alexandr
Все сообщения
2 октября 2013, 17:43    Агентство недвижимости «Домашний очаг»     0    

Изменения в гос.регистрации недвижимости

Новый закон с 1 октября запускает очередной этап совершенствования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество

 

Накануне вступления в действие федерального закона № 250 о внесении изменений в законодательные акты РФ представители Управления Росреестра по Свердловской области рассказали журналистам о том, что произойдет уже сейчас, в ближайшее время, и чуть позже – в период до 2018 года.

Одно из главных нововведений заключается в возможности представления документов в Росреестр в электронном виде. Заявители для этого могут воспользоваться как телекоммуникационными системами общего пользования, так и через Интернет с помощью портала госуслуг. Заявления можно подготовить с помощью шаблонов на сайте ведомства либо в сканированном виде. Подаваемые в электронном виде документы должны удостоверяться усиленной электронно-цифровой подписью, а электронные выписки будет удостоверять государственный регистратор. Наравне с электронной формой будет сохранена и бумажная.

– Электронный вид подачи документов очень удобен для крупного бизнеса, органов власти и других заявителей, которые сдают документы на государственную регистрацию на постоянной основе, так как им не нужно будет приходить в офисы службы лично, а сделать всё можно не выходя из офиса. Это сэкономит время и регистратора и заявителя, – уточняет Лариса Гашкова, заместитель руководителя Управления Росреестра по Свердловской области.

 

Документы везде примут

Не сразу, но скоро, после дополнительной подготовки, будет организован сервис подачи документов по экстерриториальному принципу. Можно будет представлять документы в орган регистрации, находящийся не по месту расположения объекта в пределах организационного округа, а на территории всей РФ. Жители одного города, покупающие квартиру в другом регионе, могут не выезжать туда для подачи документов, а обратиться в любой ближайший офис Росреестра, принимающий и выдающий документы.

Сокращение сроков регистрации на два дня – с 20 до 18 дней – произойдет с 1 октября 2013 года. И это не окончательное сокращение, в дальнейшем процесс будет продолжаться.

В будущем заявителю для того, чтобы подать заявление на внесение изменений в информацию о собственнике и об объекте (например, если поменялись его паспортные данные или же технические характеристики объекта, если обновились реквизиты юридического лица), уже не нужно будет обращаться в органы регистрации лично. Эту информацию Росреестр будет получать самостоятельно посредством межведомственного взаимодействия.

 

Об уплате госпошлины можно не сообщать

Будет запущен и сервис информационной системы платежей – об уплате госпошлины регистраторы тоже будут узнавать сами. Надо сказать, что документы на регистрацию теперь можно подавать и до уплаты госпошлины. Они будут приняты, но запущены в работу – только после поступления подтверждения платежа. «Тянуть» с оплатой можно 18 дней, на 19-й день пакет документов будет возвращен обладателю без проведения регистрации. Срок регистрации отсчитывается с момента уплаты госпошлины.

 

Регистрация возражений и запрета на отчуждение

Еще один существенный момент – меры по защите заявителя от мошеннических действий. Будет внедрена возможность подачи заявлений о возражении по поводу государственной регистрации. Любой собственник может возразить против проведенной регистрации по любым причинам. И эта информация отражается в записи в ЕГРП и в выдаваемых выписках. Также граждане смогут подавать заявления о том, что они возражают против отчуждения объектов без своего личного участия. Такая информация тоже будет внесена в реестр. По словам Ларисы Гашковой, особое значение это нововведение имеет для социально незащищенных граждан.

– Человек может обратиться в ведомство и сообщить, что только он лично может отчуждать свой объект, и никакие другие лица не могут делать этого. Тогда документы на куплю-продажу его объекта, представленные сторонними гражданами, останутся без рассмотрения регистраторов, – объяснила она.

 

Кадастровые изменения

Существенные изменения в работе ждут и Кадастровую палату. Это касается и сокращения сроков постановки объектов на кадастровый учет – с 20 до 18 дней, и расширения спектра электронных услуг, и постановки на учет квартир в не поставленных на учет домах, и продления с 1–2 до 5 лет срока учета объектов с временным статусом.

На сегодняшний день через портал государственных услуг можно заказать кадастровый паспорт, кадастровую выписку по земельным участкам, гаражам, домам и помещениям. А с 1 октября можно будет в электронном же виде подать и заявление на внесение изменений в характеристики объекта и на исправление технических ошибок.

Что касается квартир в новостройках, то новшество здесь заключается в том, что в отношении тех из них, которые находятся в домах, не учтенных в Кадастре, для постановки на учет отменяется необходимость предоставлять технический план на всё здание. До последнего времени заявители такой документ обязаны были представить.

Также закон предполагает представление технических и межевых планов только в электронном виде. Сейчас для кадастрового учета эти документы подаются на бумажном носителе.

Еще один существенный момент заключается в том, что по части неточностей и ошибок в документах на кадастровый учет заявителю дается право на исправление. То есть если раньше человек сразу получал отказ, то сейчас он получает решение о приостановке до устранения ошибок. Причины для отказа в проведении кадастрового учета переходят в причины для приостановления не все, а часть из них.

Есть подвижки в регистрации и ранее учтенных объектов, «потерявшихся» при передаче сведений из БТИ в Росреестр. Напомним, что некоторые квартиры таким образом оказались не поставленными на кадастровый учет и заявителям при совершении операций с ними приходилось получать дополнительный кадастровый паспорт в том же БТИ и нести его в орган регистрации. С октября законодатель отменяет эту необходимость. Если у заявителя есть правоустанавливающий документ, то сведения будут вноситься в кадастр на его основании.

 

Предварительная запись

В части повышения качества обслуживания в Росреестре, кроме внедрения электронных услуг, развивается предварительная запись на прием. Записаться заранее можно как через портал Росреестра, так и по бесплатному федеральному номеру 8 800 134 34 или по городскому телефону Управления, или посредством личного обращения в офис на ул. Малышева, 53 (БЦ «Антей»). Вместе с этим упорядочить поток заявителей позволяет и развитие сети офисов Росреестра в Екатеринбурге. Кстати, сегодня прием документов на регистрацию осуществляется как в центральном офисе БЦ «Антей», так и на пр. Ленина, 68, и на ул. Крестинского, 50. Планируется открытие и других «точек» работы с заявителями.

 

Прием документов – в разных местах

Чтобы разгрузить основной канал приема документов, полномочия по этой опции переданы Кадастровой палате, которая сегодня активно работает с заявителями, и ее услуги составляют почти половину от общего объема принимаемых пакетов документов. По информации Управления, некоторые отделения Кадастровой палаты в городах Свердловской области работают еще эффективнее и принимают до 80 % от общего числа подаваемых заявлений на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Помощь Кадастровой палаты позволяет Управлению работать без ажиотажа и в полной мере осуществлять иные свои функции, например, заниматься правовой экспертизой и пр. Также полномочиями по приему документов наделяется Многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг. Между ним, Кадастровой палатой и Росреестром подписано трехстороннее соглашение о том, что Центр принимает все четыре вида документов – на государственную регистрацию, на предоставление сведений из ЕГРП, на постановку на кадастровый учет и на выдачу сведений из Кадастра недвижимости. Планируется, что до конца этого года Многофункциональный центр откроет 55 окон приема в Екатеринбурге и 345 – в области.

 

Предварительная подготовка документов – одна из лучших в стране

Развивается и направление организации предварительной подготовки документов на государственную регистрацию прав. На сайте Росреестра есть сервис, где можно заполнить форму заявления, подготовить пакет документов и, сбросив его на флеш-карту, передать таким образом по месту назначения.

Принимаются и документы, подготовленные в программе «Ассистент», которым присваивается штрих-код, считываемый регистратором при приеме. Услуга представления предварительно подготовленных документов со штрих-кодом позволяет принимать документы значительно быстрее. Этой программной возможностью уже активно пользуются крупные предприятия – застройщики и бизнес-сообщества, такие как Нотариальная палата и Уральская палата недвижимости. Стоит отметить, что Свердловская область по развитости предварительной подготовки документов с помощью программы «Ассистент» занимает второе место в РФ.

В заключение отметим, что все вводимые новшества являются частью Дорожной карты в области государственной регистрации на период до 2018 года. И результатом их должно стать достижение такого уровня сервиса, чтобы Россия вошла в пятерку лучших государств по системам регистрации прав на недвижимое имущество. В первую очередь, это касается ведения достоверного реестра прав, который будет полезен для налоговой системы. Кроме этого, Дорожная карта призвана улучшить инвестиционный климат в стране и состояние рынка недвижимости. А на практике она заключается в сокращении срока регистрации, в переходе на электронные услуги, объем которых к 2018 году должен достигнуть 90 %, в передаче полномочий МФЦ и увеличении ответственности и функционала регистраторов.

 

Уже работает!

Что-то из запланированного в Свердловской области уже реализовано. Например, на сайте Росреестра есть электронный сервис, который позволяет получить справочную информацию об объекте без посещения офиса Управления. По адресу, введенному в отдельном окне на страничке сайта, можно узнать техническую информацию об объекте и все ограничения по нему.

Есть сервис подачи запроса на предоставление сведений из ЕГРП, который сокращает сроки предоставления выписки до трех рабочих дней вместо пяти и уменьшает стоимость услуги. Налоговые органы, правоохранительные и органы местного самоуправления, которым интересны большие объемы информации, имеют возможность просмотра любых сведений в базовом ресурсе после получения пароля и ключа доступа. Имеющие электронную цифровую подпись могут также копировать (скачивать) данные. На данный момент такие ключи доступа в нашей области получили более тысячи пользователей.

Кроме этого, реализован сервис мониторинга рынка недвижимости. С его помощью вы, если хотите купить квартиру в определенном жилом районе по конкретному адресу, можете по этому адресу получить информацию о количестве зарегистрированных сделок и суммах, по которым недвижимость была реализована. Это позволяет проверить ту недвижимость, которую вы приобретаете, чтобы обезопасить себя при совершении покупки.

Управление Росреестра проводит бесплатные мастер-классы по работе с сервисами. Обучение проводится раз в месяц и собирает до ста слушателей из числа как представителей крупных компаний, так и обычных граждан. На них нужно записываться заранее.

Росреестр сегодня серьезно нацелен на электронную форму работы с населением и призывает заявителей пользоваться новыми сервисами и услугами. Но личный прием и бумажные носители тоже не отменяются, и возможностей для заявителей становится только больше.

Светлана СОЛОВЬЕВА,

газета «Есть вариант!»


 
 

Обсуждение  0