5 февраля Кушвинская детская школа искусств №1 принимала у себя гостей со всей Свердловской области.
В этот день руководители детских творческих коллективов в неформальной обстановке смогли обменяться опытом работы и рассказать о традициях каждого ансамбля и оркестра.
Есюнина Лариса Леонидовна, руководитель старшего оркестра рассказывала о шумовых оркестрах, о любимых традициях кушвинского оркестра русских народных инструментов. Оркестра учащихся и преподавателей, оркестра — звучащей душе школы, оркестра — частичке великой национальной культуры России. Это и талантливы преподаватели; ежегодные праздники для выпускников; уникальные литературно-музыкальные композиции; незабываемые творческие встречи; удивительные поездки; творческие успехи на конкурсах; талантливые солисты и надёжные лауреаты оркестра, изучение истории создания оркестра им. В. В. Андреев; щедрые спонсоры и друзья оркестра.
Макарова Лариса Владимировна — руководитель младшего оркестра КДШИ №1 рассказала о своей работе с учениками, о подготовке и концертах музыкальных сказок для детей детских садов и начальной школе; о проблемах и трудностях с юными оркестрантами.
Коврижных Светлана Александровна — солистка оркестра русских народных инструментов КДШИ №1, преподаватель по классу фортепиано ДМШ и КДШИ №1 поделилась опытом в работе с солистами оркестра, учениками своего класса: Плахутиной Ульяной, Щепиной Ириной.
Тимошкина Галина Михайловна — заместитель директора МОУ СОШ №1 по научной работе, сценарист и ведущая литературно музыкальных композиций оркестра русских народных инструментов ДШИ №1 г. Кушва. Подчеркнула огромное значение содружества культуры и образования в воспитании у молодого поколения чувства красоты, гордости за великое искусство России, развитие коммуникативных навыков и дальнейшей успешности в жизни участников литературно музыкальных композиций.
Коллеги из ДШИ г. Алапаевска — Хохлов Сергей Валентинович (заведующий секцией народных инструментов школы), Хохлова Надежда Петровна (преподаватель по классу домры), Данилов Александр Тимофеевич (преподаватель по классу баяна и русской гармошки) и концертмейстер Санникова Елена Анатольевна не только рассказали о своей работе, но и показали различные детские ансамбли лауреаты многочисленных конкурсов: квартет домр, ансамбль народных инструментов «Калинка», ансамбль гармонистов «Суматоха».
На выступления алапаевцев были приглашены учащиеся начальных классов школы №1, которые очень восторженно и радостно поддерживали выступления этих детских коллективов.
Мастер-класс с оркестром ДШИ №1 провёл основатель Уральского Государственного оркестра народных инструментов Заслуженный деятель искусств РФ Шкарупа Леонид Павлович. Впечатление было ошеломляющим. Все было на высочайшем профессиональном уровне. Требования к детскому оркестру были такие же высокие, как и содержание самой музыки, которая репетировалась. Леонид Павлович добивался от участников оркестра быть предельно точными в темпах и ритмах произведений, слышать фактуру музыки, а самое главное выбирать приёмы, штрихи, которые помогут раскрыть музыкальное содержание произведения. Добиваясь красивого звука, показывал и рассказывал о приёмах, с помощью которых можно достичь красоты и искренности звука. Но самое главное, обращаясь к участникам оркестра, высказывал пожелания, чтобы они чувствовали музыку душой. В работе с детьми часто применял образные высказывания. Руководителям оркестров и ансамблей пожелал верить в способности детей и ставить им в работе, высоки планки. Участники оркестра школы выдержали эту встречу с Мастером! Леонид Павлович отметил одухотворённость наших детей и одержимость. Пожелал быть преданными настоящему искусству и музыке.
Во время репетиций Леонид Павлович согласился дать нам небольшое интервью.
Леонид Павлович, поделитесь впечатлениями, которые у Вас остались от совместной репетиции и работы с оркестром Ларисы Есюниной?
Леонид Павлович. Я начинал свою дирижерскую деятельность именно со школьного оркестра еще в 1963 году. Первый год после окончания училища, когда мне было еще 17 лет, я вернулся работать в свою музыкальную школу, Мне сразу предложили организовать музыкальный оркестр. Это был ансамбль баянистов, в составе которого было 45 человек. 7 ноября, как было принято тогда, мы с оркестром уже принимали участие на демонстрации. Это мои истоки.
Мне, конечно, приятно работать в Кушве. Я вообще считаю, что работать с детьми очень интересно. Детям в наше время достаточно много не додается в этой жизни, они не всегда попадают в нужное русло. Музыка в данном случае и такие занятия помогают, прежде всего, молодежи. Правда, с партитурами познакомился по приезду, конечно, волновался. Репетиция — это серьезный вопрос, ведь меня слушают музыканты, и не важно — сколько им лет. В Екатеринбурге мне уже предлагали консультировать детские коллективы. Я никогда от этого не отказываюсь, потому что считаю, что это нужно для нас, для нашего будущего поколения.
А отличается работа с взрослым коллективом и детским? Кого сложнее организовать?
Леонид Павлович. Конечно, отличается, прежде всего, в творческой части. С взрослым оркестром делается все более крупно, серьезно, там вся деятельность направлена на концертную ситуацию. Если ты что-то репетируешь, то это обязательно будет играться на концерте. А в учебном коллективе это не всегда так. У детей много материала берется для образования. В таком коллективе больше усилий затрачиваешь на информационную часть, да и ответственности больше. Здесь нельзя промахнуться в какой-то рекомендации или сравнениях. Если ты ошибешься, то ребенок все точно поймет и воспримет. В работе с детьми нет места ошибкам.
Что я считаю в вашем оркестре правильно найденным, так это то, что всегда старшие могут показать своим ученикам, как все должно быть сделано. То, что дирижер предлагает сыграть, ребенок может сделать не сразу. Но когда рядом есть педагог, то последний всегда может ему подсказать и посоветовать.
А есть ли специфика в работе дирижера? Что отличает руководителей народных оркестров, симфонических или хоровых?
Леонид Павлович. С моей точки зрения, разницы нет и быть не может. Во всех этих видах жанра присутствует одна объединяющая вещь — музыка. А музыка поддастся только тогда, когда будет порядочность, чистота, нужный подход в расшифровке сочинений, трактовке произведений. Видно сразу, если человек в музыке не искренен, то это крест, лучше дальше не продолжать заниматься этим делом. Другое дело, что есть специфические вещи: кому-то приходится работать с голосами, кому-то с разными инструментами — это технические вопросы.
Но дирижер без музыканта ничего собой не представляет. Какой бы выдающийся дирижер бы не был, у него в одиночку ничего не получится.
Леонид Павлович, Вы создатель уральского государственного русского народного оркестра, 23 года были его художественным руководителем. Насколько это сложный процесс — собрать большой коллектив?
Леонид Павлович. Это было не просто, особенно в то время, 25 лет назад, когда было очень много дефицитных вопросов: не хватало инструментов, помещений. Вся работа была основана на энтузиазме, находились профессионалы, которые соглашались безвозмездно работать. Мы почти 5 лет работали, не получая ни копейки. Не каждый человек пойдет на это, а сейчас и вообще разговаривать не будут. А тогда музыканты играли и соглашались.
А востребована ли сегодня русская народная музыка?
Леонид Павлович. Я думаю, что интерес просыпается, возвращается к народной музыке. Другое дело, как это делать и как поддерживать развитие. В 90-е годы в течение небольшого периода времени появилось много новых коллективов. В настоящее время тенденция несколько другая: прежние руководители стареют, а молодых почти не видно, нет людей, которые могли бы принять эстафету прежних лет. Конечно, многое упирается в социальную сторону, ощущается очень слабая поддержка на государственном уровне.
Сейчас в России существуют интересные коллективы. Фестиваль «В Урале Русь отражена», который мы проводили в течение 6 последних лет, познакомил слушателей со многими звездами и новыми именами. У нас побывало более 1000 исполнителей. И мы смогли убедиться, что уровень народного жанра серьезно возрос. Только музыкантам нужно дать возможность расправить крылья. Есть много разных проблем для работы коллективов, например, гастроли. Это очень животрепещущая тема, коллективы практически никуда не ездят, а лишь каждый крутится в своем кругу и играет у себя в городе. Большой успех имеет народная музыка за границей. Вся Европа играет на народных инструментах.
Мне очень хочется отметить важность происходящего семинара. Такая встреча — возможность изменить отношение к культуре, музыке, особенно у детей. Самое главное, что здесь собрались неравнодушные люди, они учат своих воспитанников живому делу, которое надолго останется в памяти. Народная музыка — эта наши корни, наша Родина. Почему так много руководителей собралось здесь? Потому что их волнует эта тема, они живут этим, хотят воспитать в своих учениках таких же патриотов, как сами, которые в будущем смогут продолжить их дело. Особо хочется отметить, что в Кушве эта работа не проходит впустую. Если треть учащихся образовательной школы занимается в школе искусств, то это уже явление.
В конце семинара выступил Младший оркестр школы руководитель и дирижёр Макарова Лариса Владимировна. Были показаны два танца из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»: «Танец феи Драже» и «Марш». Младший оркестр готовит музыкальное представление по сказке «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского для воспитанников Детских садов и учеников младших классов.
К семинару коллектив музыкального отделения школы подготовился очень тщательно. Для гостей были предложены партитуры для народного оркестра, диски со сценариями младшего и старшего оркестра, диски с записями солистов и любимых произведений оркестра. Гости обменивались партитурами. Все высказали мнение о том, что наш семинар окрылил участников для дальнейшей работы в воспитании детей на любви и гордости к национальной инструментальной культуре.
Участникам семинара были зачитаны приветствия Вольской Т. И. из Нью-Йорка, которую называют «Паганини на домре»; Акуловича В.И из С. Петербурга, руководителя ансамбля «Скоморохи», исследователя истории создания оркестра русских народных инструментов; жизни и творчества В.В. Андреева и его соратника В.И. Привалова.
Пришло приветствие от директора ДМШ им. В. В. Андреева г. С. Петербург — Лихачёва Ю. Я. В своих приветствиях они обращаются к руководителям ансамблей и оркестров со словами признательности за сохранение национальной культуры и приводят многочисленные примеры любви к русской национальной музыке и, особенно к русским инструментам за рубежом. Призывают достойно отметить в 2011 году 150-летие со дня рождения В. В. Андреева и быть стойкими и преданными русским инструментам и замечательной русской музыке.
В анкетах участников семинара прозвучали следующие отзывы:
- «Замечательный семинар, интересно было познакомиться с работой оркестра г. Кушвы, г. Н. Тура»;
- «Очень полезно было присутствовать на мастер-классе Леонида Шкарупа»;
- «Молодцы! Продолжать приглашать опытных специалистов»;
- «Знакомить с различными коллективами»;
- «Всё понравилось!»;
- «Семинар прошёл в творческой, тёплой обстановке. Спасибо!»;
- «Хорошие находки с докладом по видео»;
- «Просьба делать круглый стол для участников семинара»;
- «Чаще проводить такие семинары»;
- «Рады видеть и общаться с руководителями коллективов»;
- «Просьба выпускать буклет с содержанием докладов участников семинара, хотя бы тезисно, больше обмениваться нотами»;
- «Высочайший уровень организации!»;
- «Замечательно то, что есть очень тесный и крепкий союз общеобразовательной школы и школы искусств, что создаёт прочный фундамент, для Развития духовно-творческих способностей детей»;
- «Очень нужно. Полезно. Правильно. Вдохновляет, зажигает. Молодцы»;
Мы благодарим всех участников семинара, всех спонсоров: ИП Лешукову Наталью Юрьевну, ИП Христолюбову Валентину Валентиновну, ИП Верушкина Игоря Михайловича, ИП Демченко Валентину Ивановну, ИП Антонову Надежду Сергеевну.