Осеннее время всегда самое интересное, и не только благодаря последним теплым безоблачным денькам. Помимо похода в лес существует еще множество способов провести время с пользой. Задачу организовать наш досуг в осенние месяцы взяли на себя менеджеры «Тур - плюс», которые готовы предложить вниманию горожан поездки на увлекательные выставки.
Наверное, любой человек время от времени нуждается в глотке чего-то необычного и нового. Кто-то для утоления такой жажды, если позволяют средства, тянется в экзотические страны, кто-то серьезно увлекается традициями и культурой других народов. Возможно, просто пришла пора современному человеку, отстраненному от природы и гармонии с окружающим миром, почерпнуть мудрости древнейших цивилизаций? Ведь не случайно сегодня во всем мире так популярны увлечения, скажем, йогой и фэн-шуем. Именно о нем, о фэн-шуе, а также о том, как правильно хранить в доме вазы, как пить чай и как стать счастливым, мы узнали, посетив в октябре выставку «Инь-Янь», которая открылась в музее-заповеднике Горнозаводской Урал Н-Тагила.
В последнее время мы часто употребляем выражение — «китайский ширпотреб», которым китайцы завалили наш рынок, слова “Made in China” стали для нас нарицательными. Показываемые по телевидению посвященные Китаю сюжеты в лучшем случае позволяют быть в курсе политических событий, происходящих в этой стране.
Однако Cтрана цветущего лотоса — не только лапша быстрого приготовления и дешевые безделушки, горстка риса и портрет Мао Цзэ-дуна... Это и великая китайская стена, и монастырь Шао-Линь, и Тибетское нагорье, и медведь панда, и иероглифы.
Чтобы убедить в этом россиян, коренной китаец Ван Хуафань собрал уникальную коллекцию предметов искусства, рассказывающих о культуре родной страны. Он путешествует из города в город, устраивая выставки.
Держатель этой великолепной богатой коллекции Ван Хауфань, живущий в России вот уже 20 лет и прекрасно говорящий по-русски, убежден в том, что у наших народов немало общего. И выставку он создавал специально для того, чтобы подчеркнуть эту взаимосвязь и поближе познакомить жителей российских городов с культурой своей страны. Ван Хуафань собирал коллекцию по крупицам, забирался в глухие уголки Китая в поисках искусных ремесленников и антикваров. Также среди разнообразного ассортимента предметов китайского быта на выставке представлено несколько картин кисти самого коллекционера.
С самого порога в выставочный зал сразу попадаешь в настоящий китайский дом с его традиционными новогодними фонариками, большими и маленькими, являющимися символом достатка и богатства, с великолепными напольными вазами. Фонари символизируют семейный достаток. Чем больше они по размеру, тем богаче семья.
Китайское жилище традиционно разделено на мужскую и женскую половины. Мужская половина представляет собой что-то типа нашей гостиной. Прямо напротив входной двери размещается своего рода красный угол, в центре которого находится картина с изображением тигра. Именно этот хищник гарантирует отсутствие каких-либо бедствий в доме, особенно для тех, кто родился в год Тигра.
Ван Хуафань самостоятельно провел очень увлекательную экскурсию для нас и максимально подробно рассказал о традициях и поверьях своего народа. Для начала он объяснил идею названия выставки. Все экспонаты — а это многочисленные разноцветные фигурки животных, талисманы, национальные костюмы, картины, посуда – размещены в двух залах. В первом сосредоточены вещи, олицетворяющее женское начало, во втором – мужское. Оказывается, в Китае так называемая женская комната является самой главной в доме, потому что в ней хранятся все богатства и ценности, ну, и еще потому, что женщина всегда была хранительницей домашнего очага. В этой комнате обитают всевозможные статуэтки, призванные поддерживать ауру на должном уровне.
Фигурки с изображениями богов и животных, по убеждению китайцев, способны принести счастье и благополучие. Они им придают особое значение. Каждое животное в Китае священно и наделено какой-то силой. Черепаха является символом мудрости и долголетия, слон – счастья, павлин – богатства, лошадь – успех, остроумие, трудолюбие, сова – знания, тигр - символ охраны дома, лягушка – символ подвижности, служащая для защиты детей, пара уток, журавлей, голубей – символ счастливого брака, меч - хранитель дома от злых духов, дракон – символ мужского начала и Китая, рыбы дадут достаток.
Мостик из шести слоников - обратите внимание шесть, а не семь - это символ финансового благополучия и повышения по службе. Изображение орла на ярко-красном панно из бархата - символ продвижения по службе, сувенир "мальчик с рыбой" сулит своему обладателю счастье и достаток. Китайцы верят, что если в доме есть статуэтки этих животных, то его жителей никогда не поразят беды и несчастья. А тарелка, вывешенная на виду – защищает дом и является символом великих перемен.
Талисманом считаются и нецке – маленькие фигурки, вырезанные из кости, камня, дерева. Раньше нецке имели практическое назначение: одежда в древнем Китае была без карманов, а потому нецке служили противовесом и подвешивались на пояс вместе с денежном мешком.
Ван Хуафань поделился весьма любопытными трюками по привлечению идиллии в жизнь каждого человека. Например, тем, кто мечтает встретить свою вторую половинку, он посоветовал держать все вазы в доме пустыми, потому что пустая ваза, опять же по фэн-шую, сулит обретение любви.
Женская половина «Инь» в китайском жилище находится в самом дальнем углу - это своего рода наша спальня, чужие люди туда уже не заходят. Здесь представлены более ценные произведения искусства: образцы китайской национальной одежды для женщин Тан Джан из натурального шелка до 1920 года и чисто женские штучки: браслетики, четки, уникальные китайские куклы, старинные письменные принадлежности. А также вазы китайского фарфора, произведения перегородчатой эмали и веера.
Дракон - символ мужского начала и символ Китая.
Еще одно чисто китайское изобретение – перегородчатая эмаль, называвшаяся на Руси финифтью. Это – не эмалевое покрытие, а тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой. Нас познакомили с целым набором фигурок, покрытых перегородчатой эмалью. Для их создания на тонкой пластине из меди, золота или серебра процарапывают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Затем по нему напаивают поставленные на ребро полоски-перегородки толщиной не более 1 мм. Каждую из созданных ячеек заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. Затем эмаль шлифуют до уровня перегородок. Полученное изображение сияет не хуже драгоценных камней, в чем мы воочию убедились.
"Я отправился на пекинский завод в поисках перегородчатой эмали, но оказалось, что современные заводы производят европейские вещи, а не традиционные китайские. Мне подсказали, что старинным ремеслом владеет 85-летний дедушка, который и создал эту коллекцию – уникальные, удивительные работы. Он изготавливает фигурки в этой технике вручную и никогда не повторяется, поэтому все его работы — эксклюзивные. Когда он узнал, что я хочу делать выставку в России, то продал мне несколько предметов", - рассказал Ван Хуафань.
Не меньшее очарование придают экспозиции полные одухотворенного изящества знаменитые китайские рисунки — свитки рисовой бумаги. Часть картин рисовал, вспомнив детское увлечение, сам Ван, часть — его учителя. К красоте живописи не стоит привыкать, считают китайцы, и никогда не обрамляют свои живописные творения. Свиток — самая подходящая форма для ценителя прекрасного: развернул, полюбовался, дал полюбоваться гостям, предался печальным или отрадным воспоминаниям — и в сундук.
Фигурка слона означает счастье. Супружеское счастье олицетворяет пара уточек-мандаринок. В китайской культуре жаба — очень почтенное животное и мощный символ денежной удачи! А также лягушка – символ подвижности, служащая для защиты детей.
Фигурка лошади обозначает – успех, остроумие, трудолюбие. Прекрасная тарелка– это не посуда, из которой едят, а украшение дома, способное защитить его от несчастий.
Огромное впечатление производят статуэтки, изображающие одного из семи богов счастья. Его зовут Хотэй. Его стоимость равна цене на подержанные «Жигули». И это самый ценный экспонат по мнению владельца выставки. Ее он выпросил у 98-летнего деда.
Хотей - это бог общения, веселья и благополучия, который предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. Поэтому считается, что если провести рукой по животу Хотэя 300 раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. «Хотэй» переводится как «холщовый мешок», и этот персонаж имеет своего исторического прототипа. В Х веке в Китае жил маленький толстый монах Тци-Тцы с большим холщовым мешком и четками, бродивший по деревням, который приносил людям удачу. В мешке у него находился весь мир. На вопрос, что находится в мешке, он обычно так и отвечал: «Весь мир». Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Тци-Тцы сказал: «Люди, люди, не узнали вы меня, а ведь я - Будда будущего Майтрея».
Ещё один очень ценный экспонат на выставке, по словам коллекционера, статуэтка старика долголетия Шаосинь: "Она датируется концом 19 века. Я купил ее в Манчжурии. Это прекрасная работа – у фигурки прорисованы уши, глаза. До окончания правления династии Цин (начала 20 века) мастера изображали старика с персиком в правой руке и палкой - в левой. Розовощекий, как персик, который держит в руках, он намекает на свое отменное здоровье. Позже мастера поменяли их расположение", - рассказал Ван Хуафань.
Заманчивыми экспонатами выставки являются веера. Первое упоминание о них относится к VIII веку до нашей эры. Здесь они представлены в большом количестве. Это большие «павлиньи хвосты» с разнообразными узорами. Такие веера по китайским обычаям подвешиваются над супружеским ложем. Полукруг означает гармонию чувств, взаимопонимания и согласия, они символизируют ян – мужскую силу. Дерево сандала, из чего они сделаны, само по себе имеет лечебные свойства. Аромат такого веера успокаивает нервную систему и готовит ко сну. Существуют экземпляры из слоновой кости, бамбука, сандалового дерева, фарфора, нефрита, а на полотна используют специальную бумагу и шелк, которые можно украсить художественной росписью и каллиграфией.
Этнические китайские куклы (по нашим деньгам, одна кукла стоит три тысячи рублей, а в Китае на эти деньги можно купить тонну риса).
Очень часто за китайскую куклу принимают японскую. Они в чем-то похожи, но есть одно существенное различие. Ноги у китайской куклы никогда не бывают открыты, они спрятаны под длинным подолом платья. Это связано с традицией, которая существовала в древнем Китае, - туго бинтовать ноги девочкам из аристократических семей, чтобы их ступни всегда оставались крошечными. Это делалось для того, чтобы они передвигались неспешно, маленькими шажочками, к ним даже была приставлена отдельная служанка, которая помогала им ходить. У бабушки Ван Хуафаня нога была всего 17 сантиметров. Когда в Китае были волнения, она не могла бежать, и дедушка нес ее на своей спине.
Статуя китайской богини Гуань-инь (Будда в женском образе). Она помогает бездетным семьям. К ней нужно прийти с просьбой послать дитя и остановить подарок на ночь, утром забрать и унести с собой. Считается, что за ночь Гуань-инь заряжает предмет своей энергией, которая решит проблему семейной пары.
Самые ценные экспонаты на выставке – две фарфоровые вазы с тонкой росписью. Каждой их них – 150 лет. "Я попросил своего дедушку подарить их мне для коллекции. Ваза служит не только для красоты, но и как оберег семьи. Вазу семейной паре нельзя дома ставить пустой - это к авантюрной любви, что может привести к семейной трагедии. А вот другое дело – одинокий человек, ему нужно привлечь любовь, но тогда важна расстановка ваз. Слева в комнате вазу нужно ставить мужчинам – и тогда он обязательно отыщет свою женщину. Представительницы прекрасного пола должны найти место для вазы в правой стороне комнаты. Для финансового благополучия нужна ваза с узким горлышком и пузатым туловом – тогда деньги войдут в дом, но выйти не смогут", - поделился Ван Хуафань простейшими правилами фэн-шуй.
Ван Хуафань привез и несколько своих картин, выполненных в технике кохуа - традиционного китайского искусства, которой в нашей стране не занимаются. Кохау создается на тисненой бумаге при помощи китайской туши.
На выставке можно познакомиться с китайской живописью, которая различается по направлениям Се-и и Гун-би. Суть живописи Се-и - в передаче идеи, внутренней сущности изображаемого. Для живописи Гун-би важна схожесть рисунка с оригиналом. Она очень реалистична.
На веерах, картинах, тканях можно увидеть изображения бамбука, сакуры, хризантемы, сосны – древние китайские символы долголетия.
На мужской же половине «Ян» можно увидеть «4 сокровища китайского кабинета» и сервизы для чайной церемонии, ведь в Китае именно мужчины традиционно заваривают чай. Посмотрите, что представляют из себя четыре сокровища китайского кабинета. Это – «пи» (кисть), «мо» (тушь), «дже» (бумага) и «янь» (коробочка для размешивания туши). В доме каждого образованного человека вы найдете такие атрибуты.
Каждый мастер должен иметь в своем рабочем кабинете принадлежности для занятий каллиграфией - кисти, тушь, тушницу и рисовую бумагу. Все богатство умещается в маленькой плоской коробочке. Процесс подготовки к написанию иероглифов не менее интересен, чем сама каллиграфия. Ван Хуафань и в этом искусный мастер. В тушницу наливается немного воды. Затем, производя круговые движения, в ней нужно растворить палочку туши.
Колокольчики - обереги, как и у нас, призваны отгонять нечистую силу. Правда, у китайцев они выполнены в форме пагод.
Меч - хранитель дома от злых духов.
Когда же экскурсия передвинулась во второй зал – своеобразную мужскую комнату, Ван Хауфань начал рассказывать о чайной церемонии и пообещал угостить всех присутствующих настоящим китайским чаем. Дело в том, что мужская комната служит гостиной, в ней принято встречать гостей и угощать их. Именно любовь к чаепитию Ван Хуафань назвал главной общей чертой русских и китайцев.
Так же, как и в России, в Китае принято угощать гостей чаем. Общеизвестно, что в Китае чайная церемония – это настоящий ритуал, таинство, к которому, в основном, допускают только мужчин. Однако у них этим ритуалом можно выразить как почтение к человеку, так и неприятие, поэтому существует множество разнообразной посуды. Огромную роль для получения ароматного напитка играет чайник. Его нужно хорошенько “воспитать”, на что уйдет пара месяцев. Делается этот так: в чайнике регулярно заваривается чай, но не пьется, а выливается. Но вот ваш чайник стал “воспитанным” и готов угощать своих владельцев чаем.
На приготовление чая уходит не так уж и мало времени, это вам не просто бросить чайный пакетик в кружку на пару минут. Китайцы заваривают чай в керамическом чайничке и никогда его не моют, а только убирают оставшиеся чаинки специальной палочкой. В него укладываются невероятной красоты свежие, словно только что собранные, чайные листы и заваривают в течение пары минут. Вода, которая используется при приготовлении чая, не должна доводиться до кипения, потому что кипяченая вода считается мертвой. Даже когда чай готов, правила не покидают стены мужской комнаты. В Китае гостей, в основном, угощают из маленьких чашек. Кроме незваных, которым наливают большую кружку для того, чтобы они ее поскорее выпили и отправились восвояси. Так вот, эту маленькую чашку нужно держать в правой руке на уровне сердца. Чай пьют тремя глотками. Первый очищает дух, второй — тело, третий глоток мудрые китайцы отводят для наслаждения вкусом самого чая. Именно на третьем глотке каждый должен почувствовать истинный вкус и насладиться им.
Сам Ван Хауфань признался, что пьет чай по-русски, то есть из большой кружки и со всякими вкусностями, которые готовит к чаю его русская жена. Но вот когда он хочет попить чай «по-настоящему», то есть насладиться его вкусом, предпочитает потратить 15-20 минут на китайскую чайную церемонию.
Мы не смогли удержаться от соблазна и не попросить его запечатлеть для них на память на листе бумаги какой-нибудь иероглиф. В основном просили изобразить «счастье», «любовь», «дети», «благополучие», «удача», «безопасность».
Нарисовав около сотни иероглифов, художник признался, что ему это не сложно, так как с детства привык к заданию отца – рисовать их не менее 500 в день.
Конечно, после общения с таким интересным и замечательным человеком, который к тому же напоил всех чаем, выставку мы покидали довольными и расслабленными. Но и без этого впечатлений от нее все равно хватило бы надолго. Ведь представленные экспонаты дают ярчайшее представление об искусстве Китая. Здесь есть изделия из металла, дерева, текстиля, бумаги, кости, фарфора, керамики. Можно с уверенностью сказать, что выставка «Инь-Янь» для любого посетителя станет лестницей к далекой Поднебесной. Взобравшись на эту лестницу, каждый сможет прикоснуться к величайшему искусству древнейшей цивилизации.
Теги: Тур - Плюс, Выставка, чайная церемония, каллиграфия, Путешествие по Уралу