Traveler
Все сообщения
1 апреля 2014, 23:03    Туры по Уралу с Тур-Плюсом     0    

От Пермских ящеров до наших дней. День третий.

Тур "Большое Кольцо Урала" – Запад

3 день путешествия.  Фотоотчёты первого и второго дня путешествия можно посмотреть здесь: 1 день http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6114/, 2 день http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6116/.

Покидаем славный город Ижевск и на прощание осталось лишь познакомиться с импозантным джентльменом, увлеченным чтением интересной книги под кружечку пива.

Переезжаем в посёлок Италмас – в гости к Галине Алексеевне Кулаковой. Галина Алексеевна Кулакова - самый звездный спортсмен Удмуртии. Советская лыжница, 4-кратная олимпийская чемпионка, 9-кратная чемпионка мира, обладательница Кубка мира, 39-кратная чемпионка СССР. Заслуженный мастер спорта СССР (1970), заслуженный тренер России. Выступала за общество «Труд».

В сборной СССР с 1967 года.

- Выиграла все возможные золотые медали на Олимпиаде 1972 года в Саппоро (10 км, 5 км и эстафета 3х5 км);

- Олимпийская чемпионка 1976 года в эстафете 3х5 км;Вице-чемпионка Олимпийских игр 1968 года (5 км, только падение Кулаковой за 500 метров до финиша позволило шведке Тойни Густафссон опередить советскую лыжницу) и 1980 года (эстафета 4х5 км);

- Бронзовый призёр Олимпийских игр 1968 года (эстафета 3х5 км) и 1976 года (5 км);

- Выиграла все возможные золотые медали также и на чемпионате мира 1974 года в Фалуне (10 км, 5 км и 4х5 км);

- Двукратная чемпионка мира 1970 года на 5 км и в эстафете 3х5 км;

- 39-кратная чемпионка СССР: 5 км (1969, 1973, 1974, 1975, 1977, 1979), 10 км (1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1977, 1978, 1979, 1982), 20 км (1977, 1978, 1979, 1980, 1981), 30 км (1975, 1976, 1977, 1979, 1980), эстафета 4х5 км (1967, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976, 1978, 1979, 1981).

Обладательница самого первого Кубка мира 1978/79.

В светлом зале музея расположены многочисленные экспонаты, рассказывающие о жизненном и спортивном пути лыжницы. В центре – олимпийские медали и флаги стран, где проходили Олимпийские игры. За стеклами стеллажей – многочисленные грамоты, дипломы, кубки, медали, а также хрустальные вазы – награда за победы в чемпионатах СССР, различные сувениры, привезенные с чемпионатов мира, этапов Кубка мира, с Олимпийских игр. Кроме этого, в музее представлены личные вещи спортсменки: деревянные и пластиковые лыжи, на которых она уверенно шла к победам. Кстати, одна лыжа из знаменитой пары, на которых наша чемпионка выступала на Олимпиаде в Саппоро, выставлена в музее спорта в Москве. Среди экспонатов можно увидеть фотографии и предметы обихода из детства и юности Галины Алексеевны. 

В доме-музее мы послушали воспоминания, сфотографировались, поглядели на награды, призы и выставку лыж, принесших женщине славу.











































 Переезд в Воткинск, где нас ждёт экскурсия в музей Чайковского. Этот музейный комплекс расположен на берегу живописного пруда и представляет собой старинную Господскую улицу с очаровательными деревянными домиками. В этом "уютном" уголке России прошли детские годы великого композитора. В воткинском доме Петр познакомился с чарующим миром музыки, которая захватила его душу и сердце, стала смыслом всей его жизни.

Памятник П.И.Чайковскому в Воткинске.

Дом-музей П. И. Чайковского в Воткинске. Восьмилетним мальчиком покинул Петр Ильич Чайковский свою маленькую родину - Воткинск и никогда больше не вернулся сюда. А на берегу красавца пруда остался стоять дом. Его не отличает особенный архитектурный замысел, над ним не трудились знаменитые зодчие - он самый обыкновенный, каких немало было в прежней России. И все-таки он стал дорогим для всего культурного человечества, ибо в нем увидел свет и делал свои первые шаги в музыку величайший властитель звуков и человеческих чувств.

Хозяйственная постройка во дворе музея-усадьбы Чайковского в Воткинске.




















В комнате представлена большая ценность - рояль, на котором играл маленький Петя.


Рабочий кабинет отца. Здесь Илья Петрович принимал столичных визитеров, ревизоров, работал с заводскими документами. Особое внимание привлекает подлинный документ - толстая книга описи заводского имущества на 1 год (1837 г.). В ней доподлинно записано все оборудование завода, станки, все рабочие дома, сколько в доме комнат, сколько окон, сколько шпингалетов на окнах. Таким образом, реставраторы, не видя дома и знакомясь только с этим документом, могли представить всю обстановку, которая когда-то здесь была при Чайковских.











По праздникам и выходным взрослые и дети собирались в столовой. В центре - раздвижной стол из красного дерева, фарфоровая посуда I половины XIX века. В углу - полукруглый столик с самоваром и шкатулкой для чая. В доме, бывало, собиралось до 60 человек гостей.









Комната матушки называлась «голубая гостиная». Здесь она принимала своих гостей. А когда у нее были свободные часы, она устраивалась перед рукодельным столиком и вышивала.
По утрам и вечером в эту комнату к матушке приводили детей. Без разрешения заходить во взрослые комнаты детям не разрешалось.













































Выставка «Жили-были…» в Музее-усадьбе П.И.Чайковского в Воткинске. Оригинальность данной выставки в том, что практически к каждой кукле мастера-кукольники сочинили свои сказки, которые в виде отдельной книжки-сборника находятся рядом с экспонатами. Более 80 кукол приехали и поселились в одной из комнат художественного салона Музея-усадьбы Петра Ильича Чайковского. В окружении старинной мебели и аксессуаров эти забавные человечки чувствуют себя довольно уютно.










Карета во внутреннем дворе музея-усадьбы Чайковского в Воткинске.



Сани во внутреннем дворе музея-усадьбы Чайковского в Воткинске

Пролетка во внутреннем дворе музея-усадьбы Чайковского в Воткинске.















Мы рады, что побывали в доме, где прошло детство великого композитора П.И.Чайковского. Но дальше нас ждёт переезд в г.Чайковский, который был построен на месте старинного села Сайгатка, известного с XVII века. Через Сайгатку проходили пугачевские отряды. Здесь были кузницы, мельницы, торговые пристани, скорняжные и смолокуренные производства.

Экскурсия в музей Сайгатка.

Архитектурно-этнографический комплекс «Сайгатка» расположен в черте города Чайковский, расположенный на месте старинного села Сайгатка, известного с 1646 г. В настоящее время от села сохранилась часть главной улицы и несколько переулков, а так же курной дом крестьянина-старообрядца конца XVIII—начала XIX веков, в котором и расположен музей.

В 1989 г. решением Чайковского горисполкома дом по ул. Гагарина, 98 отнесен к категории памятников местного значения и передан музею для музеефикации.

Открыт в 1993 году при Чайковском краеведческом музее.

С 2000г. является памятником деревянной архитектуры регионального значения. Это единственный памятник деревянного зодчества XVIII века в Чайковском районе.

Главная зимняя изба относится ко второй половине XVIII века, и является одной из древнейших построек в Чайковском районе. Изба срублена жителями села Сайгатка Щелкановыми «в обло» из кондовой сосны без использования гвоздей, с помощью долота и топора. Двускатная крыша покрыта тесовыми досками, упирающимися в выдолбленные желоба. Изба сохранилась удивительно хорошо, включая такую редкость, как встроенная мебель и глинобитная печь. Прочая мебель была завезена музеем и датируется второй половиной XIX века. Анахронизма в этом нет, так как изба служила крестьянам вплоть до 1989 года, когда последней хозяйке Т.Л. Дерюшевой была предоставлена современная двухкомнатная квартира. Сохранилось не так-то много дворцов и дворянских усадеб конца XVIII века. С интерьером – тем более. А крестьянское жилище того времени – явный уникум.

В усадьбе по замыслу архитектора В.А. Побоженко восстановлены ледник, интерьер, баня по-черному, хозяйственный навес.

Основная особенность комплекса – изба-музей находится на исторически-подлинном месте.








Восстановлен ледник глубиной 2,5 метра. В нем хранят продукты. Тут же при леднике – навесы для дров, где сушили веники для бани. Баня – по-черному. Топили баню царскими дровами – ольхой.

Сохранилось много запретов, связанных с баней. Например, выйдя из бани нужно обязательно умыться. Банная вода считается «поганой». Домашние ведра не должны использоваться в бане и др. Возможно, это связано с тем, что бани не освящаются.





Музей в Сайгатке имеет счастливую возможность дать комментарий каждому предмету, исходя из рассказов бывшей владелицы. В ходе экскурсий рассказывается об изменениях в крестьянском быте, происходящих с течением времени.

Посетителям в ходе экскурсий рассказывают об огороде, в котором музей выращивает лен. Растут, стихийно пробиваясь из земли, хмель и дикий виноград, которые здесь когда-то выращивали.

Интересно зайти в чулан, где сундуки и короба, плетеные туеса, бутылки, корыто для стирки.

Именно курным характером избы объясняется низкое положение полатей: дым во время топки колыхался под потолком густой пеленой. Но полати со спавшими в них ребятишками находились ниже его уровня. Теперь о них можно стукнуться головой. Но посетитель быстро запоминает, что входя в избу надо пригибаться. Печь топится и в настоящее время – другого отопления в ней нет, так что музейным работникам приходиться колоть дрова, складывать поленницы.

Одежда из простой грубой ткани, льняная или конопляная, называлась холстинное. Пояс служит знаком супружеской верности, связан с защитными функциями (от нечистой силы). После крещения пояс становился обязательным атрибутом старовера до конца его жизни.



В прошлом это была "курная изба". Дом построен из той сосны, что называли кондовой – мелколистной, структурной, напоминающей лиственницу. Встроенная мебель сделана из липы – «теплого» дерева, не имеющего сучков и не выделяющего смолы. Сама изба и мебель срублены без единого гвоздя. Это и определило ее сохранность. Вся изба построена без применения пилы – только топором и долотом. Пол устроен не из доски, а из плах, то есть бревен, разрубленных вдоль пополам.

Здесь все удивительно просто, компактно и прочно, все учитывает природные особенности материалов и рассчитано на много поколений.

Первоначально это было трехкамерное трехфункциональное жилище, состоящее из зимней (теплой) избы и летней избы (клети). Но клеть до настоящего времени не дошла в результате семейного раздела.

Наблюдение за избой велось с 1960-х годов, и уже тогда с хозяев было взято обязательство, не менять внутреннее устройство своего жилища.

В доме восстановлен интерьер весенне-летнего периода, позволяющий показать домашнее занятие крестьян, ткачество, плетение лаптей, витье веревок, шитье. В нем размещены комплексы традиционной старообрядческой одежды, домашней утвари, посуды.

Современному человеку в этой избе многое кажется непонятным, но в тоже время это и привлекает, и заинтересовывает посетителей. Деревянный дом был так же рационален и во всех деталях продуман, как кабина космического корабля, только более удобен и насыщен естественной символикой. В северной избе все было направлено на сохранение тепла: и высокая подклеть, и маленькие косещатые окна, и узкие дверные проемы, и высокие пороги. И даже скругленность внутренних углов, чтобы выступы в них не промерзли. С углов здесь и начинаются экскурсии. Точнее с их функций – ремесленнической, сакральной, хозяйственной, отдыха.

В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме - красный угол, справа впереди (от входа). В нем углу находится божница, куда ставят иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть.

Повседневный быт старообрядцев определялся религиозными воззрениями. Старообрядцы считали, что все, что их окружает, от Антихриста, нечистое и поэтому в быту требовалась особая чистота. Дом хозяева убирали несколько раз в день, печь подбеливали, деревянные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком каждую субботу.

В доме они держали специальную «мирскую» посуду для гостей, а для семьи была общая. Говорят, что окажись в староверческом поселении, от голода умрешь – это неправда: в доме старовера всегда накормят и напоят, только из «мирской посуды».

На обеденном столе, покрытом домотканой скатертью, должны стоять хлеб, соль и вода. Воду нужно обязательно накрыть, а то «бес искупается и хвостом покрутит». Если из кружки пил незнакомый человек, то ее выбрасывают. Соль из солонки нужно взять и положить рядом с тарелкой, каждый раз присаливая пальцами, потому что «если в соль макаешь, то предаёшь Господа» (ведь соль враги Христа кидали ему на раны).

Изначально староверы готовили в печи, клали в горшок все продукты одновременно, утром ставили его томиться в печку, в обед ели приготовленное. Готовили жаркое: картошка, мясо, вода, много лука, соль, перец – никаких особых изысков, но очень вкусно. А самой яркой особенностью староверческой кухни является чай. У староверов правило: сначала напоить чаем, потом только накормить. Чая пьют много, по 3-4 раза в день, до еды и после. Чай пили из самоваров. Воду на чай брали только из родниковых источников.



Справа сзади, у входной двери, подпорожье. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев.

Староверы не говорят друг другу «спокойной ночи» и «здравствуйте», а – «здорово почивали», «здорово дневали». Не употребляют «спасибо» при благодарности, а «спаси Христос», т.к. в спасибо часть «бо», «бай» означает демона, нечистую силу. Провинился - «прости, Христа ради». Мужчины здоровались под козырек: «Доброго здоровья», женщины - с поклоном.

Слева сзади – печной угол. В нем стоит печь, занимающая треть избы. До 1870 года, когда была сделана труба, она топилась по-черному, то есть изба была курной: дым проходил прямо в помещение, а далее – в открытые двери и в дымоволок – отверстие до сих пор сохранилось в потолке.



Слева впереди – середь. Это место хозяйки дома, отгороженное от основного объема заборкой, здесь представлена посуда, в основном для выпечки хлеба: сеянцы, в которых просеивали муку, корчажки, корноватки (специальные тарелочки, плетенные из еловых корней), в которых тесто, отстаиваясь, приобретало форму караваев, после чего отправлялось на лопате в печь.

Музей уже давно стал брендом города.

В «Сайгатке» проходят традиционные театрализованные фольклорные представления и праздники.

Для детей музей проводит игровые экскурсии. Например, экскурсия «Тайны старых стен» рассказывает, что в избе живет суседко, в леднике – шишок, в бане – банники. Это может быть последнее, что помниться о микрокосмосе русской избы, хотя, пожалуй, не самое существенное.

Посетив музей «Сайгатка» мы отдохнули душой. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! Едем дальше. Впереди экскурсия по задворкам олимпийского вида спорта. 

Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта «Снежинка» — многофункциональный спортивный комплекс, структурная часть Чайковского государственного института физической культуры. Центр специализируется по пяти видам спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье и фристайл.


Горнолыжный комплекс включает 5 горнолыжных трамплинов высотой 20, 40, 65, 95 и 125 м с подъемниками, искусственным оснежением и специальным покрытием для тренировок летом, трассы для слалома длиной 500 м и для занятий по могулу, несколько канатных и подвесных дорог. Кроме того на горнолыжном комплексе расположена гостиница на 250 мест с восстановительным медицинским и учебно-исследовательским центром, вспомогательные помещения, зрительские трибуны на 3 тыс. мест. Медицинский центр оснащён всем современным европейским оборудованием, что позволяет спортсменам пройти здесь полное медицинское обследование.




Лыжно-биатлонный комплекс включает в себя лыжероллерные трассы с искусственным оснежением, стрельбище на 30 установок, лыжно-биатлонный стадион и стадион для фристайла, помещения для подготовки спортсменов и обслуживанию инвентаря, хозяйственно-бытовой комплекс, трибуну на 2 тыс. зрителей.

Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта сертифицирован по европейскому классу и может готовить спортсменов в любое время года. Такой комплекс первый в России, который соответствует международным стандартам.

Чайковский федеральный центр по зимним видам спорта «Снежинка» готов к круглогодичной эксплуатации. Современные технологии и специальные покрытия позволяют проводить тренировки и соревнования круглый год.

Виды с трамплинов К-95 и К-125:








































Фотографии города Чайковский. Памятник П.И. Чайковскому на площади.






Памятник первостроителям и созидателям города Чайковского.

Городской пруд.

Закончился третий день путешествия.

Четвртый день путешествия: http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6119/

 


 
 

Обсуждение  0