С 20 ноября в силу вступит целый ряд значительных поправок в Правила дорожного движения РФ. Это поправки, связанные с правилами обгона, правилами проезда перекрестков с круговым движением, правилами пропуска пешеходов, использованием ближнего света фар всегда и везде, обязательным пристегиванием всех без исключения ремнями безопасности и т.д. Ниже мы знакомим наших читателей с изменениями.
Глава 1. Общие положения.
Изменилась формулировка термина «Обгон». В новых Правилах обгоном называют опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Из определения термина «Опасный груз» исключено слово «природной». В новых Правилах «Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
В пункт 1.2 добавлены четыре новых термина, отсутствующих в прежней редакции Правил:
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин разъяснил: «Дневные ходовые огни» к габаритным не имеют отношения. Это новое понятие, которое вводится в правила в связи с тем, что ими стали оборудовать автомобили. Этим термином называют внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток. Они конструктивно выделяются в фаре. В большинстве случаев это светодиодные лампы. При их использовании не требуется включать дополнительно световые сигналы, то есть противотуманки или ближний свет».
Глава 2. Общие обязанности водителей.
Из пункта 2.1.2: слова «допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб <*>, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности» и соответствующую сноску исключить;
В новых Правилах водитель механического транспортного средства обязан «2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями». Владимир Кузин разъяснил: «Новая редакция Правил не делает никаких исключений. Просто-напросто лица, находящиеся в автомобиле, должны быть пристегнуты ремнем безопасности. Эта норма будет одинакова для всех».
Абзац третий пункта 2.2 дополнить предложением следующего содержания: «Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках». В новых Правилах к этому пункту добавилось: «иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.
В абзаце 2 пункта 2.5 слово «возможные» исключить; слова «доврачебной медицинской» заменить словом «первой»;
В новых Правилах к пункту 2.5. добавить: «принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия».
Пункт 4.7 изложить в следующей редакции:
При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Теперь при виде синего проблескового маячка (или в сочетании синий-красный) пешеход должен побыстрее исчезнуть с проезжей части. Будет считаться нарушением, если пешеход остановится на ней.
Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин разъяснил: «Никаких разрешений спецтранспорту на то, чтобы давить тех, кто переходит дорогу, дано не было. В новой редакции сказано, что при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маяком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны незамедлительно ее освободить. Раньше им еще требовалось уступить дорогу таким автомобилям. И вот тут было непонятно, каким образом уступать: метаться с полосы на полосу, выбирая ту, на которой точно не собьют? Этот спорный момент убрали. Все остальные требования были и в прежних правилах. При этом скорость, с какой пешеход должен незамедлительно покинуть проезжую часть, в правилах не прописана. А водители, двигающиеся со спец. сигналами, в отдельных случаях имеют право отступать от правил. Но в любой ситуации они обязаны обеспечить безопасность других на дороге, в том числе и пешеходов».
Глава 6. Сигналы светофора и регулировщика.
В п. 6.3 исключен знак сноски и соответствующая сноска: «Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками».
Таким образом, контурные стрелки на светофорах остаются теперь только в одном варианте — на основном зеленом сигнале светофора, который оборудован дополнительной секцией. Красные и желтые стрелки (светофоры с такими стрелками применяются в некоторых городах) будут цветными на темном фоне.
Глава 8. Начало движения, маневрирование.
Предложение второе абзаца первого пункта 8.1 изложить в следующей редакции: «При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».
В новых Правилах:
Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Термин «опасность для движения» раскрыт в п.1.2 ПДД формулировка термина не изменилась.
Глава 9. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Предложение второе пункта 9.1 после слов «для встречного движения» дополнить словами «на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы»;
В новых Правилах:
Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части...
И в самом деле, на дорогах с односторонним движением не может быть стороны, предназначенной для встречного движения. Изменённая формулировка п. 9.1 делает требование логически законченным и воспринимаемым однозначно.
Изменить пункт 9.2: «9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой».
Внесена ясность в вопрос, что считать нарушением при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, и как за это нарушение наказывать. Итак, поворот налево и разворот не допускаются:
- там, где установлены предписывающие знаки 4.1.1,4.1.2,4.1.4,запрещающие знаки 3.18.2,3.19 либо знаки «Направления движения по полосам» без стрелок, направленных влево;
- там, где нанесены разметки 1.1 или 1.3, либо имеется разделительная полоса,обозначенная размеркой 1.2.1;
- кроме того, разворот запрещен в местах, предусмотренных пунктом 8.11 ПДД, а также в разрывах разделительной полосы на автомагистрали и на любых дорогах с односторонним движением.
Итак, если знаки или дорожная разметка НЕ ЗАПРЕЩАЮТ поворот налево или разворот, то независимо от количества полос на проезжей части на дороге со встречным движением можете и поворачивать налево и разворачиваться. А вот обгон по встречной полосе (точнее, просто обгон, если выражаться по-новому) был и остается однозначно запрещенным маневром, влекущим лишение прав на 4-6 месяцев.
Прежняя редакция ПДД подразумевала точно такие же требования, но изложены они были так, что допускали двоякое понимание, чем и пользовались некоторые ИДПС и мировые судьи. Теперь будем надеяться, что недоразумения останутся в прошлом, а часть 4 ст. 12.15 КоАП будет наказывать за реальные нарушения ПДД.
В пункте 9.4:
в предложении первом абзаца третьего слово «обгона» исключить;
абзац четвертый исключить;
В новых Правилах:
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота...
Глава 11. Теперь эта глава будет называться «Обгон, опережение, встречный разъезд».
Глава сильно изменилась. В новых Правилах:
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Вполне логично. Та куча мала, которая была намешана в пункте 11.1, разделена на два пункта — в первом изложено самое главное условие обеспечения безопасности, а во втором описаны ситуации, в которых обгон невозможен. Текст стал более упорядоченным, а содержание — какое было, такое и осталось.
В связи с изменением формулировки термина «обгон», исчезло как таковое понятие «обгон справа». Теперь на перекрёстке и вне перекрёстка вы будете всего лишь опережать, перестраиваясь на полосу движения, находящуюся от вас справа. Напоминаем, что при этом манёвре п. 8.4 НЕ ИЗМЕНИЛСЯ!
Исчезло из новой редакции Правил и требование вернуться на ранее занимаемую полосу по окончании обгона. А вот совершив опережение, водитель теперь абсолютно законно может остаться на соседней полосе с учётом п. 9.4 ПДД, двигаясь по населённому пункту.
В новых Правилах:
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
В перечень мест, где обгон запрещается, добавлены мосты и тоннели.
Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.
Интересные изменения произошли и в пункте 11.6 Правил: Сейчас в случае, если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
Изменились правила применения дорожного знака 3.20 «Обгон запрещён».
Согласно новым Правилам: запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
В п. 8 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения опознавательный знак «тихоходное ТС» устанавливается на ТС, максимальная скорость движения которых заявлена предприятием-изготовителем как не превышающая 30 км/ч.
Глава 13. Проезд перекрестков.
В этой главе в конец пункта 13.9 добавлен абзац, касающийся правил проезда перекрестков с круговым движением:
«В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами».
До этого изменения перекрестки с круговым движением без знаков приоритета всегда считались равнозначными, а значит, преодолевать их положено по правилу «помехи справа»: въезжающий на круг имеет преимущество.
Глава 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
В пункте 14.1 слова «обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому <*> пешеходному переходу» заменить словами «приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода»;
В новых Правилах:
Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.
Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин разъяснил: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или ступивших на нее для осуществления перехода. То есть вы обязаны сбросить скорость только в том случае, если по переходу уже идут».
Если же водитель едет по абсолютно пустой улице и на нерегулируемом переходе никого нет, притормаживать не обязательно. «Если люди есть, то во избежание негативных последствий, конечно, нужно действовать так, как предписано правилами — сказал генерал-майор. — Раньше в правилах была формулировка: «...обязан уступить дорогу». Но что это значит? Водитель, увидев на «зебре» пешехода, вместо того чтоб притормозить, задумывался, каким образом он должен уступить дорогу. Теперь в главном водительском документе даны четкие рекомендации: сбросить скорость или остановиться. Например, на противоположной стороне дороги человек вышел на «зебру», водитель притормозит, оценит расстояние и поймет, надо ему останавливаться или нет. Успеет пешеход добежать до этой стороны улицы или можно проезжать спокойно. Понятно, что если по этому переходу идут люди, то не они обязаны разбегаться перед машиной, а водитель должен остановиться и их пропустить. А если дорога абсолютно свободна, никто не пытается выйти на проезжую часть, то и притормаживать незачем».
Глава 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
в пункте 19.4:
в абзаце втором слова «как отдельно, так и» исключить;
в абзаце четвертом слова «в условиях, предусмотренных» заменить словами «в соответствии с»;
В действующих Правилах противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар.
В новых Правилах:
19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар.
Новая редакция Правил устраняет противоречие между пунктом 19.4, который разрешал включать противотуманные фары без ближнего или дальнего света, и пунктом 19.1, который запрещал это делать.
Пункт 19.5 изложить в следующей редакции:
«19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».
Пункт 19.11 изложить в следующей редакции:
«19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет».
В абзаце втором пункта 22.9 слово «специальных» исключить;
В новых Правилах:
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Глава 24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных.
В предложении первом абзаца первого пункта 24.2 слова «по крайней правой полосе» исключить;
В новых Правилах:
Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее.
В приложении 1 к указанным Правилам внесены следующие изменения:
абзац двадцать пятый раздела 3 изложить в следующей редакции:
«3.20 «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски».
В ПДД введены шесть новых дорожных знаков:
6.20.1, 6.20.2 «Аварийный выход». Указывает место в тоннеле, где находится аварийный выход.
6.21.1, 6.21.2 «Направление движения к аварийному выходу». Указывает направление к аварийному выходу и расстояние до него.
7.19 «Телефон экстренной связи». Указывает место, где находится телефон для вызова оперативных служб.
7.20 «Огнетушитель». Указывает место, где находится огнетушитель.
Предложение первое последнего абзаца раздела 1 приложения 2 к указанным Правилам изложить в следующей редакции: «В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».
Установлен приоритет дорожных знаков над линиями разметки в том случае, когда одно противоречит другому. В настоящий момент приоритет имеет временный знак на переносной стойке. При этом приоритет временной разметки (оранжевого цвета) перед стационарной остался без изменений:
Подпункт 5.5 пункта 5 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным указанным Постановлением, изложить в следующей редакции: 5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Данное требование уже три года прописано в ГОСТ Р 51709-2001г с изменениями на март 2007 г. В данном случае просто устранены противоречия (к сожалению, не все) Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация ТС, и ГОСТ Р 51709-2001.
Также с 21 ноября 2010 года на территории Российской Федерации изменены размеры некоторых административных штрафов, а также добавлены новые штрафы:
За нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — 500 рублей.
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия — 1000–1500 рублей.
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления — лишение прав на 4-6 месяцев (или 5000 рублей в случае видеофиксации).
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги — предупреждение или 300 рублей.
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги — 1000–1500 рублей.
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — лишение прав на 4–6 месяцев.
Будьте внимательными на дорогах!