Отзыв на фильм «Иезавель» долго лежал в позе эмбриона, потому что без контрольного просмотра и освежеванных впечатлений я не хотела о нем рассказывать.
Фильм по пьесе Оуэна Дэвиса, снимался в страшной спешке, чтобы опередить «Унесенных» с премьерой. Бетт Дэйвис, не вошедшая в актерский состав «Унесенных», априори должна была «порвать всех». Ходят слухи, что режиссер Уильям Уайлер и Бетт были связаны романтическими отношениями. И некоторые сцены поневоле заставляют в это поверить: кажется, что эмоции, взгляды и слезы предназначаются не Генри Фонда, а человеку, который все это действо организовал и наблюдает.
Смотреть фильм «Иезавель» он-лайн в хорошем качестве можно здесь.
У Генри Фонда, между прочим, жена рожала, поэтому эпизоды с его участием снимали наспех, и этого шила мешке, то есть фильме, не утаишь. Поэтому не ставьте на Генри крест, если что, актер он замечательный, просто так получилось, так карты легли. Пусть я скажу кощунственную вещь и меня заклеймят как проамериканку и непатриотку, но «Война и мир» Кинга Видора с Г.Фонда и О.Хопберн мне понравилась значительно больше, чем одноименная картина С. Бондарчука.
Какие еще ходят слухи… Что после выхода «Унесенных» в США чуть было не началась вторая гражданская война – зрителя разделились на два противоборствующих лагеря. По мне, так выдумки это. Кто мешает посмотреть оба фильма, отдать должное каждому из них, или предпочтение какому-то одному. Уж насколько я люблю Бетт Дэйвис и считаю ее величайшей актрисой 20-века (если мое мнение что-то значит), но соглашусь, что «Иезавель» проиграет «Унесенным» в масштабности, эпичности и динамике. Многие рецензенты утверждают, что Бетт играла Скарлетт О'Хара - но смотреть и делать выводы вам.
В общем, смотрела по двум причинам: сравнить-таки с «Унесенными» и посмотреть на Бетт. Впечатления после контрольного просмотра.
Время действие – южные штаты, 1850-е годы. До гражданской войны еще несколько лет. Чернокожие рабы работают, белокожие аристократы веселятся и отдыхают – балы, игры в политику, прогулки верхом, помолвки, дуэли и прочие мелкие человеческие радости. Главные действующие лица: Джули Марсден (Бетт Дейвис) и Престон Диллард (Генри Фонда). От счастья до несчастья отдаляет всегда один неловкий шаг. И героиня делает этот шаг с гордо поднятой головой. Гордыня, дети мои… самый тяжкий грех.
Я понимаю, что фильм не современный, его трудно экстраполировать на сегодняшних женщин и мужчин, но думаю, что у каждого человека есть в шкафу мумифицированная ошибка молодости. А то и не одна. Поэтому скажу так: не надо экстраполировать. Проецируйте. На себя в прошлом. На себя в настоящем. И на себя в будущем. Потому что отношения героев представлены в срезе трех времен: прошлое, их разлучившее; настоящее, в котором они пересеклись, и будущее, которое зрителю предстоит домысливать. Иногда надо смотреть такие старинные фильмы, чтобы сравнивать ушедшие ценности с настоящими.
Думаю, как бы прост и линеен не был этот фильм, он все-таки задает философский вопрос: что есть любовь. Насколько в Джули уживаются два этих чувства – любовь и гордыня. Любит ли она Престона - или любит свою любовь к нему. Причем, на эти вопросы можно отвечать весь фильм, получая разные ответы, вплоть до финальных титров.
Фильм невероятно атмосферен, благодаря костюмам и музыке оскароносного Макса Стайнера, но в первую очередь - благодаря лицам актеров.
Скажу, что второй раз я смотрела фильм с не меньшим удовольствием, чем в первый, и пересматривать его можно многократно. Нравится и открытый финал, и то, что в последней сцене, когда интересы двух женщин столкнутся вплотную, невольно на ум приходят строки Т. Зумакуловой: и все же люди жертвуют собой, оправдывая званье человека. Можно смотреть
Пока Рутрекер открыт для российского пользователя - можно скачать фильм "Иезавель" через торрент.
Другие картины с участием Бетт Дэйвис:
Бремя страстей человеческих 1934 (Бетт Дэйвис, Лесли Говард) - экранизация С.Моэма
Письмо 1940 (Бетт Дэйвис, Герберт Маршалл) - экранизация С.Моэма
Что случилось с Бэби Джейн? 1962 (Джоан Кроуфорд, Бетт Дэйвис)
Теги: нафталин, Бетт Дэйвис, ретро, черно-белое кино, голливуд, оскар