В августе этого года мы с коллегами решили выбраться с детьми на природу. Наш выбор пал на небольшой городок Сысерть, расположенный в 40 километрах южнее Екатеринбурга. Это старинный, типичный уральский город. Известность ему принесло то, что здесь родился уральский писатель Павел Петрович Бажов, автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка».
Дом-музей П.П. Бажова - это усадьба его родителей, отца Петра Васильевича Бажова и матери Августы Степановны. Здесь в Сысерти 15 января 1879 года родился Павел Петрович. До году жил он в Сысерти, потом до пяти лет - в Северском заводе. С 6 до 11 - опять в Сысерти, потом в Полевском заводе - с 11 до 14, а с 14 до 17 - в Вершинке (Верх-Сысертский завод). Все эти места были заводами владельца Турчанинова (тем, кто читал бажовские сказы, знакома эта фамилия)
Семья часто переезжала из-за непростого характера отца, умевшего высмеять и раскритиковать начальство. Отец работал мастером на сварке, за свой острый язык получил прозвище "сверло". За "бунты" его переводили с завода на завод - "проветривали".
Усадьба принадлежала отцу, Петру Васильевичу, он купил дом для своей семьи. Здесь будущий писатель провел детские годы, здесь же живут герои автобиографической повести "Зеленая кобылка" - Петьша, Кольша и Егорша.
Жили Бажовы в достатке. В усадьбу по ул. Шиповка (сейчас ул. Володарского) входили большой дом на 6 окон вдоль улицы, надворные постройки - баня, конюшня, амбары, завозня, флигель. В этом флигеле и находится сейчас музей.
В 1897 году большой дом сгорел - Бажовы тогда "проветривались" в Полевском, а Павел учился в духовном училище в Екатеринбурге. Родители вернулись из Полевского уже к пожарищу, но восстанавливать большой дом не стали, а поселились во флигеле - малухе, как говорят на Урале. После смерти отца там жила одна мать до 1906 года - тогда П.П. Бажов забрал ее к себе в Екатеринбург, а усадьбу продали.
До 1979 года усадьба находилась в частном владении, но сохранились все надворные постройки. Было решено отреставрировать флигель и открыть музей П.П. Бажова.
Все постройки усадьбы соединены непрерывной крышей с трех сторон, а с четвертой надворье закрывает забор с воротами: большими для лошадей и малыми для людей.
Крыши покрыты железом, выделанным на Сысертских заводах, а сверху покрашены краской, приготовленной на основе малахитовой пудры.
Очень интересно, как мостили двор - огромными каменными плитами. Величина плит свидетельствовала о достатке хозяина. Плиты делали в карьере в три сезона: откалывали глыбы в карьере, обрабатывали и зимой везли по снегу.
Надворные постройки мы посмотрим позже, а сейчас идем в дом.
В сенях - коромысла. Коромысло — деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой.
Прихожая, а вот на вешалке - не сразу не угадаешь, что это. Это деревянный портфель, с которым Паша Бажов ходил в цифирную школу. Цифирная школа – школа с математическим уклоном.
Общий вид кухни, или как её называли, "куть" - кутный угол - место стряпухи у печи. Обстановка самая простая: лавка, узкий стол, в котором хранили посуду, залавок с домотканой скатертью, крынки, повседневный самовар, полка для посуды, печь. Теперь детали. Сечка – металлическое орудие с деревянной ручкой для рубки овощей, грибов, мяса в корыте. Сито – частое решето, в которое сеют, протирают. Лукошки или плетуха – небольшая ручная корзина из лубка или прутьев для ягод, грибов. Большие - родителей, маленькие - Паши Бажова. На полке посуда медная, берестяная, глиняная - работы сысертских мастеров.
На скамье стоят утюги на углях. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна. Для нагрева таких утюгов их ставили на печь либо в них клали горячие угли. По мере остывания угли меняли на новые угли. В боковых стенках отверстия для улучшения тяги.
Печь самое главное в кухне и доме - очаг, тепло, еда. На полу стоит тушилка для углей. Она представляет собой железный цилиндр на высоких ножках для тушения и хранения углей. Наполнят тушилку горячими берёзовыми углями, закроют плотной крышкой и отставят. Через десять минут угли уже холодные.
С кухней соединен чулан - холодное помещение (в нем зимой хранили мясо, так там было холодно). В XIX веке в Сысерть приходили караваны верблюдов из Башкирии, привозили мясо в обмен на железо. В чулане хранили предметы не первой необходимости: крынки, мутовка, весы, мусятницы, ступа, форма для сырной пасхи с прорезными крестиками, означающими святое кушанье; жестяные банки из-под монпасье, детали ткацкого станка, клетки для ловли птиц.
К потолку привешена зыбка - кстати, пружина изготовления местных заводов. Зыбку подвешивали к потолку, когда в доме был грудной ребёнок, а когда он подрастал, эту зыбку убирали. Зыбка - предмет особый, её можно было передавать только по наследству и нельзя было продавать, чтобы "не перевёлся род". Зыбка играла большую роль в развитии ребенка - он привыкал к "качке" с младенчества и вестибулярный аппарат развивался и укреплялся. Многие сысертцы уходили в то время работать во флот.
Из чулана возвращаемся к кухне, и от нее идем в горницу, самую большую комнату в доме, светлую и чистую. В ней обязателен "красный угол". В нем висят икона, лампада и полотенце работы Августы Степановны, матери писателя, замечательной кружевницы. На окнах - шторы, повешенные "штанами". На столе филейная скатерть, самовар праздничный.
Справа - старинный бабушкин комод.
Кровать "в полном уборе" с периной, покрывалом, подзор под покрывалом кружевной, наволочки с прошвами кружевными, накидка кружевная. Слева от кровати - горка сундуков, в которых хранили приданое. Справа от сундуков - прялка. На полу сапоги местного пошива - в Сысерти народ чеботарил. У Бажовых, кстати, в завозне тоже стоит чеботарный станок.
Над кроватью - портреты Бажовых. На стене - одежда родителей.
Показать все, что видели в надворных постройках, невозможно. Там очень много всего интересного. Поэтому самое примечательное.
Амбар - это помещение, где хранились всевозможные запасы. Там расположены лари для хранения зерна, пудовки - мерки, которыми мерили сыпучие продукты. Жернова ручные, на которых молоди зерно, цепи для обмолачивания зерна.
Кросны - ткацкий станок - стоит в амбаре. На нём работала мать П.П. Бажова.
Плетеные корзины с бутылями для масла и керосина, ларь для хранения зерна, напольные весы.
Завозня (от слова "возить" или "завозить") - помещение с широкими, как ворота, дверями, чтобы туда смогли заехать сани-розвальни. Здесь стоят сани-розвальни, телега, в которую летом запрягали лошадь. Много инструмента, который использовали по хозяйству: точила, весы, гири, инструменты для косьбы: литовка, вилы, деревянные грабли, ручной плуг, кайло; кованые предметы: скобы, гвозди; ключи, замки, цепи.
Там же сейчас демонстрируется хозяйственный инструмент - слесарный, плотничкий, чеботарный, инструмент для косьбы, весы напольные. На фото – гвоздь.
Баня в усадьбе с полутеплым предбанником и вместительным помещением для мытья. Есть печь с "поддавалом" - отверстием для пара.
Широкий полок с ушатам, шайками и вениками - березовыми, хвойными и из крапивы для лечебных целей.
Конюшня у Бажовых была большая, в хозяйстве была корова, овцы, домашняя птица. Строить конюшню не начинали, пока все не было продумано до мельчайших деталей. Над конюшней расположен сеновал, где устроен проем для подачи сена, которое насыпали в ясли. Пол конюшни низкий и имеет уклон к огороду. Между стеной и полом была щель, в которую выталкивали навоз. Сейчас в конюшне находится лошадиная упряжь: дуга, хомут, уздечка, седло крестьянское; ясли-кормушка для скота. Здесь также находятся салазки и ледянки. Салазки - это небольшие ручные санки, деревянные с металлическими полозьями, на них катались с гор. А ледянки - это доска (скейтборд), нижнюю сторону которой намазывали навозом и сеном и обливали водой. Получалась очень прочная ледяная корка, которая долго не скалывалась; ледянки катились с горки с невероятной скоростью.
В музее мы пробыли довольно долго - очень интересно рассказывала молоденькая и приветливая девушка-экскурсовод. Экскурсия по дому и приусадебным постройкам (хлев, сарай, амбар, конюшня) легкая и познавательная. Большая часть экскурсии проходит на свежем воздухе.
А потом, попрощавшись с музеем, мы поехали в центр по мониторингу и реабилитации хищных птиц "Холзан". "Холзан" - это тюркское название орла-беркута. Питомник занимается лечением и реабилитацией хищных птиц. Первая птица попала к хозяевам питомника в 2000 году, а в 2003 г. начали строить первые вольеры.
Питомцы прибывают в "Холзан" из самых разных регионов России - с Урала, с севера, с Кавказа. Кого-то подстрелили браконьеры, а потом егеря передали на лечение в "Холзан". Есть птица из Пермского зоопарка, где специалисты не справились с лечением - и теперь она на "санаторном лечении" в "Холзане". Есть ястреб, налетевший на провода ЛЭП. Есть коршун, который при виде людей притворяется мертвым - после пережитого стресса. Есть сбитые машиной птицы, есть "спасенные" людьми (многих сов, к примеру, люди приносят с болот - и зря) - всех их несут в "Холзан".
По возможности после лечения птиц выпускают на волю. Но выпустить можно не всех. У кого-то так и остается нерабочим крыло, кто-то уже не сможет в природе добывать себе пропитание, привыкнув к человеку. А кое-кто и не хочет улетать, так хорошо ему в "Холзане" - как уральская длиннохвостая неясыть Пухля, которую выпустили на волю, а через 3 дня она вернулась в вольер.
Но у тех, кто не может адаптироваться в природных условиях после травм, появляется потомство. Птенцы растут в условиях, очень близких к природным, учатся охотиться, добывать себе пищу, не привыкают к человеку - и работники питомника выпускают их на волю, когда они подрастают.
Кроме этого, "Холзан" занимается разведением и продажей птенцов сокола-балобана - им отведен самый большой вольер, где сейчас живут около 20 птенцов. А одна из подросших птиц на дежурстве в отдельном вольере - фотографируется с посетителями.
Филин Буба с больным глазом - болезнь развилась в результате реакции на лекарства. А супругу его зовут Хуба. "Буба" - имя придумано от латинского названия филинов Bubo-bubo.
Поворот головы у филинов - 270 градусов. Поэтому Буба на нас смотрел, сидя к жене спиной, а делился впечатлениями о нас, поворачивая к ней голову назад без затруднения. Очень удобно!
А вот зрение у филинов совершенно уникальное - черно-белое, но очень контрастное. Филин может ночью разглядеть мышь с расстояния 1,5 км при свете звезд и луны.
Это бородатая неясыть - одна из немногих сов, охотящихся не ночью, а в сумерках или днем.
Коршун, который пережил какой-то стресс, связанный с людьми - при виде человека он моментально притворяется мертвым. Мы стояли недалеко от его вольера довольно долго, рассматривали сов, павлинов, канюков - а он так и лежал совершенно неподвижно.
Есть и закрытые вольеры, куда не заходят не только посетители "Холзана", но даже и сотрудники, чтобы не тревожить птиц. Там выводятся птенцы.
После экскурсии по вольерам мы пошли в охотничий домик перекусить. Хозяева накрыли стол - чай с сушками, мы достали свои припасы. А еще для желающих предлагается беседка с барбекю, где можно пожарить свое мясо и сосиски, что мы и сделали.
Во время отдыха в домике мы посмотрели фильм о хищных птицах на большом экране.
А потом вышли фотографироваться с соколом-балобаном. После фотосессии мы купили на память книжку о соколах, буклет о центре "Холзан" и открытки, и попрощались с гостеприимными хозяевами. Нас провожала собака породы борзая Люся.
Место это очень интересное, нам понравилось всем. Воздух там пьяняще свежий - питомник находится в сосновом лесу. Осенью-зимой они еще демонстрируют полет и охоту сокола, а мы не попали - соколы еще совсем молодые и необученные.
Экскурсию мы заказали у туристической компании «Тур - Плюс». Вот такая у нас была поездка выходного дня!
Теги: Тур - Плюс, Путешествие по Уралу, Сысерть, Холзан