Воспитанницы художественной школы города Оксана Черепанова, Ольга Томилова и Анна Синицына в разные годы становились федеральными и областными стипендиатами Министерства культуры. В 2010 году еще одна выпускница художественного отделения школы искусств №1 Екатерина Буркова была признана победителем областного конкурса «Юные дарования». В области нет ни одной школы, где бы пять лет подряд были бы победители подобных конкурсов.
По словам педагога Екатерины, Светланы Юрловой, заслуженная награда — это достойный результат десятилетнего обучения в художественной школе. В этом году девушка стала студенткой факультета культурологи и истории искусств Санкт-Петербургского университета культуры и искусства. Будущая специализация Кати — «Реставрация живописи». Преподаватели школы искусств очень гордятся тем, что свое обучение Екатерина решила продолжить именно в этом ВУЗе. Учеба Кате пока дается легко, а полученные в художественной школе знания по цветоведению и другим предметам помогают процессу обучения в университете.
Еще две выпускницы этого года, Дарья Давыдова и Юлия Красилова также решили связать свою жизнь с изобразительным искусством, что не может не радовать их наставников.
Кроме того, сентябрь стал очень успешным и для учащихся школы. Анна Синицына стала победителем международной выставки детского творчества в Словении «Этнический костюм и танец». По условиям конкурса через свои работы участникам было необходимо показать и раскрыть историю и культуру своей страны. Анне это удалось через образ сшитых русских традиционных текстильных кукол и яркий рисунок, изображающий танец.
На IV международном конкурсе детского рисунка «Антон Чехов и герои его произведений» г. Таганрог, посвященный 150-летнему юбилею писателя, диплома была удостоена воспитанница художественной школы Полина Филиппова.
Весной 2010 года в Ирбите был организован конкурс «Боевая вертикаль, посвященный 65-летию со дня окончания 2-й Мировой войны и союзничеству США и СССР в этой войне. В селе Зайково Ирбитского района Свердловской области родился Григорий Речкалов, ставший во время Великой Отечественной войны вторым по результативности советским асом. Портрет красивой, но грозной «Аэрокобры», самого любимого американского самолета, и красного сокола, пилотирующего ее, — главная тема конкурса.
Перед тем, как участвовать в конкурсе, юные кушвинские художники проштудировали все книги и Интернет, чтобы как можно больше узнать о Великой Отечественной войне, известном самолете и героях, сражающихся в те годы. А затем ребята выполнили работы в разных техниках. Их труд был по достоинству отмечен членами жюри. Иван Ханжин стал лауреатом третьей степени, Никита Юрлов и Полина Филиппова также стали дипломантами выставки с подписью генерального консула США. Произведения наших ребят теперь занесены в каталог лучших работ конкурса. Сейчас в школе идет организация областной выставки «Мир натюрморта», которая откроется в ноябре месяце, а в декабре, на базе школы пройдет областной семинар по вопросам преподавания декоративной композиции в художественной школе.
Эти успехи не могут ни радовать педагогов школы искусств. Тем не менее, все чаще стал подниматься вопрос о проблемах сохранения системы детских школ искусств и художественного образования в России. В конце сентября по инициативе Министерства культуры РФ в Москве была проведена первая Всероссийская конференция-форум, участниками которой стали преподаватели школ искусств. В состав делегации от Свердловской области вошла и кушвинский педагог Светлана Юрлова.
Светлана Владимировна. Впервые в Министерстве культуры было решено собрать конференцию-форум педагогов школ искусств. В мероприятии приняли участие преподавателей и руководителей детских школ искусств со всей страны.
Детская школа искусств занимает особое место в системе образования отрасли культуры и искусства, как первая ступень подготовки кадров для отрасли культуры. Но в условиях модернизации российского образования именно наши учреждения оказались наиболее незащищенными.
За последние годы произошло значительное сокращение количества школ искусств, нет притока молодых кадров.
В нашей стране сложилась уникальная система профессионального образования «школа-училище-ВУЗ», где школы являются первым звеном художественного обучения. Нашим ученикам, которые отличаются от своих сверстников, мы стараемся дать будущую профессию, перспективное будущее, которого они достойны. Обидно, что сейчас государство приравняло художественные школы к учреждениям дополнительного образования. Сейчас в Государственной Думе обсуждается законопроект «Об образовании РФ», если его примут в представленном виде, то может случиться, что школы искусств перестанут существовать.
На конференции обсуждался подготовленный Министерством культуры РФ проект статьи 161 «Особенности реализации образовательных программ в области искусства» в законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Пока два федеральных министерства не могут договориться друг с другом. Деятельность школ искусств не защищена законом, нет законодательной нормативной базы. Статус школ искусств в системе дополнительного образования унизителен, поскольку только школа искусств реализует программы ранней профессиональной ориентации, в отличие от кружков и станций юных техников. Только в стенах школы искусств есть система, рассчитанная на 7–8 лет обучения.
Участники форума поддержали инициативу Министерства культуры. Наша встреча — это возможность привлечь внимание государства и общества к проблемам поддержки юных талантов и осветить деятельность школ искусств, помогающих ребятам найти применение своим способностям и созидательной энергии. Мы пытаемся сохранить существующую систему, без поддержки государства, региональных и местных властей это вряд ли получится.