работающей и учащейся молодежи в 2018 году. Также команда молодых педагогов стала победителем городской интеллектуальной игры «Зеленая сова» для работающей молодежи в феврале 2019 года.