Городское литературное объединение «Родники Синегорья» стало участником Екатеринбургского книжного фестиваля «Перечитывая заново», который ежегодно проводится Библиотекой им. В.Г. Белинского, при поддержке Министерства культуры Свердловской области.
Фестиваль прошел в десятый раз и длился четыре дня, имея обширнейшую программу. Кушвинцы приняли участие в третьем его дне: в мероприятии «ЗаЛИТОванный сейшен», на которое съехались представители многих литобъединений области, а также - в творческих семинарах, проводимых известными литераторами, лауреатами различных премий из Москвы и Санкт-Петербурга.
Кушвинское ЛИТО представляли Сергей Витюнин (руководитель), Ольга Меньшенина (куратор от городской библиотеки), Раиса Снапковская, Людмила Цедилкина, Ольга Балашова, а также Марина Налимова – большой друг литобъединения.
Поскольку автор этих строк – непосредственный участник мероприятия, то хочется перейти на изложение неофициальное и живое.
Итак. На «ЗаЛИТОванном сейшене» мы выступали первыми и, думаю, запомнились слушателям как стихами, так и гимном литобъединения, исполненным автором – Сергеем Витюниным. И не только этим. Второй у микрофона встала Марина Налимова. Многие из читателей «КР» знают, что уже от первых интонаций этого мастера художественного слова зал собирает все свое внимание… Так было и сейчас. Звучали стихи Сергея Витюнина и вашей покорной слуги. Следом читала Ольга Балашова. Очень трогательный момент в связи с Ольгой: в зале слушал маму демобилизованный в этот день из рядов Российской Армии ее сын - ефрейтор Кирилл Балашов.
Но уже через час после начала чтений половина нашего состава должна была встать и перейти в другие залы библиотеки: там начинались творческие семинары. «Дружеские семинарии» - так значились они в программе фестиваля. Для непосредственного участия в них, то есть для публичного разбора присланных произведений были отобраны и заявившиеся от нашего ЛИТО Раиса Снапковская как прозаик, и Сергей Витюнин как поэт. Со стихами уральских авторов работали Герман Власов (Москва) и Сергей Ивкин (Екатеринбург). «Стол, зеркало, четыре глаза» - такое название было дано этому интереснейшему разбору. На семинаре прозы с текстами разбирался лауреат премии «Большая книга» писатель Роман Сенчин.
Для каждого пишущего человека подобные разборы представляют огромный интерес. Ведь тебя оценивают профессионалы, оценивают редакторским взглядом на предмет печатания в российских литературных журналах. Причем, участники слышат разбор произведений еще около десятка рядом сидящих собратьев по перу.
Я также присутствовала на семинаре поэтов. Это был «разговор о правде», как определил тональность встречи москвич Герман Власов. А суть ее для разбираемых авторов состояла в «поиске себя». Подход к каждому автору был очень внимательный и индивидуальный. Определялся и назывался жанр или литературное направление, в котором работает автор, как правило, не подозревающий, что его творчество классифицируется именно так. Оказалось, что уральские авторы творят, например, в жанре «магического реализма», и в качестве примера названного направления приводилось творчество Габриэля Гарсиа Маркеса. «Этим авторам кажется, что мир развален, не выстроен, и они становятся «дизайнерами реальности», переформатируют мир. Писание таких стихов – это поиск родных людей, построение моста с другим духовным миром, похожим на твой», - какая интересная характеристика… Это – лишь один пример «классификации» участников. Были и второй, и третий, и четвертый. О нас: была отмечена музыкальность стихов Сергея Витюнина: «Это – неспетые песни». А ведь мастера не знали, что С.Витюнин поет.
Но, оставим поэтов и заглянем к прозаикам. Там слушала о себе - и о других - Раиса Снапковская. Сенчин мог так комментировать те или иные места разбираемых текстов: «неправда…», «не верю…», «есть нестыковки по годам…», «…не подходит название. Нет драматургии, нет сюжета…».
Вот какие записки сделала для себя после разбора Раиса Снапковская:
«Набралась нахальства и отправила на разбор не один, а два рассказа, на выбор. Была приятно удивлена, что Роман Сенчин высказался и по первому, и по второму. Первый - «Пароль «мама». Р.С.: «Добрый рассказ. Интересны диалоги. Всех затмил персонаж амбал, яркий. Хороши милиционеры и тётка с третьего этажа. Убрать последний абзац, он не нужен, пафосный такой». По поводу рассказа «А у нас на молокозаводе»: «…Кто жил в 90-е и помнит, как выдавали зарплату маринованными кабачками и термосами, тот ещё поймёт, о чём написано. Молодёжь не поймёт, надо описать подробнее то время. А так - правдиво, верю». Очень довольна, что попала на этот семинар, узнала много нового и нужного. Как приятно увидеть вживую и пообщаться с таким профессионалом, как Роман Сенчин. Познакомилась в Интерненте с его короткими рассказами, открыла для себя интересного, близкого по интересам и понятного автора. Была поражена, как внимательно Роман прочитал все наши работы, заметил ошибки, неточности, несоответствие написанных слов описанному времени и т.п. После высказанных каждому автору замечаний и пожеланий, Роман Сенчин обязательно говорил: «Спасибо». Приятно!».
Еще один замечательный час ждал нас в этот день: творческий вечер московских поэтов Германа Власова и Юлии Белохвостовой.
А на следующий день в зале «Белинки» прошло интереснейшее мероприятие «Артпоэтбатл». Это - состязание в декламации между актерами уральских театров и стихотворцами – авторами исполняемых текстов. Его зрителем, слушателем стала и Марина Налимова. Впечатления от этого творческого состязания у Марины Сергеевны самые яркие: в каких-то своих мнениях она еще более утвердилась, а в чем-то и поменяла взгляд. Все это пригодится ей в будущем.
Мы также узнали о возможности участия в онлайн-семинарах, о чем проинформировала создатель Всероссийского литературного фестиваля «КУБ. Книга. Ум. Будущее» Татьяна Шнар, приехавшая в Белинку из Красноярска. Участвуя в них, можно учиться и общаться со многими российскими писателями и поэтами, не выезжая из города.
Людмила Цедилкина
Теги: литературное объединение, литобъединение, кушвинские поэты, Родники Синегорья, Людмила Цедилкина