<8 апреля в Кушвинском библиотечно-информационном центре прошел Круглый стол «Взрослые заботы о детском чтении» организаторами которого стали МУК «КБИЦ» и Управление образованием КГО. Участниками семинара стали библиотечные работники муниципальных библиотек, работники школьных библиотек, учителя педагоги муниципальных образовательных учреждений, ну и, конечно же, родители и дети.
Определённое снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны.
В Национальной программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается комплексно и представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на поддержку и развитие чтения. От программы ждут радикальных мер по совершенствованию всего дела, связанного с чтением в стране и, прежде всего, с детским чтением.
Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Согласно данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян уже не читает. Идет процесс падения уровня читательской культуры у многих социальных групп детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ-миф, но, в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе, как о читающей стране.
Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения, - все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении.
Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников, обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей. Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н.Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Именно решению вопросов возрождения чтения среди детей и молодежи был посвящен Круглый стол, который посетили представители нашего портала. Нам удалось пообщаться с директором Кушвинского библиотечно-информационного центра Зайцевой Марией Герасимовной и выяснить отношение к этой проблеме.
Мария Герасимовна, сегодня у вас проходит круглый стол по проблеме детского чтения. Какие конкретно проблемы существуют на сегодняшний день?
Мария Герасимовна. Существует большая проблема детского нечтения, сейчас она явно обозначается и, по нашим наблюдениям, у нас появилось уже второе поколение нечитающих детей. Я часто бываю на областных семинарах, где год назад с высокой трибуны прозвучало, что вузовские библиотеки испытывают большие проблемы со студентами, потому что студенты не умеют работать с книгой, не умеют искать информацию, не умеют работать в читальном зале. Причем упомянули такие города как Кушва и Качканар. Поэтому перед нами встала задача, решать которую необходимо совместно. Семья, школа и библиотека, вот три стороны, которые могут как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Потому что часто в этой суматохе, текучке, бумагах мы не замечаем главного, как растут наши дети. Мы не успеваем привить им любовь к чтению, и они идут в школу уже нечитающими.
Как вы считаете, что дает человеку чтение?
Мария Герасимовна. Я считаю, что оно открывает мир. Во-первых, книга – это источник информации. Книга воспитывает и раздвигает границы человека. Я считаю, что книга – это интеллект нации. Сейчас мы говорим о том, что количество информации удваивается и утраивается с каждым днем, но дети не всегда могут в ней сориентироваться, задача родителей - их этому научить.
Сейчас очень много альтернативных источников информации - телевидение, радио, Интернет. Получить информацию из них проще, быстрее, не надо куда-то идти, все что нужно можно найти, не выходя из дома. На ваш взгляд, чем отличается книга от новых современных источников информации?
Мария Герасимовна. Информация всегда меняется и устаревает. Книга – это традиционная форма, в которой заключена вся информация поколений, и это не что-то такое быстротекущее, а нечто крупное и фундаментальное. Хотя, конечно, Интернет – это тоже хорошо. Интернет нужен для того, чтобы мы могли влиться в информационное общество, обмениваться знаниями и технологиями, использовать их в бизнесе и общении. Интернет – это экономия времени. Но в нем очень много разной информации, как полезной, так и негативной. Интернет не может заменить книгу, ведь заменяя книгу информацией из сети Интернет, наши дети перестают думать. Им уже не надо думать, как написать сочинение или доклад, все это есть в Интернете, соответственно не надо читать книги. А в результате происходит деградация личности.
Книга – это накопитель информации, традиции поколений. Например, мы сейчас готовимся к 200-летию Гоголя. Сколько поколений сменилось за это время, а мы знаем эту эпоху по книгам, по произведениям замечательных писателей. Книга – это наше все!
Но ведь современная молодежь не совсем безнадежна?
Мария Герасимовна. Конечно же, нет, но у нас произошло расслоение в обществе в плане чтения, во-первых, книги дорогие, а блиц-опросы показывают, что чтение в библиотеке стало не совсем модным, стало модно посещать книжные магазины, где человек может потеряться, там огромный выбор книг. Современная молодежь считает, что пиво дешевле, а на книгу уже денег не находится, так как нет потребности.
Дети какого возраста чаще посещают библиотеку?
Мария Герасимовна. Дети-школьники читают меньше. Если в младшей школе они еще ходят в детскую библиотеку, то более взрослые ходят меньше, нет тяги к чтению. Если еще в младенчестве родители как-то понемногу и читают детям, играют, поют - сказки, потешки, песенки загадки - то с того момента, как ребенок начинает ходить в школу – даже такое чтение прекращается.
Когда-то мы были самой читающей страной в мире, почему сейчас все изменилось?
Мария Герасимовна. Раньше нас заставляли читать все, что нужно и не нужно. Много было политической литературы. Но в то время была критика, цензура, произведения писали только маститые авторы. По книгам мы изучали ту эпоху. Сейчас мы вошли в эпоху рыночных отношений, и многое из того, что издается сейчас – не надо бы издавать совсем. Хотя, конечно, людям надо дать право выбора.
Мария Герасимовна, что вы можете сказать, нашим молодым людям, которые говорят, что читать скучно и неинтересно. Неужели это действительно так?
Мария Герасимовна. Нет, это не скучно. Конечно, если нет навыка чтения, то информацию осваивать трудно. Многие дети приходят в школу, кто-то из них читает бегло, кто-то еще и читать не умеет. А современная школьная программа загружает, и ребенок отстает, ему становится неинтересно.
А вообще читать очень интересно. Можно и фильмы смотреть и читать, но ведь книга всегда интереснее фильма. Если человек читает, то он интересен для окружающих, для общества, он успешен, потому что человек читающий – это самодостаточный человек, личность! Конечно, я желаю читать больше хороших и умных книг, а библиотека всегда подскажет, что можно почитать. Мы всех приглашаем в библиотеку и всегда рады встречи с вами!
Мы поговорили с зав. обслуживанием Кушвинского библиотечно-информационного центра Бахтиной Ириной Борисовной.
Ирина Борисовна, как вы считаете, почему сегодняшняя молодежь не читает?
Ирина Борисовна . Одной из важной и насущной проблемой для библиотеки является привлечение молодежной аудитории. Практика показывает, что люди вообще предпочитают любые другие виды проведения свободного времени. Любое литературное или документальное произведение объект сложный для восприятия. Оно зависит от теоретической подготовленности человека, от эмоциональной развитости, становится понятным почему библиотека остается у подростков на последнем месте для посещения. Они отторгают непонятные объекты, потому что не умеют читать вдумчиво. Детская личность только начинает формироваться, и не всегда это происходит в среде способствующей росту разностороннему развитию.
В итоге для молодых людей библиотека представляет собой однообразный скучный ряд имен и названий, которые они слышат впервые и никак не связывают их со своими интересами.
Сегодня 15-летние дети не просто разучились читать, они разучились этого хотеть. Потому что телевизор и компьютер вытеснили желание провести вечер с книгой. Это одна из причин. И сами взрослые сами загнали их в эти рамки.
На ваш взгляд, чем книга отличается от телевидения?
Ирина Борисовна. Вечер с книгой – это такой интимный процесс, когда нужно побыть наедине с собой и своими мыслями и чувствами. С каждым днем все виднее то расслоение, которое происходит в обществе, а это в первую очередь сказывается на ребенке. А что может быть страшнее одиночества ребенка, страх перед жизнью, фальшивостью, жестокостью. Но ведь и раньше, подростки нашего детства, тоже мучились вопросом, сталкивались с теми же проблемами, искали выход, думали. А сейчас, чтобы оторваться от проблем, можно просто нажать кнопку компьютера и «замочить» пару монстров или включить телевизор и там увидеть идеальную жизнь. Сейчас дети считают, что фантастическая реальность лучше.
Существует определенный стереотип, что библиотека – куча пыльных книг, что-то такое серое, строгие тетеньки. Но неужели все-таки современная библиотека – это скучно и неинтересно. Неужели современный молодой человек не сможет здесь найти необходимую для него информацию?
Ирина Борисовна. Наши дети сейчас не хотят учиться и думать, а в библиотеке нужно трудиться. Современные дети к этому не приучены. Библиотека на сегодняшний день предлагает интерактивные уроки с привлечением мультимедийных технологий, потому что молодежь быстро осваивает компьютерные технологии и компьютерный материал, нежели чисто информационный. Для выпускников есть специальные направления. Есть предметы на CD , основные предметы: химия и физика. Для абитуриентов есть виртуальный Интернет-ресурс по учебным заведениям Екатеринбурга. Мы располагаем очень хорошим материалом по эстетическому воспитанию: по живописи и музыке. Но книга в любом случае осталась, и наш фонд пополняется регулярно. Студенты находят в книгах практически все.
Что еще интересного могут найти молодые люди, кроме как материала по учебе. А как же художественная литература?
Ирина Борисовна. Очень много и художественной и научно-популярной литературы. Например, недавно мы получили книгу «Молодежный слэнг», у нас есть романы и книги для девочек, хотя не все вызывают у нас интерес, потому что не все они отвечают основным требованиям. Есть так же и детективы для молодых людей. На самом деле современных хороших книг, которые бы говорили о проблемах подростков, очень мало. Сейчас книги, ориентированные на подростков и молодежь менее информативные, в основном построенные на диалогах. Да сама молодежь сегодняшняя ищет разорванную, отрывочную информацию.
Какие книги можно посоветовать молодым читателям, в которых они смогут найти ответы на свои вопросы?
Ирина Борисовна . Это прежде всего Галина Щербакова «Вам и не снилось», «Отчаянная осень», ведь проблемы подростков остались те же самые, подростков также интересуют вопросы смысла жизни, первой любви, поиска себя в жизни. Такие авторы как Лена Матвеева, Анна Матвеева, Крапивин, Ирина Саковня «Бессонница в ожидании любви» очень доверительно говорят с молодежью об этих проблемах. Выходит хороший журнал «Крылья» в котором печатаются замечательные произведения, причем произведения не жестокие, а милосердные.
Ирина Борисовна, а с какой целью сейчас молодежь ходит в библиотеку?
Ирина Борисовна . Молодежь приходит для делового чтения, либо за программной литературой. Видимо, нет в семьях привычки к чтению, потому что если эта привычка заложена с годовалого возраста, она останется с человеком на всю жизнь. Ну а так, конечно, сейчас молодежь интересует жанр фэнтези. И наша библиотека может удовлетворить запросы наших читеталей и в этом жанре. Есть и Гарри Поттер, и все «Дозоры» Лукьяненко. Кстати, у нас работает клуб фантастики. Они выпускают газеты, собираются выпустить свой альманах. Каждый желающий может прийти в клуб фантастики или посетить литературное объединения.
Нынешнее время – это время быстрых технологий, и информация нужна быстрая и оперативная, часто о её качестве даже и не задумываются. Хотя, конечно же, хочется сказать, что есть читатели пытливые, любознательные, но их становится все меньше и меньше.
На Круглом столе присутствовали и дети – ученики МОУ СОШ №4. Мы выснили, что думают они о проблеме нечтения.
Вы сами читаете?
Ученики. Да, читаем и нам очень нравится!
А скажите, что на ваш взгляд интереснее - фильм или книга?
Ученики. Конечно же, книга, там больше информации, а кино – это в основном только сюжетная линия.
Какие произведения вам больше всего понравились и что можете посоветовать прочитать свом сверстникам и друзьям?
Ученики. Недавно шел такой фильм «Золотой компас», так вот есть еще и книга, и вообще это трилогия. Обязательно прочитайте, очень интересно!
Ученики. Гарри Поттер – очень хороша книга.
Ученики. А я недавно прочитал Каверина «Два капитана», очень понравилось, хорошо написано, интересно.
Ученики. Меня отец заразил военной литературой, я давно ее читаю. Но вообще книги читаю по настроению.
Спасибо большое за беседу!
Сейчас в редакции kushva-online.ru обсуждается создание специального раздела, который будет посвящен современной литературе, обсуждению интересных произведений и авторов. Идея создания такого раздела обусловлена тем, что многие современные люди, просто не знают с чего начать, что можно прочесть, если никогда не уделял особого внимания чтению.