Прощеное воскресенье завершает празднование Масленицы и является днем подготовки к Великому Посту.
В наш рациональный и научный век, с его обилием информации, шокирующими потрясениями катастроф и несчастий, так не хватает доброго чуда, несущего тихую радость, душевный покой. И мы забываем, что это чудо — всегда рядом с нами, даже внутри нас, оно подается Богом через наше покаяние и стремление к внутреннему изменению своей жизни, к согласованию ее с Божией волей о нас. Это чудо — преображение человека. Разве не чудо, когда человек, привыкший жить по плоти, устремляется к духовному, никогда не знавший молитв находит сладость в церковном песнопении, постигает радость благотворения, утешение покаяния в грехах. Ко всему этому нас подвигает Великий пост всем своим строем: длинными библейскими чтениями, покаянными молитвами и песнопениями, уставом о пище.
В 2008 году с 10 марта по 26 апреля весь православный мир соблюдает Великий Пост.
Великий пост — главный продолжительный пост в православии, цель которого — приготовление к празднованию Пасхи; также соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней.
Как на Западе, так и на Востоке официальное название Великого поста использует слово, указывающее на число 40. Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница», по-латински «quadragesima» (каковое слово дало название Великому посту в ряде европейских языков: фр. careme, итал. quaresima, исп. cuaresma, ирл. carghas, хорв. korizma и др.).
Каждая из семи седмиц Четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. и завершается Неделей (воскресным днём) — начиная от Страстной седмицы счёт дней в седмицах начинается с Недели (воскресенья).
Богослужение во всё продолжение Четыредесятницы от обычного отличается тем, что:
- по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если нет праздника), а читаются и поются часы;
- по средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров;
- по субботам — обычная литургия Иоанна Златоуста;
- по воскресеньям (кроме Вербного) — литургия Василия Великого;
- каждое из шести воскресений посвящено особому воспоминанию.
Великий пост разделяется на несколько недель, у каждой из них свой смысл и символика.
- Неделя 1-ая Великого поста. Торжество православия
- Неделя 2-ая Великого поста. Святителя Григория Паламы
- Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
- Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
- Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской
- Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородице
- Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
- Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим
- Неделя 7-я Великого поста. Страстная седмица.
- 27 апреля. – СВЕДЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.
Питание в Великий Пост
В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:
- в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
- полностью запрещаются «скоромные» продукты;
- есть можно один раз в день, вечером; но по субботам и воскресеньям — два раза, в обед и вечером;
- в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;
- во вторники и четверги — горячая пища без масла;
- по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы);
- в Великую пятницу ничего есть не положено;
- в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;
- рыба разрешается только в праздники Благовещения (7 апреля) (если не совпал с Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий);
- в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.
Календарь питания в Великий пост
Недели | Воскресенье | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1-я подготовительная | «мясоед» | ||||||
2-я подготовительная | «мясоед» | рыба | «мясоед» | рыба | «мясоед» | ||
3-я подготовительная | «мясоед» | Масленица | |||||
1-я седмица | сырая без масла | ||||||
2-я седмица | варёная c маслом, вино |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная c маслом, вино |
3-я седмица | варёная c маслом, вино |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная c маслом, вино |
4-я седмица | варёная c маслом, вино |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная c маслом, вино |
5-я седмица | варёная c маслом, вино |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная с маслом |
сырая без масла |
варёная c маслом, вино |
6-я седмица | варёная c маслом, вино |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная с маслом, вино, икра |
7-я седмица | рыба | сырая без масла |
Порядок приема пищи также изменяется: едят один или два раза в день, отказываясь от завтрака, а иногда и от ужина. Ограничивать себя в еде не рекомендуется только беременным и кормящим женщинам, людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Календарь Великого поста
10 — 16 МАРТА — Первая седмица
16 МАРТА, воскресенье — Торжество Православия
1-я седмица Великого поста называется «Феодоровой неделей». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается, по частям, Великий канон преподобного Андрея Критского (в России службы, соединённые с чтением покаянного канона, называли ефимонами от искажённого греческого С нами Бог), а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение колива (кутьи). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником»: в этот день принято чистить дом от «духа масленицы», помыться в бане, надеть на себя всё чистое, то есть встречать пост в чистоте.
Первая Неделя поста — Торжество православия : в современной практике возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. До 1918 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше в России государственных преступников.