Вопрос организации противодействия мошенничеству остается одним из наиболее актуальных в деятельности органов внутренних дел. Жертвами мошенников становятся все слои населения, ограничений в возрасте, месте жительства и социальном положении нет
С начала 2023 года жертвами мошенников стало уже более 20 граждан Кушвинского городского округа и городского Верхняя Тура. Мошенникам удалось завладеть прочти 15 миллионами рублей.
О там, как не попасть на уловки мошенников, мы поговорили с начальником участковых уполномоченных полиции МО МВД России «Кушвинский» майором полиции Татьяной Карамышевой.
Татьяна Николаевна, какие виды мошенничества на территории городского округа Верхняя Тура и Кушвинского городского округа встречаются чаще всего?
На сегодняшний день большая часть мошеннических действий начинается с телефонного звонка. Мошенники представляются в телефонном разговоре, как правило, работниками службы безопасности банка, сотрудниками правоохранительных органов, других министерств и ведомств, подменяют номера телефонов с помощью IT-технологий. При этом обман обнаруживается не сразу, а через период времени, позволяющий не только полностью завладеть имуществом, но и скрыть важные обстоятельства. Очень часто используют мошенники и схему «ваш родственник попал в беду» или «на ваши средства покушаются мошенники». В таких случаях потерпевшие, поддавшись на уговоры мошенников или передают им свои личные данные, коды из см и доступы к своим банковским счетам, или же сами переводят или предают мошенникам денежные средства.
В очередной раз хочу обратить внимание всех граждан- сотрудники полиции, или других министерств и ведомств не занимаются возвратом денежных средств по телефону, не предоставляют никакие «безопасные счета» и не возбуждают уголовные или административные дела по телефону. В случае необходимости сотрудник полиции пригласит вас в отделении полиции. И никогда не будет от вас просить никаких кодов и переходов по ссылкам.
Не смотря на то что все большее распространение получают дистанционные формы мошенничества, нередки случаи, когда мошенники приходят на дом к гражданам. На территории обслуживания МО МВД России «Кушвинский» зафиксирован случай обмана лжесотрудниками социальной службы. К пожилой жительнице города Кушва домой пришли две женщины, представившиеся социальными работниками. Пока одна из женщин отвлекала потерпевшую, вторая совершила кражу денежных средств. Хотелось бы обратить внимание граждан, сотрудники социальных служб не ходят к своим подопечным по двое. Если к вам пришли незнакомые люди домой и представляются сотрудниками любых служб, прежде чем открывать дверь, позвоните по рабочему номеру этой службы и уточните, направлялись ли к вам их сотрудники и кто.
Кроме этого, не редки случаи, когда потребителей обманывают при сделках купли-продажи, которые заключаются через интернет. В настоящий момент существует два самых распространенных варианта Злоумышленники выставляют объявления, потерпевшие перечисляют оплату или аванс за товар, объявления тут же исчезают, а телефоны «липовых» продавцов оказываются недоступны. Либо обратная история: потерпевшие размещают объявления, а им звонят мошенники, якобы, для того, чтобы перевести аванс. Люди сами сообщают коды и пароли доступа к счету и в результате лишаются средств.
Такие преступления раскрываются? Имеется в России такая практика?
Расследование преступлений, связанных с дистанционным мошенничеством зачастую затруднено тем, что у преступников скрывают своё местоположение и свою личность, используя возможности IT-телефонии. Большую роль в раскрытии данных преступлений играет оперативность получения данных, как от технических служб, так и от гражданских организаций.
Не менее долгим и кропотливым является расследование преступной деятельности уже задержанных лиц. Иногда из-за большого объема работы оно может занять длительное время.
Отдельно, мне бы хотелось обратить внимание молодежи, которые откликаются на предложения о легком заработке. Через различные мессенджеры и социальные сети молодые люди получают предложение – подойти куда-то забрать денежные средства и предать из третьего лица. Молодые люди должны понимать, что, принимая такие предложения о работе они становятся соучастниками мошеннической схемы и фигурантами уголовных дел. Опознать их и найти с каждым днем становится все проще, большое количество видеокамер облегают эту задачу, а также, потерпевшие контактируют только с ними и могут описать человека, забравшего у него деньги. Я призываю молодых людей помнить, что такой «легкий» заработок оборачивается привлечением к уголовной ответственности и осуждением на длительный срок лишения свободы.
Существует ли какой-нибудь простой и действенный рецепт, чтобы обезопасить себя от мошенников?
Чтобы не стать жертвой мошенников гражданам нужно знать, что ни при каких обстоятельствах нельзя передавать посторонним лицам сведения о своих счетах, вкладах и банковских картах, а также не совершать никаких действий со своими банковскими картами, счетами и вкладами, о которых просят незнакомые или малознакомые лица по телефону. При возникновении любых вопросов либо сомнений необходимо проконсультироваться непосредственно в отделении банка. С крайней осторожностью относитесь к совершению покупок или получению каких-либо услуг в социальных сетях или интернет-магазинах. При покупке или продаже товара на сайтах бесплатных объявлений необходимо использовать возможность безопасной сделки, где денежные средства продавец получает только после получения товара покупателем. У покупателя имеется код подтверждения, который ни в коем случае нельзя сообщать до получения товара. Зачастую мошенники размещают товар с заведомо низкой ценой, что подкупает граждан на покупку данного товара.
Я настоятельно рекомендую гражданам при звонке с незнакомого номера по любым обстоятельствам, связанным с банковской деятельностью: вкладами, счетами, кредитами и т.д. тут же прервать разговор и позвонить по горячей линии своего банка, для установления объективной обстановки.
Важно помнить, что никогда никому нельзя сообщать персональные данные своей банковской карты. Даже если тот, кто запрашивает их по телефону, представляется работником банка, где хранятся сбережения. В случае утери телефона незамедлительно сообщите в банк о приостановлении (блокировке) имеющихся на счетах сбережений.
Отдельно я бы хотела просить всех граждан, имеющих престарелых родственников, соседей, знакомых постарайтесь убедить их никогда не вести разговоров с незнакомыми и тем более не пускать их в свой дом, а в случае поступления подозрительных звонков от любых структур разговор прерывать и связываться со своими родственниками
В случае, если в отношении Вас или Ваших близких совершены противоправные деяния, немедленно сообщите о случившемся в полицию. Чем раньше Вы оформите заявление о происшествии, тем больше шансов «по горячим следам» задержать подозреваемых.