Тур "Большое Кольцо Урала" – Запад
В прошлом году мы совершили "музейно-исторический" тур в западную часть Урала - в Удмуртию, который состоялся в летний сезон, а именно 09 - 12 июля 2013 г.
В ходе тура «Большое кольцо Урала»- Запад 4 дня/ 3 ночи мы посетили города: Пермь, Нытва, Очер, Дебесы, Ижевск, Италмас, Воткинск, Чайковский, Оса. Познакомились с достопримечательностями этих городов, смогли насладиться красотами Западного Урала, а также побывали в различных музеях, прошли Кандальный путь по Сибирскому тракту и встретились с императрицей.
Итак, 1 день путешествия.
Наш маршрут начался в городе Пермь. Посадка в автобус и мы переезжаем в пермский город Нытва, в единственный в мире музей Ложки.
В музее собрана уникальная коллекция ложек. Она насчитывает около 2500 единиц хранения. Гордость коллекции – ложки из 69 стран мира.
Главная особенность коллекции – наличие в ней ложек, предназначенных не только для еды, назначение которых выходит за рамки общепринятого взгляда на этот предмет древнейший предмет материальной культуры человека.
Вторая особенность связана с тем, что в коллекции представлены ложки разных заводов изготовителей.
Коллекция представлена ложками из разнообразных материалов – нержавеющей стали, алюминия, мельхиора, меди, дерева, керамики, пластмассы, пластика, кокоса, перламутра, силикона.
И создан Музей ложки не случайно, потому что именно здесь изготавливаются ложки. В том числе и для Олимпиады-80, загляните на кухню, наверняка у вас имеется дома «привет из Нытвы» в идее ложки. Нытвенский медеплавильный завод, который является солидным российским предприятием, спонсировал его создание. Ложка для Нытвы – уже давно стала брендом, нытвенские ложки известны по всей России и за рубежом.
В самом начале экспозиции мы встречаемся с пермским звериным стилем, оказывается, он широко использовался в ложкоделии. На небольших ложках - филин, на средних человек-лось (хранитель тайги). Широко была известна так называемая культовая ложка, женщины детородного возраста носили её на поясе, как оберег от злых духов.
Существовали копоушки - ложки для чистки ушей.
Ложки делились на мужские и женские, мужчины не имели права кушать женскими, чтобы не узнать чужие секреты, а мужские ложки использовались во время гаданий.
Чужой ложкой нельзя было есть «чужой ложкой есть - обжорство нагонять».
Делились ложки на «баские, праздничные, красные», отсюда пожелание «Живите на красную ложку».
Бабские ложки использовались для готовки еды, а ещё существовали уличные (для соления капусты)
На Урале был обычай, на 40-вой день поминая усопшего раздавать ложки на память.
В коллекции имеются ложки расписанные известными людьми пермского края ( и не только). Интересно, что каждый вкладывает в свою ложку особый смысл.
А сколько Вы знаете пословиц и поговорок, примет, синонимов, а также загадок и скороговорок, связанных с ложкой?
Любопытны и старинные названия ложки: возилка, долгоносска, бутырка, загибка, карабка, долгогоренка, киржанка, кокофка, копалка, коренушка, крестофка, лапешка, латочек, лузка, налифка, насадка, рыбка, серебрушка, абирка, хлебалка, шевырка, шалаболка. Можно долго их перечислять.
Ложечка моя желобовыгибистая с переподвыподвертом сиреневенькая!!!
Ложкой в край посуды стучать — к ссоре.
Я похожа чуть-чуть на лопатку, На весло я похожа немножко, Помогаю есть кашу ребяткам, А сестра у меня - поварёшка.
Бабка с кашкой, а дед с ложкой.
Шел лысый Лёшка с ложкой, слушал Лёшка лисий шорох, Но услышал Лёшка лысый лишь лисят клычливых шум, Лег на луг лишившись ложки.
Упавшая со стола ложка — примета, сулящая приход гостей. Если таковой не входит в планы хозяев — им следует этой ложкой постучать несколько раз по полу.
Маленький черпачок, Красненький колпачок, Три раза в день берётся И опять на место кладётся. Поцелую, полижу и опять положу.
Ложка дёгтю в бочку мёду.
На рынке Кирилл ложку и кружку купил.
Ложку забыть на столе – к гостю. Ложку уронить – к приходу женщины.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот
- Открывай пошире рот.
Ложка в бане не посуда, девка бабе не подруга.
Сложила кашу в ложку И накормила нашу кошку.
Видеть или пользоваться во сне ложками - добрый знак.
Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду - Мимо рта я не пройду.
Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду - Мимо рта я не пройду.
В ложке у Антошки кашки немножко, а в ложке у Тимошки немножко картошки.
Если человек не вынимает ложку из кружки чая, то значит он русский.
Без неё нам суп не съесть, Она в каждом доме есть, В руку мы её берём, С супом в рот себе несём.
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
На дорожках дрожки,
В дрожках кошки и блошки,
У кошек ложки,
У блошек сапожки.
Не принято дарить на свадьбу вилки, ложки и ножи. Такой подарок считается плохой приметой.
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
Через час по чайной ложке.
Шесть тараканов с крошкой прошлись по ложке с плошкой.
Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" означает пожелание жить хлебосольно, зажиточно, радостно или на современный лад: «Чтобы ложками икру Красно-чёрную вы ели, Чтоб на море вы в жару Животы и ноги грели!».
Экскурсия была очень информативной, всё в одной голове унести не удалось, да и не зачем, на ложечки нужно смотреть, чувствовать их энергетику. На память мы купили себе простые деревянные ложки, чтобы на досуге попробовать расписать её на свой вкус и цвет.
Музей ложек находится в здании Нытвинского историко-краеведческого музея. Нытвенский историко-краеведческий музей открыт в 1958 г., в честь 200-летия металлургического завода. Основатель музея – Сонин Павел Семенович, аспирант, выпускник МГУ. Под его руководством юные краеведы, взрослые единомышленники собирали старинные предметы, обихода, одежду, оружие, монеты. До сих пор они составляют наиболее ценную часть фондов.
Сегодня собрание музея насчитывает 15 000 единиц хранения.
Значительное место занимают: документальный фонд Нытвенской волости Х1Х в. и Нытвенского района конца ХХ в; архив Нытвенского металлургического завода, изделия из металла. Диорама «Нытвенская ярмарка» стала украшением музея.
Покидаем город Нытва и переезжаем в город Очёр.
Здесь нас ожидала экскурсия в Очерский краеведческий музей им. А. В. Нецветаева . Мы увидели "Парк пермского периода" - звероящеры, которые обитали на Земле более 230 млн. лет назад. Познакомились с «Эстиком» — Эстемменозухом — самым известным очерским звероящером! Узнали историю первого на Урале крепостного театра.
Когда мы приехали, то сразу спросили: «А где тут у вас парк Пермского периода?» Хотя он появился в Очере недавно, о нем многие слышали. И все же экскурсия для гостей начинается не с парка, а с краеведческого музея. Чтобы стало понятно, почему именно в Очёре, а не в другом месте Прикамья, наглядно представлен пермский геологический период.
Здесь нашли кладбище ящеров. Возле Очера, рядом с деревней Ежово, в 1950-х годах прошлого века нашли на глубине 15 м гигантское кладбище ящеров, которые жили здесь 250 млн лет назад — в пермский геологический период.
Нашли его, можно сказать, случайно. Любопытный мальчишка из деревни Ежово, что недалеко от Очера, еще до войны подбирал зеленые камешки. Когда Павел Касьянов стал учиться в Пермском пединституте, показал эти камешки своему преподавателю П.М. Рыжкову. Зеленые камни оказались редким минералом - волконскоитом. На его раскопках на местах залегания минерала были обнаружены кости древних ящеров. Ефремов, Чудинов, Ожгибесов – светила мировой палеонтологии признавались в те годы, что вряд ли в ближайшее время найдется что-то лучшее, чем очерские (ежовские) раскопки. Волконскоит вывезли весь, найденные скелеты древних животных упаковали и отправили в столицу. А Очер с того времени прочно связан с этим событием – обнаружением звероящеров.
Экспозиция «Пермский период на Очёрской земле».
Путешествие по Очерскому музею начинается с экспозиции: « Пермский период на Очерской земле», где показана флора: окаменевшие стволы вальхий – первых хвойных деревьев на земле, отпечатки листьев хвощей и гинкгового дерева, морские окаменелости. Диорама раскрывает условия формирования «кладбища» древних звероящеров. Главным героем диорамы является титанофонеус – огромный ящер, который двигает головой, глазами и издает рычание, чем вызывает восторг детей.
В экспозиции «Древнее население земли очерской» можно увидеть зуб мамонта (вес 7 кг 400 кг), череп шерстистого носорога, бивень мамонта.
Интересно посмотреть на каменные топоры, оставленные в долине реки Очер мигрантами с берегов Каспийского моря 4,5 тысяч лет назад. Редкая для Прикамья глиняная голубая с желтыми глазками бусина из Древнего Египта соседствует с бронзовыми украшениями местных мастеров, орудиями труда и охоты местного древнего населения.
Экспозиции «Крестьянский мир» и "Мы родом из СССР".
Показана тесная связь материальной и духовной культуры Очерского крестьянства (и мастеровых) XVIII-ХХ вв.
Коллектив музея стремился передать, что крестьянский быт – не только утварь предметы обихода, а изба – не просто некое организованное пространство и его убранство, а традиции, обряды, воспитание, мифология. Это был целый мир, единый и самодостаточный, стремительно уходящий от нас всё дальше и дальше в прошлое. Особенностью экспозиции является то, что посетитель находится как бы внутри её, внутри «крестьянской избы», внутри «двора». Тут он узнаёт о традиционном четырёхчастном делении крестьянской избы – на мужскую и женские лавки, печной и красный угол. В каждой из этих частей есть предметы, только для неё характерные, есть и вовсе уникальные, присущие населению именно этой территории в прошлом.
Экспозиция «Ожившее наследие».
Создана и открыта к 200-летнему юбилею Очёрского театра.
Экспозиционный зал выдержан в торжественной красно-белой гамме и стилизованной под театральный - со сценой, рядами «партера», «ложами»-витринами и «балконами» с «публикой»-манекенами, в соответствии с описанием конца XIX века. Материалы экспозиции показывают этапы становления и развития музыкальной культуры и театра в Очёре. Вот старообрядческая нотная запись «крюками», а рядом приветливо наклонился ярмарочный Петрушка. Вот здесь вы узнаете о том, что Очёрский театр – зачинатель оперного искусства на Урале, а там показано место «комедийного сарая» в старом Очёре. Многочисленные афиши дают представление о предпочтениях режиссёров-постановщиков и очёрской публики, а документы Общества семейных вечеров – об его многогранной культурно-просветительской деятельности. Коллекция музыкальных инструментов, граммофон, пластинки, партитуры свидетельствуют о неизменном интересе очёрцев к театру, музыке, а фотографии театральных постановок и концертов - о многих талантливых земляках прошлых лет.
Прекрасная панорама города открывается со смотровой площадки Очерского краеведческого музея.
Парк Пермского периода. На примузейной территории располагается детский парк Пермского периода - это продолжение экспозиций музея. Парк разбит на три зоны. Первая – тихая – место отдыха людей старшего поколения. Вторая зона с детскими сооружениями, обеспечивающая активный отдых детей до 4-х лет. Третья зона, самая насыщенная аттракционами, интересна дошкольникам и детям младшего школьного возраста.
В парке расположены фигуры звероящеров: ивантозавр, эстемменозух, биармозух, археосидон, аноплозух, эотитанозух. А также стрелецкий острожок – копия первого поселения на реке Очер.
Единственные на Урале знаменитые чугунные солнечные часы (1885 год). Часы расположены в историческом центре Очера и показывают местное солнечное время.
Храм во имя архистратига Михаила, которому недавно исполнилось 170 лет.
Решетка ворот церкви Михаила Архангела в Очере. Ворота, вырезанные из единого металлического куска.
Бело-голубое здание, похожее на старинную усадьбу - Музей.
Березовая аллея на плотине Очерского пруда - любимое место прогулок очерцев, в народе ее называют "аллеей свиданий". Кстати, эта аллея была посажена в 1883 году под руководством учителя Алексея Голубева.
Очёрский пруд создан в 1761 г. В него впадают реки Лужковая, Травинистая, Черная, Березовка. Близ левого берега имеется остров.
Гора Кокуй – палеонтологический памятник регионального значения - «Окаменевший лес». Кокуйское местонахождение пермской флоры (гора Кокуй) расположено в черте города Очёр на правом берегу р. Очёр. Находки окаменевших деревьев были обнаружены при расширении дороги в 80-е годы 20 века. Вероятно, здесь протекал древний речной поток, в илистых отложениях которого застревали обломки деревьев, кустарника, листья. Позднейшие глобальные геологические изменения привели к подъёму суши и замещению органического вещества растений минералами. В результате всех метаморфоз на обнажениях горы четко фиксируется «окаменевший лес» пермского периода. Большинство находок относится к первым на земле хвойным деревьям - вальхиям. Они были до 10 м в высоту и до 20-40 см в обхвате. Кроме вальхий попадаются обломки хвощевидных и папоротниковых растений, которые достигали значительных размеров.
Здесь мы взяли на память кусочек "древнего окаменелого леса".
Переезжаем в г.Дебесы (Удмуртия).
Знакомство с Удмуртией начинается с истории великого почтового, торгового и кандального пути - Сибирского тракта в 18 - 19 вв. Это единственный в России музей одной из самых длинных дорог в мире!
Экскурсия к памятному знаку в месте пересечения северной и южной дорог Сибирского тракта.
Наиболее известен природный памятник района – гора Байгурезь. Высота горы 251 метр над уровнем моря.
До наших дней дошло множество легенд о происхождении названия этой горы. У горы Байгурезь было два «имени». Первое – Байгурезь. Его знали и знают все. В переводе с удмуртского оно значит «богатая гора». Она богата удивительно прекрасными видами, открывающимися с её вершины, своей природной красотой и своим историческим прошлым. Неслучайно в конце 1970-х годов она получила официальный статус природного памятника Удмуртской Республики.
Второе название - Бакгурезь, что означает «немая гора».По легенде давным-давно у подножия горы стояла водяная мельница. Хозяин - мельник был очень богатым человеком. У него была единственная дочь. Пришла пора выдавать девушку замуж. Кинул он клич, что дочь свою отдаст только за того человека, который поднимется на гору по самому крутояру. Никто из молодцев не мог покорить гордую гору, потому что не знали, что у духа горы нужно благословения попросить. А в одной из окрестных деревень жил юноша. Человеком он был ловким, красивым и умным. Он пас коров и овец, но был глухонемым. Вот пришёл он к мельнику и попросил руки его дочери. Мельник указал на гору. Попросив благословения у духа горы, юноша быстро забрался на гору и произошло чудесное обретение дара речи. Такое могло совершиться только в месяце инвожо - июне (удмуртское «ин» - небо, «вожо» - переход; изменение), в дни летнего солнцестояния – вожодыр («переходное время»). И мельнику ничего не оставалось делать, как отдать ему в жёны единственную дочь и богатое приданное.
«Дебёсский районный Дом ремесел».
Дебесская земля с незапамятных времен была широко известна мастерством своих жителей по изготовлению различных товаров для быта. В советский период народные промыслы были почти забыты. Их возрождение началось в 1992г., когда по решению райисполкома в Дебесах был открыт Центр ДПИ и Р основателем которого стал М.П.Николаев. Работать начинали на одном энтузиазме. Но шло время, росло мастерство. И в настоящее время Дебесский Дом ремесел входит в пятерку лучших в Удмуртии. Дебесские умельцы и мастера представляют этнически узнаваемые, используемые в быту и в качестве сувениров изделия. Ведется работа по 15 направлениям ДПИ: художественная обработка бересты., художественное плетение из лозы, керамика, художественная обработка соломки, лоскутное шитье, художественная роспись по дереву, роспись по ткани (Батик), гобелен, узорное ручное ткачество, национальная вышивка, разработка национального костюма, народная игрушка, столярно-токарное ремесло, бондарное ремесло, узорное вязание, обработка войлока.
Под Сибирским трактом закрепилось название самой длинной в мире дороги, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до гг. Охотск, Кяхта и Чита на востоке. В народе тракт имеет ещё несколько названий: "великий кандальный путь", "государева дорога", "Екатерининский тракт".
Тракт начал прокладываться с начала XVIII века (с сенатского указа 1733 года) для связи Центральной России с Сибирью и Дальним Востоком.
Цель музея - воссоздать и показать историю великого почтового, торгового и кандального пути. В экспозиции рассказывается о нелегком быте шедших по этапу, в целом о дороге, которая веками соединяла восточные и западные области России, история района. Экскурсовод поведал нам о судьбах самых разных людей – первопроходцев, служилых, купцов и путешественников, что следовали «государевой» дорогой по своей и не своей воле. В музее собраны и мифологические истории, прочно осевшие в сознании местных жителей. Они утверждают, что по Сибирскому тракту некогда проезжала Екатерина II. Свой чепец в реку уронила – отсюда река Чепца. Хоть и неизвестен этот факт исторической науке, здесь «помнят», что карета у нее поломалась, и деревню на месте поломки назвали Полом. В бане императрица мылась не где-нибудь, а в деревне, называющейся Бани. А где вдыхала чудесный местный воздух, там появилась деревня с иноземным названием Озон. Есть в музее и материалы, посвященные ямской гоньбе, коллекция бубенцов и поддужных колокольчиков. Музей имеет открытую площадку на территории села - восстановленный участок Сибирского тракта с «екатерининскими» берёзами вдоль обочин.
Данный музейный комплекс - уникален. Это единственный в России музей одной из самых длинных дорог в мире.
Второй день путешествия: http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6116/