Покров Богородицы стал для людей очень важным символом. Это непрестанные молитвы Богородицы ко Господу, которые покрывают обездоленных и помогают страждущим. Омофор Богородицы – это еще и фата, головной платок, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. Поэтому этот день в народе считался свадебным.
Праздник Покрова Пресвятой Владычицы Богородицы установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого. В то время византийцы воевали с сарацинами. Жители Константинополя молились Богородице, чтобы Она защитила город. И вот во время всенощного бдения св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели в воздухе Божию Матерь со множеством ангелов и святых. Она помолилась Господу, чтобы Он сохранил византийцев, и в знак Своего покровительства простерла на молящимися Свой покров — омофор.
На Руси Покров стали праздновать при князе Андрее Боголюбском около 1164 года.
Народное сознание интересно «переработало» византийское предание. Рассказывали, что однажды жители одной из деревень отказали странствующей Богородице в ночлеге. За это Илья-пророк наслал на них сильный дождь, грозу и крупный град. Но Богородица сжалилась над людьми и спасла их от смерти, развернув над деревней Свой покров.
Покров Богородицы стал для людей очень важным символом. Это не просто в конкретный исторический момент развернутое над их головами покрывало. Это непрестанные молитвы Богородицы ко Господу, которые покрывают обездоленных и помогают страждущим. Это вечная, непреходящая защита, кров, под который всегда можно спрятаться и найти там материнское тепло, понимание и любовь.
Народное сознание очень конкретно. И этот молитвенный, невидимый, но ощущаемый покров оно представляло в виде сотканной из золотых и серебряных небесных нитей пелены. Был даже такой заговор: «На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет Она, вышивает золотой иглою».
Раньше говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Нередко в этот день выпадал снег. И этот снежный покров земли связывался с омофором.
Была и другая ассоциация: омофор — фата, головной платок, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. Поэтому этот день в народе считался свадебным.
«Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб». В праздничное утро девушки спешили пораньше прийти в церковь: считалось, что раньше выйдет замуж та, которая раньше поставит свечу к Празднику. «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!» — просили незамужние девицы.
Была такая примета: если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь. Поэтому девушки в этот день не работали. В деревнях устраивались шумные игры, танцы и песни. На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. В этот день замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок (только не ножницы и не иголку).
В этот день было принято не только молиться об удачном замужестве, но и венчаться. Играть свадьбу на Покров было к тому же удобно: к этому времени заканчивались полевые работы, и крестьянское хозяйство, как правило, было в достатке.
Покров — время перехода от осени к зиме. По народным поверьям, в такой переломный момент нужно по возможности оградить себя от всякой нечисти. Молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, чтобы уберечь себя от «призора недоброго глаза». Старухи бросали в печь изношенные за лето лапти, чтобы «прибавить себе ходу на зиму». Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водой сквозь решето.
В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи.
Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок: обычно рабочих нанимали на год — от Покрова до Покрова. После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне, особенно если владели каким-нибудь ремеслом, уходили из деревни в город на заработки.
В Сибири к Покрову прекращалась охота на медведя, так как он ложился в берлогу. С Покрова охотники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и других пушных зверей.
Оригинальная статья на сайте «Татьянин день»