Traveler
Все сообщения
27 июля 2014, 09:32    Туры по Уралу с Тур-Плюсом     0    

"Большое кольцо Урала" СЕВЕР "От Чистого Истока" 3 день

Третий день путешествия. Ознакомиться с программой 1 и 2 дня можно по ссылке: http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6607/ и http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6611/

Покчинский родник.
Говорят, что обязательная примета любой значимой исторической местности – наличие двух источников – живой и мертвой воды. Мертвая лечит человеческое тело, а живая – душу. Так вот, мертвый родник древней Чердынской земли находится на окраине села Покча. Легенды гласят, что на этом самом месте был казнен захватчиками покчинский князь вместе с женой и пятерыми детьми. А на другой день из пропитанной кровью земли потекли семь ручейков, слившихся в маленькое круглое озерцо. И сегодня, если присмотреться, можно заметить, как на поверхность хрустальной воды восходят пузырьками семь подземных струй – две побольше, а пять поменьше.



Место царского заточения. Ныробский узник.

Далее путь лежит в самый северный поселок Чердынского района – Ныроб. Считается, что самый красивый архитектурный ансамбль Чердынского края был создан именно в Ныробе. В 1705 году там построили Никольскую церковь, занесенную в список памятников ЮНЕСКО.

Ныроб печально известен как место заточения и мученической смерти М.Н.Романова – дяди первого царя из династии Романовых. Яма М.Н.Романова по сей день является святыней Ныроба В июле 1998 года у ямы Михаила Романова была проведена панихида в присутствии потомков династии Романовых.

Сентябрь. Начало века. Ныробка.
Снега колючие секут.
Стрельцами наспех яма вырыта –
Страдальца в яму волокут.
Закован в цепи трехпудовые –
Крутой указ не заменить.
Готовы стражники суровые
Расправу спешно учинить.
Не зрили ныробцы от века,
Хоть жили – души на излом,
Чтоб молодого человека
В могилу мерзлую живьем.
Совсем не татя полупьяного,
Что порешил людей зазря,
А дядю – самого Романова,
Руси грядущего царя.
Стрельцами узник сброшен в яму –
Им душу водкой не согреть.
С годами здесь крестами храму
На мир неправедный смотреть.
И богомольцы, и калики
Тянуться долго будут в храм,
Чтоб горьким ликом, тяжким ликом
Припасть к священным кандалам.
Но прежде узник в муках сгинет,
Над ним ссутулятся леса.
Господь очами глушь окинет –
И содрогнутся небеса.

События, описанные пермским поэтом Федором Востриковым, произошли 400 лет назад в глухой деревушке Ныробке, затерявшейся среди уральской тайги на севере Чердынского уезда. Хитрый и коварный Борис Годунов видел в боярах Романовых своих соперников и решил избавиться от них. По ложному обвинению Романовы были сосланы в отдаленные уголки. Один из братьев, Михаил Никитич Романов, и был доставлен в Ныроб.

В сентябре 1601 года жители глухой северной деревушки Ныробки были напуганы криками, доносившимися из леса. Вскоре на тропе показался возок, который тащили лошади, увязая в болоте. Возок сопровождали верховые. Весь этот поезд остановился на краю деревни. Начальник стражи приказал стрельцам копать яму, а ныробских крестьян заставил рубить деревья и готовить из них плахи. Когда яма была готова, открыли возок, и оттуда вышел богатырь, закованный в цепи. Услышав, что яма приготовлена для него, он в ярости схватил возок и отшвырнул его на десять шагов. Стражники сбросили боярина в яму и закрыли ее сверху плахами.

Целый год томился узник в этой темнице. Сердобольные ныробцы, слыша его стоны и молитвы, сочувствовали ему. Они научили своих детей тайком от стражи носить страдальцу пищу. Играя на окраине, ребятишки, как будто случайно, подбегали к яме и бросали в отверстие хлеб и полые стебли растений с квасом, подкармливая таким образом узника. Но однажды стражник, прохаживаясь по лугу, заметил, что дети спустили что-то в подземелье. Он схватил их и выведал, что дети носили боярину пищу по приказу своих отцов. Шестерых ныробцев схватили и отправили под караулом в Москву.

Просидев в яме год, Михаил Никитич скончался. После прихода к власти Романовых, тело Михаила Никитича извлекли из могилы. Оно предстало нетленным, лишь один перст земля взяла. Боярина похоронили в Москве, а ныробские крестьяне вернулись домой, но не все – один из них не выдержал пыток и умер. С приходом на престол Романовых ныробцы получили обельную грамоту в благодарность за сочувствие и сострадание к узнику, который приходился дядей новому царю. А ныробские места были объявлены святыми.

Яма-часовня, где принял мученическую смерть боярин Михаил Никитич Романов.

С историей ныробского узника связано еще одно замечательное событие – это чудесное явление иконы Николая Чудотворца. Предание рассказывает, что купцы, возвращаясь с Печоры, остановились отдохнуть неподалеку от Ныроба и увидели на пне икону. В то время церкви в Ныробе еще не было, и купцы увезли икону в Чердынь. Но на следующее утро икона снова была на этом пне. Ее снова увезли, но икона снова вернулась. И тогда решили ныробцы: быть в Ныробе храму. Предание относит чудесное явление иконы к 1613 году, к началу царствования Романовых. По указу царя в Ныробе была построена церковь, которую назвали Никольской. А в начале XVIII века здесь сформировался каменный архитектурный ансамбль, подобного которому нет во всем Чердынском крае. Посреди села на возвышенности и сейчас стоят две церкви. Но нет между ними колокольни (она разобрана в 1934 году). И Богоявленская церковь утратила купол. Разрушена и усыпальница Романова, которая находилась внутри церкви. Никольская церковь, самая древняя в этом ансамбле, построенная в 1704 году, теперь снова служит верующим.

Люди, увидевшие эту церковь первыми, долго не могли поверить, что она строилась человеческими руками. Ее и назвали явленной за то, что никто не видел, как она возводилась. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты возникла легенда, которая рассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Годунова. К этому народная фантазия прибавила, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов. И то, что делалось днем, за ночь уходило в землю (по другой версии, возводили церковь будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами), поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены и поставлены главы с крестами, церковь «вышла» на поверхность и, как корабль, поплыла над морем тайги.





Явленная икона Николая Чудотворца хранилась в Никольской церкви. Предание рассказывает, что как зеницу ока берегли ныробцы свою святыню. Во время пожаров или вражеских набегов они спасали в первую очередь икону, укрывая ее в лесу. И на том месте забил родник, который назвали Никольским. Вода в нем обладает целебными свойствами. Каждый год в Николин день к роднику совершался крестный ход, и сейчас эта традиция возродилась.



Узкая улочка – место, где отпускаются все грехи.

История Северного Урала необычайно богата на мифы и легенды. Одна из них, наверное, самая красивая - легенда об Узкой Улочке. Находится это примечательное место недалеко от поселка Ныроб. 

Узкая улочка – это расщелина в древней уральской скале, шириной всего 50-60 сантиметров. Подобно тропе или лестнице, улочка ведет к вершине горы. Расстояние до вершины может показаться не таким уж большим, всего это около 40 метров. Бытует легенда о том, что поднявшись по этой тропе, человек отчищается от всех грехов.

Вероятно, поэтому это место завоевало столь большую популярность среди местных жителей и туристов. Помимо духовного очищения, это место, конечно же, способно наградить туриста великолепными видами и отличными фотографиями.

Примечательно, что неподалеку от Узкой улочки пролегает Большая улочка. Ее можно так же назвать расщелиной в скале, однако очутившись на ней, таких мыслей не возникает. Ее можно назвать полноценным променадом – шириной в 2, а в некоторых местах и в 3 метра, она так же ведет на вершину горы.

Узкая улочка.





Широкая улочка.











Вид на Узкую улочку с соседней горы.

В этом месте есть еще одна гора – на ее вершине стоит небольшая белая часовня  Параскевы Пятницы. На этом месте, по легенде, да и по мнению ученых располагался древнее городище Искор, одна из столиц Великопермских княжеств.

 Возведена часовня была в 1891 году вместо деревянной. Эта часовня знаменита своей внутренней росписью сводов, к сожалению изрядно испорченной природными явлениями и вандалами. 

С древних времен живет в народе легенда о православной святой Параскеве Пятнице, которая особенно почиталась местными жителями. Во время одного из вражеских набегов Параскева обороняла городок вместе с другими защитниками. Врагам удалось полонить ее. Надеясь, что страдания мученицы устрашат русских воинов, и они сдадутся, израненную женщину с разбитыми в кровь ногами водили вокруг крепости, затем подняли по «узкой улочке» на вершину скалы. Но недруги просчитались – мученический подвиг Параскевы Пятницы укрепил дух защитников крепости, и они храбро отразили все приступы. С тех пор эта святая считается покровительницей Искора, в память об этих событиях в ХIХ веке там построена часовня.

Возвращаемся обратно в г. Чердынь.

Чердынский Краеведческий музей им. А.С. Пушкина.

Здесь находится богатейшая коллекция медного «бронзового» литья, «пермского звериного стиля», иконописи, нумизматики, этнографии, археологии… Также здесь можно прикоснуться к оковам боярина Михаила Романова. 

Огромный кристалл горного хрусталя. 


Палеонтологическая коллекция.
 Интересно собрание палеонтологических находок, хранящихся в музее.  В палеонтологической коллекции широко представлены отпечатки и окаменелые останки древних обитателей Пермского моря: аммонитов, белемнитов, мшанок, брахипод, гастропод. Достаточно многочисленны крупные фузулиниды, губки. Много различных кораллов. 

 Древняя флора представлена отпечатками листьев, стволов, коры и окаменелыми останками растительности каменноугольного периода (лепидодендронов, сигиллярий, древних папоротников). 

Большой интерес всегда вызывали ископаемые позвоночные животные. Коллекции бивней, зубов и костей мамонтов, а также других первобытных животных, найденные в разное время в разных уголках Чердынского района. Размер некоторых бивней достигает более 2 метров, позволяя судить об огромных размерах мамонтов. 













Геологическая коллекция.
   Предметы геологической коллекции составляют около 900 единиц хранения. Это различные минералы, горные породы и руды. Раритетом коллекции минералов является огромный кристалл горного хрусталя, который был пожертвован музею в 1900 г. бывшим судебным приставом Н.А.Селивановым. Вес кристалла около 156 кг. Кристалл образован шестигранной призмой, оканчивающейся ромбоэдрической головкой. Эту «головку» образуют шесть граней, каждая из которых имеет форму треугольника. Внимательно присмотревшись, можно увидеть, что «треугольники» несколько различаются размером, характером поверхности. Одинаковые грани «головки» только три из шести.

 

Зоологическая коллекция.
 Зоологическая коллекция небольшая. Ее составляют чучела животных и птиц, обитающих в Чердынском крае. Чучела поступали со складов наглядных пособий и специализированных мастерских. В 1918 году в музей поступила коллекция хищных и пушных зверей, коллекция боровой дичи из домашнего музея чердынского купца Алина. Среди животных два редких экземпляра альбиносов: лиса и белка. 















Восточное серебро.
Пять-шесть веков назад Пермь Великую, столицей которой была Чердынь, покрывали хвойные леса, в которых водились многочисленные звери и птицы. Меха соболя, лисицы, песца, куницы, белки, а также боровая дичь доставлялись в города Руси и Волжской Булгарии. Часть из них увозилась на рынки азиатских стран. В Чердынском крае найдено и изучено археологами немало кладов, содержащих серебряную посуду – чаши, блюда, вазы и монеты, время изготовления которых, в основном, датируется VII-X вв. Это высокохудожественные произведения Византии, Ирана, Хорезма, Арабского Халифата, обменянные в Перми Великой на меха. Многие находки, найденные в Чердынском крае, сейчас экспонируются в музеях Урала, Эрмитаже (Санкт-Петербург), а также в Чердынском краеведческом музее им. А.С. Пушкина.



























Самой святой реликвией Чердынской земли на протяжении четырех веков являются цепи Михаила Романова – те самые оковы весом в 3 пуда, в которых он был доставлен в Ныробку и в которых закончил свой век. Более трех столетий эти цепи с любовью оберегали ныробцы, почитали их святыми и верили в их чудодейственную силу. Они хранились рядом с усыпальницей Романова в Богоявленской церкви. Каждый приходящий сюда старался прикоснуться к ним. Больные надевали их на себя и получали исцеление. Теперь они хранятся в Чердынском краеведческом музее и по-прежнему являются предметом поклонения верующих. 







Музей истории православной веры. 

Музей истории веры – уникальный музей, расположенный в г. Чердынь в здании церкви Успения Пресвятой Богородицы. Торжественное открытие музея произошло 28 августа 2000 и было приурочено к празднованию 2000-летия христианства.

Экспозиция музея история веры «Храмы земли Чердынской»рассказывает  о особенностях и влиянии православной веры, ее сосуществование и оказанное влияние на традиционную культуру местных жителей. В рамках экспозиции мы познакомились с историей первого на Урале Чердынского Иоанно-Богословского мужского монастыря.

В музее представлена роспись на тему «Страшного суда», это первое на что обращают внимание все посетители музея. Эта роспись, а так же все другие, представленные в музее, выполнены мастером Сафроновым, чьи работы украшают так же стены Императорского дворца.

 Мы смогли изучить облачения священнослужителей, церковную утварь, уникальные Святые плащаницы, иконы, почитаемые на Руси и в Чердынском крае: Св.Николая Чудотворца, Св.Праведного Симеона Верхотульского, Св. Великомученицы Параскевы, Св. Преподобного Серафима Соровского и др.













Церковь Успения Пресвятой Богородицы.



Спасская часовня; часовня в память 85 убиенных воинов.

85 убиенных — это погибшие в бою защитники Чердыни, которые 6 января 1547 года остановили вторжение татар, шедших из-за Урала. В краеведческом музее хранится железная плита, на которой выбиты имена всех защитников города.

Битва произошла 6 января (по старому Стилю) 1547 года на льду р. Вишеры, у заставы Кондратьевой Слободы, прикрывавшей Чердынь с юга. Очевидно, чердынцы нанесли ногайцам существенный урон, поскольку сведений о том, что те продолжили, свое наступление, в исторических источниках нет. Согласно преданию той поры, летом, в Петров день, плывшие вниз по реке торговые люди вдруг увидели необычную картину: "... у берега стоит льдина, на которой лежат тела убитых воинов. Пораженные этим, они решили погрузить тела на свои каюки, вернуться в Чердынь и предать их земле". На следующий после похорон день на свежей могиле чудесным образом появилась дощечка, на которой были начертаны все 85 имен.

Чердынцы почитали убиенных ратников, которых они называли "убиенными родителями", за "святых, душу свою положивших в Вере за други своя!"



Церковь Илии Пророка из с. Бигичи. 

Храмовый комплекс. Преображенская церковь, Собор Воскресения Христова.





След Великана Полюда. 

Гадал неприятель, в смятении великом пребывая, отчего непобедима Чердынь, в чем сила ее?
Не знали вороги, что жил за Колвой-рекой, средь лесов в пещере огромной каменной славной богатырь по имени Полюд. Дорога была ему Чердынь, оттого и охранял ее богатырь. Чуть завидит он вдалеке вражье войско – разводит у пещеры своей высокий костер, чтобы заметили этот сигнал чердынские стрелки.
Но однажды пришла на Чердынь несметная орда. И решил Полюд сам вступить в бой. Три дня шло сражение жестокое, но неприятель не отступал, подобно черным волнам. Рассердился тогда Полюд, топнул ногой о землю, и закачалась она, застонала, вышла из берегов Вишера-река и потопила в бурных водах своих вражье войско. Мало кто спасся, а и те, кому выжить довелось, долго вспоминали потом о непобедимом богатыре Полюде.
Рассказывает предание, что спустя годы окаменел богатырь, обернувшись горой на Чердынском горизонте.
С тех пор минули века, а Полюд все так же красив, горд и мил сердцу каждого жителя этой легендарной стороны.



Храмовый комплекс. Церковь Илии Пророка , Собор Воскресения Христова.

Река Колва.

На горизонте камень (скала) Полюд - самая высокая гора в данной местности.









Прибрежный камень-скала Ветлан и река Вишера.

Самая высокая и красивая скала на известной своими удивительными красотами уральской реке Вишере – это камень Ветлан. 

Ветлан представляет собой практически отвесную систему высоких скалистых утесов. Камень Ветлан вытянулся вдоль реки на 1750 метров. Высота скал достигает 100 метров.

Скалы начинаются не у самой кромки воды реки Вишеры, а чуть поодаль, на высоте 40-50 метров от уреза реки. С вершины камня Ветлан открывается безумно красивый вид на реку Вишеру и окрестности. Виден с вершины и другой красавец – камень Полюд на другом берегу реки.

С этими местами связана красивая легенда о богатырях Полюде, Ветлане и красавице Вишере.

 По этому поэтическому преданию много-много лет назад здесь жили два друга-богатыря – Полюд и Ветлан. Оба были одинаково сильны и ловки, отличались лишь ростом и телосложением. Но однажды богатыри встретили красивую девушку – Вишеру. Оба влюбились в нее по уши. Вишере каждый из них также был дорог и люб. И между богатырями завязалась драка за то, кому достанется в жены красавица Вишера. Вишера умоляла прекратить бой, пыталась их разнять. Но куда там. Богатыри разбежались в разные стороны и стали метать друг в друга огромные камни через голову Вишеры. Шесть дней и шесть ночей длился бой. Но силы у каждого богатыря были равные. Никто не мог одержать победу. На седьмой день оба выбились из сил, покалеченные они склонили головы и превратились в каменные горы. Красавице Вишере к тому времени белый свет стал не мил. Упала она меж богатырей. С тех давних пор течет на Северном Урале река Вишера, а рядом стоят окаменевшие богатыри Полюд и Ветлан.

Посреди русла Вишеры у камня Ветлан находится целая цепь рукотворных островков - остатков ряжей. Они представляют собой деревянные срубы с острым концом навстречу течению, заполненные галькой и стоящие на песчаных островках на середине реки. Они создавались в сложнейших условиях репрессированными в 1920-1930-х годах. Эти островки служили для разделения реки на два русла для управления молевым сплавом. Деревья для молевого сплава для нужд Красновишерского бумажного комбината также заготавливались узниками Вишерлага. Одним из них был писатель Варлам Шаламов.









































Переезды в 3-ий день: г. Чердынь - г. Ныроб - Узкая улочка- г. Красновишерск - Ветлан - Вишерский заповедник (180км.)


 
 

Обсуждение  0