Продолжаем путешествие по Уралу. Сегодня будем гулять по Невьянску - первому в мире городу-заводу, куда мы ездили благодаря турфирме «ТУР - ПЛЮС» аж два раза: летом и осенью 2011 г.
Невьянск - это небольшой городок в Свердловской области, расположен он на реке Нейва (или Невья). Город старый - годом основания его считается 1701 г., когда был выплавлен первый чугун на Невьянском (Нейвинском) казенном железоделательном заводе. А завод был выстроен годом раньше, в 1700 г., тульским оружейником Никитой Демидовым.
Поездка в Невьянск - накатанный туристический маршрут, турфирма все время предлагает туда экскурсии, точнее, не только в Невьянск, но и в близлежащие старинные старообрядческие сёла: Быньги, Нижние Таволги - в семейный гончарный промысел Масликовых, которому уже двести лет и в село Верхние Таволги с посещением ООО «Таволожская керамика».
На въезде в Невьянск нас приветствует каменная стела, на которой выбит год основания — 1701. Место для её строительства выбирали специально, чтобы через арку была хорошо видна наклонная башня.
Заблудиться в Невьянске нереально: все дороги обязательно выходят к наклонной башне. Путь к ней идёт через площадь Революции, где стоит памятник погибшим в годы войны невьянцам.
Памятник-якорь, установленный в центре уральских гор в честь 300-летия российского флота.
Памятник герою Советского Союза Гомзину Виктору Владимировичу. Звание Героя Советского Союза получил в 1945 году за обеспечение прорыва оборонительных рубежей противника, форсирование польской реки Нарев, захват плацдарма и удержание этого плацдарма на правом берегу реки.
Демидовский сквер окружен кованой оградой с гербом Демидовых, через которую виден пруд.
Роскошная ограда со "старыми соболями" Каслинского литья ("старый соболь" - клеймо демидовского невьянского железа, славившегося на весь мир).
Экскурсия к наклонной башне начинается у памятника царю Петру и оружейнику Демидову, который был установлен в 2003 году.
Невьянская наклонная башня. История ее окутана легендами, которые перекочевали в разряд научных версий лишь частично.
Построена она в первой половине 18 века Акинфием Демидовым (сыном Никиты Демидова). Башня девятиярусная, первые шесть ярусов располагаются в четверике, как это видно на фотографии, и следующие 3 - в восьмерике. Основание - квадрат 9.5 на 9.5 метра, высота - 57.5 метра, отклонение от вертикали вверху 1.86 метра на юго-запад, толщина стен в нижней части доходит до 2 метров, а вверху - до 32 см.
До сих пор остается загадкой ее наклон:
Миф №1. Невьянская башня наклонилась по замыслу архитектора
Существует красивая легенда, что невьянская наклонная башня специально построена таковой. Во-первых, в уральском городе Акинфий Демидов, наслышавшись о европейских диковинках, хотел построить свою достопримечательность, такую же, как Пизанская падающая башня. Второе объяснение — башня изначально наклонена, склонившись в почтительном поклоне в сторону родного города Никиты и Акинфия Демидовых — Тулы.
Миф №2. Архитектор погиб, упав с башни
Есть и такая легенда. Будто бы сразу после завершения строительства башни Акинфий Демидов вместе с архитектором поднялся на самый верхний этаж и спросил: смог бы он построить лучше? Тот ответил хозяину, что смог бы. Тогда Демидов повелел сбросить зодчего наземь. А наутро горожане заметили, что башня накренилась, а с ее стен потекли ручейки воды: она будто заплакала, а невьянский пруд – это ни что иное, как слёзы башни. Что интересно, но и по сей день с первого яруса на юго-западной стороне сооружения постоянно капает вода.
Миф №3. Действие грунтовых вод
Башня достраивалась с учетом появившегося наклона, который возник под действием грунтовых вод.
На разные этажи башни ведут разные пути: на первый - через отдельную дверь, на второй - через крыльцо и парадный вход, на третий - через древнюю дверь с этого же крыльца, а затем - по узенькой низенькой лесенке, запрятанной в толще стен первого яруса, иногда проходящей между внешней и внутренней оконными рамами первого этажа, на четвертый - по винтовой металлической лестнице (опять с крыльца), а затем - по внутренним, деревянным лестницам - на верхние этажи. Всего их восемь.
Назначение первого этажа точно не установлено, сейчас там экспозиция, рассказывающая о фальшивомонетчиках Демидова. Существует множество легенд о том, что в невьянской башне Демидовы тайно чеканили золотые и серебряные монеты. Причем, согласно легендам, проба серебра и золота в монетах, которые подделывались в Неьянске, была выше, чем в монетах Российской империи, т.е. деньги, выпущенные Демидовыми, были лучше, чем деньги империи.
Исследователи считают, что все эти сказания и слухи — не более чем легенда, поскольку денег у династии Демидовых было и так немало — они являлись владельцами многих уральских заводов, дававших чугун и железо, пользовавшееся спросом не только в России, но и за рубежом. Кроме того, никаких следов монетного производства в невьянской башне так и не было обнаружено.
Крепостные кузнецы в кандалах.
Акинфий Демидов
Фальшивомонетчик, сошедший с ума в потайном подвале.
На втором этаже согласно найденным документам располагался кабинет Демидова, где помещались архивы и канцелярия, а во времена советской власти в нем находилась тюрьма. Сейчас там портрет Никиты Демидова и старинные аппараты для изготовления железа. Там же можно самому попробовать отчеканить монету.
На третий этаж со второго, в рудную лабораторию Демидовых, где находился «пробирной горн», можно попасть только по узкой винтовой лестнице, встроенной в толщу двухметровой стены.
Узкая лестница ведёт на третий этаж:
Акинфий Демидов всю жизнь клялся, что в невьянской земле нет золота. Однако в саже, взятой из дымохода печи, нынешние исследователи обнаружили не только золото, но и серебро, и медь... По одной из версий, Демидов здесь чеканил фальшивые деньги. По другой — здесь Демидов в тайне от государственной казны выплавлял серебро и золото, которое добывалось на его рудниках на Алтае. Ход в лабораторию - тупиковый. На другие этажи башни надо подниматься от крыльца по винтовой лестнице.
На четвертом этаже — большая светлая комната - музей. В этой комнате представлены фотографии других наклонных башен мира. Оказывается, что в Италии их несколько, да и у нас, в России — она не одна — есть еще в Туле, Соликамске, Усолье.
Есть в башне еще одно загадочное помещение, назначение которого так и остается неясным: это слуховая комната площадью около 20 квадратных метров, расположенная между четвертым и пятым этажами. Если встать лицом в один из углов, четко услышишь шепот человека, находящегося в противоположном углу. Причем слышно его будет великолепно. Никто другой с любого другого места комнаты не услышит. Такой эффект достигнут благодаря тщательно рассчитанной геометрии сводчатого потолка, который особым образом направляет звуковые волны. Акустика устроена так, что слово, которое сказано шепотом в одном углу, четко слышно в другом, противоположном углу. При этом ни в центре комнаты, ни в любой другой точке сказанного совершенно не слышно. Это еще одна загадка башни: задумана ли так комната или это ошибка строителей. По рассказам, Акинфий Демидов, когда к нему приезжали ревизоры и осматривали завод, отводил их в слуховую комнату. Здесь он говорил — «понимаю, вам нужно обсудить все увиденное и принять решение, а я вам мешать не буду, уйду в противоположный угол». Затем Демидов уходил в противоположный угол и слушал, что скажут проверяющие.
Пятый и шестой этажи — проходные, там только лестничные марши.
На седьмом и восьмом этажах, восьмигранном ярусе башни, за стеклом, отделяющим часовой механизм от посетителей, видны большие шестеренки и музыкальный барабан, от которого идут нити к 10 медных колоколам, висящим на следующем ярусе башни (на восьмом этаже). В этой комнате располагаются куранты с музыкальным боем (ещё одно величайшее творение), созданные английским часовщиком Ричардом Фелпсом. Вернее, если быть более точным, то Ричард Фелпс — это мастер, который изготовил колокола для часового механизма, а вот имя самого часового мастера остаётся неизвестным. Стоили эти английские музыкальные часы по тем временам баснословно дорого — около 5000 рублей. Для примера сравним: башня «со всеми припасами, с работой» обошлась Демидову в 4207 рублей 60 копеек. На музыкальном барабане часового механизма запрограммировано 18 английских мелодий: народные песни, менуэты, марши конца 17 - начала 18 веков. Колокола отбивают каждые 15 минут, полчаса, час, и 8 раз в сутки звучит мелодия.
Среди других колоколов, висящих на восьмом ярусе, висит еще один бронзовый часовой колокол, одиннадцатый по счету, с надписью о том, что он отлит 1 июня 1732 года в Невьянских дворянина Акинфия Демидова заводах и имеет вес 65 пудов 27 фунтов, то есть больше тонны.
Нам предложили выйти на балкончик и обойти башню кругом. Чугунные перила стоят с легким наклоном наружу. Высота немалая, стройность башни эту высоту еще больше увеличивает, ветер добавляет "трехмерности" восприятию. Внизу очень фотогенично приютился сияющий позолотой куполов идеально отреставрированный огромный Спасо-Преображенский храм.
Вот извилистый Невьянский пруд.
Площадь перед башней с памятником.
Вид с башни открывается душевный. Панорама города.
Спустившись вниз с башни, мы поблагодарили экскурсовода, и отправились обедать в кафе «Пчёлка». После обеда наш путь пролегал в старообрядческое село Быньги. Быньги славятся уникальным Свято-Николаевским храмом. Это один из самых старых каменных храмов Урала, построенный еще в конце XVIII века.
О появлении храма существует интересная легенда. После смерти Саввы Яковлева, среди его сыновей начались распри по поводу наследства. И согласно легенде Петр Саввич Яковлев поклялся, что если к нему перейдут Невьянские заводы, то он построит невиданный храм. Когда желание Петра Яковлева сбылось, он сдержал клятву перед Богом и отдал приказ своему управляющему: «Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая: если этого нельзя сделать, то построй там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку»
В советские времена, в период гонений на церковь, храму повезло, и он не закрывался, хотя службы не велись из-за отсутствия священника.
Внутри храма можно увидеть иконы знаменитой невьянской школы. Они отличаются от традиционных своей яркостью, изяществом и красотой. Наиболее почитаемые иконы: икона Николая Чудотворца, писанная при основании храма, перед ней читается акафист Святителю. Другая икона - Знамения Божией Матери - является списком (копией) Знаменской иконы, хранящейся в одноименной церкви г. Верхний Тагил.
Дальше по трассе, за Быньгами, находятся поселки Верхние и Нижние Таволги, интересные керамическим производством, гончарными мастерскими.
«Верхние Таволги» - считают старинным старообрядческим селом. Сейчас в «Верхних Таволгах» создают художественную и бытовую керамику.
Старообрядческая церковь.
У таволожской керамики исторически сформировался свой особый, непередаваемый стиль. Еще в позапрошлом веке в некоторых мастерских помимо "черной" делали и зеленую ("под малахит") глазурованную посуду.
Традиционной для Таволог считается керамика:
1 Чернолощёная - изготовленная по технологии 18-19веков;
2 С изумрудной глазуровкой - рецептура 19 века;
3 Керамика с ангобной росписью методом фляндровки - 20век.
На фото представлен метод молочения. Молочение – древний способ придать гончарному изделию красивый декоративный вид и сделать ее водонепроницаемой. После первого обжига керамики ее окунают в молоко, а затем нагревают до 350 градусов. В результате такой обработки изделие приобретает специфический коричневый цвет.
Мы познакомились со всем процессом изготовления керамических изделий, а также попробовали себя в качестве гончара.
Обрабатывали готовые игрушки: зачищали швы, расписывали акриловыми красками. В ходе нашего творческого процесса был предложен вкуснейший чай из таволги. Игрушки мы забрали с собой. Для желающих приобрести красивое изделие на память работала гончарная лавка.
Селу Нижние Таволги, как и самому гончарному промыслу, больше трехсот лет. В селе живут потомственные гончары. Семейному промыслу Сергея Масликова почти двести лет. Глину дают берега бегущей рядом реки Нейвы. Как и предки, Сергей лепит кувшины и горшки на гончарном круге, затем выпекает их при температуре в 1050 градусов. В таких крынках не киснет молоко.
По нашей просьбе, Сергей сделал вазу, на которой мы оставили свои пожелания.
Здесь нам тоже дали пробовать себя в гончарном деле, а потом под руководством Светланы, жены Сергея, мы лепили фигурки из глины. Мы смеялись над нашими глиняными мышками - то нос как у собаки, то уши как у слона, то ноги как у бегемота. Потом все эти «шедевры» мы забрали домой, и еще раз посмеялись над ними со своими домочадцами.
После гончарной мастерской наш путь лежал обратно в Невьянск. Собор и краеведческий музей мы посетили в конце экскурсии.
Музей расположен в бывшем гостином дворе, перед ним - различная раритетная техника.
Вагонетка установлена вместе с некоторым другим оборудованием в качестве памятника в сквере на площади Революции, возле Краеведческого музея.
Музей занимает два этажа. Гордость музея - его коллекция самоваров. До сей поры самовары пылились в фондах Невьянского историко-архитектурного музея. И вот недавно вышли на белый свет, засверкав начищенными боками.
149 агрегатов для кипячения воды были собраны по округе в основном в 70-х годах прошлого века. Самовары принимались в дар от жителей города или целенаправленно скупались музеем . Есть и такие экземпляры, которые были добыты на пунктах приема металлолома и спасены от переплавки — на табличках так и значится: «Поступил из утильсырья».
В музее представлена практически вся география производства самоваров: тульские, московские, ярославские, суксунские (по названию города в Пермском крае), слободские (из Вятки). Товары местного производителя, оказывается, тоже есть — сохранился оригинальный самовар-кухня для приготовления одновременно двух блюд. Его широко использовали в старых трактирах и харчевнях: хозяева, едва заслышав звон бубенцов, быстро кипятили воду, засыпали пельмени, картошку и встречали гостей свежеприготовленным обедом. Самый древний самовар в коллекции невьянского музея относится к середине девятнадцатого века. Остаться без самовара было для наших предков сущим несчастьем. На Верх-Нейвинском заводе, например, этим пользовались сборщики налогов — за неуплату податей приказчики приходили в дом должников и скручивали верток с краника. Для неплательщиков девятнадцатого века это было пострашнее, чем отключение света для нынешних коммунальных должников. Подобрать нужную деталь не могли и спешили расплатиться по счетам, чтобы вернуть к жизни своего поильца.
Имеется табличка, что музей примет в дар 150-тый самовар, и имя дарителя будет увековечено.
На выходе из музея есть сувенирная лавка с продукцией.
Спасо - Преображенский собор. Его стены помнят не только запах ладана и звуки молитв. В советское время в помещении храма собирали бомбы для оборонных заказов. Сейчас в соборе очень красивое убранство, в том числе фаянсовый иконостас.
И на прощание с Невьянском. Так выглядит исторический комплекс вместе.
По пути мы сделали остановку у самолёта (уж очень просили мальчишки) на улице Кирова, где расположен сквер авиаторов. Это памятник самолету СУ-15, в честь выпускников Невьянского аэроклуба, погибших в годы Великой Отечественной войны. Он был открыт 18 августа 1990 г. по инициативе ветеранов войны.
Невьянск оставил приятное впечатление, в кафе покормили вкусно и разнообразно. В город вернулись не поздно, дорога не утомляет, впечатлений много, нам очень всем понравилось. Так что, кто не бывал в Невьянске - не проезжайте мимо, сверните с трассы, посмотрите на этот милый небольшой старинный город.
Теги: Тур - Плюс, Путешествие по Уралу, Невьянск, село Быньги, село Верхние Таволги, село Нижние Таволги