Traveler
Все сообщения
1 апреля 2014, 10:53    Туры по Уралу с Тур-Плюсом     0    

От Пермских ящеров до наших дней. День второй.

Тур "Большое Кольцо Урала" – Запад
 
Второй день нашего путешествия начался с переезда в город Ижевск - столицу Удмурии. С маршрутом первого дня можно ознакомится:http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6114/

Кузебай Герд — Кузьма Павлович Чайников (1898—1937).

 Поэт и прозаик, драматург, общественный деятель, фольклорист и этнограф, актер и педагог, музыковед и переводчик.

 Ряд значительных художественных произведений создал еще до революции.

 Итогом развития социальной и художественной мысли в удмуртском движении до революции по праву считается стихотворение Кузебая Герда «Золотое солнце взойдет» («Зарни шунды жужалоз»). Оно, положенное на музыку самого же автора, исполнялось молодежью в качестве национального гимна.

 Кузебай Герд репрессирован одним из первых в среде удмуртской интеллигенции - в 1932г. В 1937г. расстрелян. Реабилитирован в 1958г.

 В 2000 году Национальному музею Удмуртской республики было присвоено имя Кузебая Герда.

 2 ноября 2005 года перед центральным входом в Национальный музей был установлен памятник Герду К.


Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда.

Музей располагается в здании Арсенала Ижевского оружейного завода, памятнике промышленной архитектуры XIX века.




Мы посетили уникальную выставку «Планета «ИЖ»: моторы и люди» в Национальном музее Удмуртской Республики им. К.Герда, посвященную 80-летию начала серийного производства мотоциклов в Ижевске. Узнали об истории создания первых советских мотоциклов, познакомились с уникальными экспонатами музея - ижевскими мотоциклами 1930-х — 1990-х годов, посидели за рулем раритетного мотоцикла ИЖ-7 - первого серийного советского мотоцикла.





















































Там же в музее мы посетили выставку «Быт народов края».

Гордость коллекции:

— вышитые рубахи чепецких удмурток,

— яркие пестрядинные рубашки, фартуки и головные полотенца южных удмурток,

— отличающаяся своеобразием одежда удмуртов центральных районов республики.

В музее хранятся также женские кафтаны с длинными ложными рукавами и платки-покрывала с черной ковровой вышивкой завятских удмуртов, старинные свадебные пояса «зар» с вышитым "древом жизни".

 

Выставка даёт представление о природе и истории края, являющегося исторической прародиной финно-угорских народов. Этническая история проживающих в республике удмуртов, русских, марийцев и татар представлена в богатых коллекциях и музейных комплексах национальной одежды, утвари и других предметах, рассказывающих о жизни, обычаях и обрядах, религии народов края. Удмурты — один из немногих народов мира, сохраняющих язычество.

 «История и культура края VIII в. до н. э. – XX в занимает четыре зала, и  является результатом огромной кропотливой работы коллектива музея в течение 15 лет. На выставке представлены интереснейшие экспонаты из богатейшей коллекции предметов археологии и этнографии.











Экскурсия в музей Калашникова. Музей Калашникова - это одна из главных достопримечательностей столицы Удмуртии, оружейное производство которой берет начало со времен наполеоновских войн и имеет более чем 200-летнюю историю.










Свято - Михайловский собор - один из крупнейших и красивейших соборов Ижевска, был возведен в течение 1897-1907 гг. на самой большой возвышенности Ижевска.

Памятник Петру и Февронии.





Экскурсия в национальный центр ремесел и  в музей Лудорвай - архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом,  рассказывающий о жизни удмуртов, об их традициях и обычаях.

Музей состоит из 5 секторов: северных, центральных и южных удмуртов, русского и татарского.

Основной принцип застройки — создание микросел,  где представлены культовые и общественные застройки.

Хронологические рамки экспозиции — кон. XIX- нач. XX вв. 

 


Ветряная мельница к.XIX-н.XX века. Причем это настоящая действующая мельница, а не стилизованная под нее постройка. Эта трехэтажная махина, высотой 11 метров, стоит на самой высокой точке музея-заповедника и открыта всем ветрам. Ее построил в 1912 году житель деревни Чем-Куюк Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Алнашский район УР) Федор Ефимович Драгомиров. В 1992 году ее разобрали по бревнышку и перевезли в будущий музей «Лудорвай». Но и сейчас красавица-мельница не «на пенсии», она визитная карточка заповедника, а по праздникам ее приводят в движение, молют муку, из которой тут же пекут вкуснейшие перепечи и угощают гостей...



Во время экскурсии мы поднялись на самый верх мельницы, рассмотрели сложный механизм и полюбовались красотой открывающегося сверху вида.







Есть в Лудорвае и сказочное место – два родника с живой и мертвой водой, к ним ведет деревянная лестница. В живом роднике ручеек бежит бурно, вода журчит звонко, в мертвом роднике ручеек еле-еле движется, образуя тихие заводи. Через несколько шагов два ручейка сливаются в один ручей, через него перекинут мостик-беседка. По этому мостику любящий мужчина должен перенести на руках свою возлюбленную.

Баня по-чёрному. Интерьер древней бани по-чёрному отличается от современной бани очагом, выложенным из крупных булыжников плюс нет дымохода. В Лудорвае две бани: одна – музейный экспонат (см. фото), другая действующая, обычная, но очень влажная. Но какой бы ни была баня, древняя или современная, в ней всегда живёт банщик. И он не любит, когда в баню приходят после полуночи. Может рассердиться, беду накликать или сильно напугать. Так что аккуратнее с банями. 

Крыша, опирающаяся на естественные сучья.

В уголке слева (немножко видно) этого деревянного ансамбля пристроилось небольшое и очень невзрачное сооружение, на деле являющееся ценнейшим экспонатом музея. 

Это – куала, представляющая собой семейную языческую молельню. Такие были в каждой удмуртской усадьбе, молились в них всей семьей, а летом готовили пищу. Это помещение не имело окон, но благодаря устроенной особым образом крыше там всегда светло. Существовали так же бадзым куалы, или родовые молельни, куда съезжался по особым случаям весь род. Центральное место в куале отведено очагу, как символу семьи, там готовили пищу, при этом относились к этому процессу как к священному таинству, даже было запрещено выносить из куалы еду и посуду. Котел подвешивался над очагом на специальном деревянном крюке, который также был священным для удмуртов. Что удивительно – находясь в опасной близости от открытого огня очага, эти крюки никогда не загорались, огонь им был нипочем, а стены куалы, несмотря на долгую службу, никогда не покрывались копотью! Видимо благодаря хитростям древних строителей и особой конструкции крыши, обеспечивающей идеальную вытяжку и в то же время освещение. Над очагом на специальной полочке располагались предметы (это могли быть беличий хвост, крыло рябчика или рыбий скелет), они олицетворяли семейного божка воршуда (в переводе значит "хранитель счастья"), ему и адресовались молитвы.

Усадьба центральных удмуртов. Изба (корка). Красный угол.

Покидаем гостеприимный Лудорвай и переезжаем в город Ижевск.

Памятник крокодилу. Планировалось, что новый памятник будет иметь юмористический смысл, должен был «очеловечить» безликость города, стать его неофициальным символом. Выбор крокодила в качестве символа неслучаен. В начале двадцатого века существовала легенда о крокодилах, обитавших в городских речках Карлутке и Подборёнке. Сообщение об этом будто бы имевшем место случае было опубликовано в приложении к «Вятским губернским ведомостям» 15 июля 1899 года. Возможно также, что само название реки Иж (удм. Оӵ) восходит к имени мифического водяного ящера. Вторая версия связана с тем, что до революции лучшие заводские мастеровые удостаивались звания кафтанщиков, награждались за счёт казны зелёным долгополым кафтаном и высоким цилиндром, за что в народе получали прозвище «крокодилы».

Памятник «Дружба народов» (также употребляется название «Навеки с Россией») — монумент, посвящённый 400-летию вхождения Удмуртии в состав России, открытый в 1972 году. Монумент «Дружбы народов» по праву можно считать символом города Ижевска и Удмуртии в целом.

 Две стелы высотой в 46 метров в виде полураскрытой книги были установлены на берегу Ижевского пруда. С лицевой стороны монумента изображены скульптурные композиции кузнеца, воина и женщин объединенных стран, а с обратной установлен рельеф с геральдическими символами России и Удмуртии. При тщательном рассмотрении на пилонах можно прочитать надпись восхваляющую дружбу русских и удмуртов на двух языках.

Монумент имеет неофициальное название «Лыжи Кулаковой», так как по форме напоминает поставленную вертикально пару лыж и был открыт незадолго до того, как прославленная лыжница, жительница Ижевска, Галина Алексеевна Кулакова завоевала 3 олимпийских золотых медали в лыжных гонках на олимпиаде в Саппоро. Согласно народному поверью, если стоя лицом к монументу и пруду мысленно три раза задать вопрос, то придёт понимание, как поступать.

Монумент сыграл важную роль в строительстве набережной, централизовав вокруг себя весь ансамбль. В результате реконструкции прилагающая территория была кардинально изменена и облагорожена. Так же было установлено ночное освещение, делая набережную и поднимающуюся каскадную лестницу к монументу комфортной и красивой в тёмное время суток.

Напротив старинной башни на плотине Ижевского пруда на постаменте стоит бюст человека в мундире из александровских времён, на груди которого висит орден Анны, а через плечо перекинута лента. Из надписи можно узнать, что каменное изваяние является данью потомков Андрею Федоровичу Дерябину, строителю Ижевского оружейного завода, работа которого превратила город в оружейную столицу.

 А. Ф. Дерябин оставил большой след в истории русской техники и промышленности. Родившись в семье сельского священника на Урале, он провёл детство среди бывалых горщиков и их рассказов о сокровищах «Каменного пояса». Поэтому после окончания семинарии любознательный юноша отправился в Петербург и окончил там горное училище. Спустя некоторое время Дерябин посетил рудники и фабрики Англии, Франции и Германии. Эта поездка расширила его кругозор и подарила новые знания. Благодаря новым умениям на родине молодой инженер быстро выдвинулся.

 Из-за военной угрозы со стороны Франции русское правительство решило построить на Урале новый оружейный завод. Предпочтение было отдано проекту Дерябина. Он предлагал создать завод на базе старого железоковательного завода на реке Иже.

Самое высокое здание слева - старое здание Ижевского машиностроительного завода (Ижмаша), того самого, оружейного, где производится автомат Калашникова. Завод выпускал все виды стрелкового оружия 19-го и 20-го столетий. За время Второй мировой войны завод выпустил 11,3 млн. винтовок и карабинов - больше, чем всеми заводами Германии (10,3млн.). Кроме того, было освоено массовое производство противотанковых ружей, авиационных пулемётов, авиационных пушек, пистолетов и револьверов. "Ижмаш" за сутки оснащал своей продукцией одну стрелковую и одну авиационную дивизии.

Так закончился наш второй день путешествия.

Третий день путешествия: http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6116/


 
 

Обсуждение  0