Тур "Большое Кольцо Урала" – Запад
3 день путешествия. Фотоотчёты первого и второго дня путешествия можно посмотреть здесь: 1 день http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6114/, 2 день http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6116/.
Покидаем славный город Ижевск и на прощание осталось лишь познакомиться с импозантным джентльменом, увлеченным чтением интересной книги под кружечку пива.
Переезжаем в посёлок Италмас – в гости к Галине Алексеевне Кулаковой. Галина Алексеевна Кулакова - самый звездный спортсмен Удмуртии. Советская лыжница, 4-кратная олимпийская чемпионка, 9-кратная чемпионка мира, обладательница Кубка мира, 39-кратная чемпионка СССР. Заслуженный мастер спорта СССР (1970), заслуженный тренер России. Выступала за общество «Труд».
В сборной СССР с 1967 года.
- Выиграла все возможные золотые медали на Олимпиаде 1972 года в Саппоро (10 км, 5 км и эстафета 3х5 км);
- Олимпийская чемпионка 1976 года в эстафете 3х5 км;Вице-чемпионка Олимпийских игр 1968 года (5 км, только падение Кулаковой за 500 метров до финиша позволило шведке Тойни Густафссон опередить советскую лыжницу) и 1980 года (эстафета 4х5 км);
- Бронзовый призёр Олимпийских игр 1968 года (эстафета 3х5 км) и 1976 года (5 км);
- Выиграла все возможные золотые медали также и на чемпионате мира 1974 года в Фалуне (10 км, 5 км и 4х5 км);
- Двукратная чемпионка мира 1970 года на 5 км и в эстафете 3х5 км;
- 39-кратная чемпионка СССР: 5 км (1969, 1973, 1974, 1975, 1977, 1979), 10 км (1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1977, 1978, 1979, 1982), 20 км (1977, 1978, 1979, 1980, 1981), 30 км (1975, 1976, 1977, 1979, 1980), эстафета 4х5 км (1967, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976, 1978, 1979, 1981).
Обладательница самого первого Кубка мира 1978/79.
В светлом зале музея расположены многочисленные экспонаты, рассказывающие о жизненном и спортивном пути лыжницы. В центре – олимпийские медали и флаги стран, где проходили Олимпийские игры. За стеклами стеллажей – многочисленные грамоты, дипломы, кубки, медали, а также хрустальные вазы – награда за победы в чемпионатах СССР, различные сувениры, привезенные с чемпионатов мира, этапов Кубка мира, с Олимпийских игр. Кроме этого, в музее представлены личные вещи спортсменки: деревянные и пластиковые лыжи, на которых она уверенно шла к победам. Кстати, одна лыжа из знаменитой пары, на которых наша чемпионка выступала на Олимпиаде в Саппоро, выставлена в музее спорта в Москве. Среди экспонатов можно увидеть фотографии и предметы обихода из детства и юности Галины Алексеевны.
В доме-музее мы послушали воспоминания, сфотографировались, поглядели на награды, призы и выставку лыж, принесших женщине славу.
В комнате представлена большая ценность - рояль, на котором играл маленький Петя.
Рабочий кабинет отца. Здесь Илья Петрович принимал столичных визитеров, ревизоров, работал с заводскими документами. Особое внимание привлекает подлинный документ - толстая книга описи заводского имущества на 1 год (1837 г.). В ней доподлинно записано все оборудование завода, станки, все рабочие дома, сколько в доме комнат, сколько окон, сколько шпингалетов на окнах. Таким образом, реставраторы, не видя дома и знакомясь только с этим документом, могли представить всю обстановку, которая когда-то здесь была при Чайковских.
По праздникам и выходным взрослые и дети собирались в столовой. В центре - раздвижной стол из красного дерева, фарфоровая посуда I половины XIX века. В углу - полукруглый столик с самоваром и шкатулкой для чая. В доме, бывало, собиралось до 60 человек гостей.
Комната матушки называлась «голубая гостиная». Здесь она принимала своих гостей. А когда у нее были свободные часы, она устраивалась перед рукодельным столиком и вышивала.
По утрам и вечером в эту комнату к матушке приводили детей. Без разрешения заходить во взрослые комнаты детям не разрешалось.
Мы рады, что побывали в доме, где прошло детство великого композитора П.И.Чайковского. Но дальше нас ждёт переезд в г.Чайковский, который был построен на месте старинного села Сайгатка, известного с XVII века. Через Сайгатку проходили пугачевские отряды. Здесь были кузницы, мельницы, торговые пристани, скорняжные и смолокуренные производства.
В 1989 г. решением Чайковского горисполкома дом по ул. Гагарина, 98 отнесен к категории памятников местного значения и передан музею для музеефикации.
Открыт в 1993 году при Чайковском краеведческом музее.
С 2000г. является памятником деревянной архитектуры регионального значения. Это единственный памятник деревянного зодчества XVIII века в Чайковском районе.
В усадьбе по замыслу архитектора В.А. Побоженко восстановлены ледник, интерьер, баня по-черному, хозяйственный навес.
Основная особенность комплекса – изба-музей находится на исторически-подлинном месте.
Сохранилось много запретов, связанных с баней. Например, выйдя из бани нужно обязательно умыться. Банная вода считается «поганой». Домашние ведра не должны использоваться в бане и др. Возможно, это связано с тем, что бани не освящаются.
Посетителям в ходе экскурсий рассказывают об огороде, в котором музей выращивает лен. Растут, стихийно пробиваясь из земли, хмель и дикий виноград, которые здесь когда-то выращивали.
Интересно зайти в чулан, где сундуки и короба, плетеные туеса, бутылки, корыто для стирки.
Одежда из простой грубой ткани, льняная или конопляная, называлась холстинное. Пояс служит знаком супружеской верности, связан с защитными функциями (от нечистой силы). После крещения пояс становился обязательным атрибутом старовера до конца его жизни.
Здесь все удивительно просто, компактно и прочно, все учитывает природные особенности материалов и рассчитано на много поколений.
Первоначально это было трехкамерное трехфункциональное жилище, состоящее из зимней (теплой) избы и летней избы (клети). Но клеть до настоящего времени не дошла в результате семейного раздела.
Наблюдение за избой велось с 1960-х годов, и уже тогда с хозяев было взято обязательство, не менять внутреннее устройство своего жилища.
В доме восстановлен интерьер весенне-летнего периода, позволяющий показать домашнее занятие крестьян, ткачество, плетение лаптей, витье веревок, шитье. В нем размещены комплексы традиционной старообрядческой одежды, домашней утвари, посуды.
Современному человеку в этой избе многое кажется непонятным, но в тоже время это и привлекает, и заинтересовывает посетителей. Деревянный дом был так же рационален и во всех деталях продуман, как кабина космического корабля, только более удобен и насыщен естественной символикой. В северной избе все было направлено на сохранение тепла: и высокая подклеть, и маленькие косещатые окна, и узкие дверные проемы, и высокие пороги. И даже скругленность внутренних углов, чтобы выступы в них не промерзли. С углов здесь и начинаются экскурсии. Точнее с их функций – ремесленнической, сакральной, хозяйственной, отдыха.
В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме - красный угол, справа впереди (от входа). В нем углу находится божница, куда ставят иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть.
Повседневный быт старообрядцев определялся религиозными воззрениями. Старообрядцы считали, что все, что их окружает, от Антихриста, нечистое и поэтому в быту требовалась особая чистота. Дом хозяева убирали несколько раз в день, печь подбеливали, деревянные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком каждую субботу.
В доме они держали специальную «мирскую» посуду для гостей, а для семьи была общая. Говорят, что окажись в староверческом поселении, от голода умрешь – это неправда: в доме старовера всегда накормят и напоят, только из «мирской посуды».
На обеденном столе, покрытом домотканой скатертью, должны стоять хлеб, соль и вода. Воду нужно обязательно накрыть, а то «бес искупается и хвостом покрутит». Если из кружки пил незнакомый человек, то ее выбрасывают. Соль из солонки нужно взять и положить рядом с тарелкой, каждый раз присаливая пальцами, потому что «если в соль макаешь, то предаёшь Господа» (ведь соль враги Христа кидали ему на раны).
Изначально староверы готовили в печи, клали в горшок все продукты одновременно, утром ставили его томиться в печку, в обед ели приготовленное. Готовили жаркое: картошка, мясо, вода, много лука, соль, перец – никаких особых изысков, но очень вкусно. А самой яркой особенностью староверческой кухни является чай. У староверов правило: сначала напоить чаем, потом только накормить. Чая пьют много, по 3-4 раза в день, до еды и после. Чай пили из самоваров. Воду на чай брали только из родниковых источников.
Староверы не говорят друг другу «спокойной ночи» и «здравствуйте», а – «здорово почивали», «здорово дневали». Не употребляют «спасибо» при благодарности, а «спаси Христос», т.к. в спасибо часть «бо», «бай» означает демона, нечистую силу. Провинился - «прости, Христа ради». Мужчины здоровались под козырек: «Доброго здоровья», женщины - с поклоном.
Слева сзади – печной угол. В нем стоит печь, занимающая треть избы. До 1870 года, когда была сделана труба, она топилась по-черному, то есть изба была курной: дым проходил прямо в помещение, а далее – в открытые двери и в дымоволок – отверстие до сих пор сохранилось в потолке.
В «Сайгатке» проходят традиционные театрализованные фольклорные представления и праздники.
Для детей музей проводит игровые экскурсии. Например, экскурсия «Тайны старых стен» рассказывает, что в избе живет суседко, в леднике – шишок, в бане – банники. Это может быть последнее, что помниться о микрокосмосе русской избы, хотя, пожалуй, не самое существенное.
Посетив музей «Сайгатка» мы отдохнули душой. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Горнолыжный комплекс включает 5 горнолыжных трамплинов высотой 20, 40, 65, 95 и 125 м с подъемниками, искусственным оснежением и специальным покрытием для тренировок летом, трассы для слалома длиной 500 м и для занятий по могулу, несколько канатных и подвесных дорог. Кроме того на горнолыжном комплексе расположена гостиница на 250 мест с восстановительным медицинским и учебно-исследовательским центром, вспомогательные помещения, зрительские трибуны на 3 тыс. мест. Медицинский центр оснащён всем современным европейским оборудованием, что позволяет спортсменам пройти здесь полное медицинское обследование.
Лыжно-биатлонный комплекс включает в себя лыжероллерные трассы с искусственным оснежением, стрельбище на 30 установок, лыжно-биатлонный стадион и стадион для фристайла, помещения для подготовки спортсменов и обслуживанию инвентаря, хозяйственно-бытовой комплекс, трибуну на 2 тыс. зрителей.
Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта сертифицирован по европейскому классу и может готовить спортсменов в любое время года. Такой комплекс первый в России, который соответствует международным стандартам.
Чайковский федеральный центр по зимним видам спорта «Снежинка» готов к круглогодичной эксплуатации. Современные технологии и специальные покрытия позволяют проводить тренировки и соревнования круглый год.
Виды с трамплинов К-95 и К-125:
Памятник первостроителям и созидателям города Чайковского.
Закончился третий день путешествия.
Четвртый день путешествия: http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6119/