evgenij0791
Все сообщения
26 марта, 15:05    Евгений Таран. Для вас поет моя душа.     0    

Система самосознания. Вопрос 2.

2.«ДОСТАВИЛ ЛИ Я УДОВОЛЬСТВИЕ СЕБЕ?»

Первые месяцы после появления Системы обозначились для меня размышлениями: этот ли вопрос должен быть на этом месте? Очень недолгое время здесь был другой: «Доставил ли я удовольствие другим?»

Кто или Что должен быть на первом месте — Я или Они? И правомерно ли, оправдано ли с социальной позиции вообще задавать себе этот вопрос? Огромное спасибо моим друзьям, коллегам-психологам, которые убедили меня поставить на первое место вопрос о собственном удовольствии. И речь здесь идёт не об эгоизме, которого многие боятся. Удовольствие, доставленное самому себе — это те маленькие поощрения, радости, выполненные обещания самому себе без чувства вины, самобичевания, проживания «синдрома самозванца». Это то, что в жизни делается из состояния «хочу» в противовес «должен». Это — внутренний выбор между фрейдовскими Эго и СуперЭго. Это также навык чувствовать, чего я на самом деле хочу, а не то, что об этом думает пресловутая еврейская мама («Мама, мне холодно или я хочу кушать?»).

Преодоление внутреннего сопротивления, родительских интроектов (установок, программ, заложенных и функционирующих в нас с возраста 3-4 лет и до конца наших дней), в конце концов, понимание самого себя, своих потребностей — вот сверхзадача, которую помогает разрешить ответ на вопрос - доставил ли я удовольствие самому себе. Научение чувствовать Себя, свои границы, эмоции, возникающие при этом — вот задача данного вопроса.

В психологических и духовных практиках много говорится о понятии Самости, целостности. Но часто эти слова остаются лишь красивыми вывесками лишь потому, что индивид не знает, Кто Он и Чего он хочет. Человек, Личность — это совокупность не только и не столько материальных приобретений, сколько комплекса эмоциональных переживаний. Доставить удовольствие себе — значит, в связи с первым вопросом Системы, внутреннее право проявить себя как Искателя без оглядки на внешний мир. Ведь в конечном результате, каждый человек из нашего окружения преследует какие-то свои цели. И в этом направлении он может запросто вовлечь других в водоворот своего движения. Если, конечно, стремящийся к осознанности не задастся вопросом: а что в этом водовороте про Меня? Где здесь Я?

Актуальным становится вопрос критериев самооценки: как я сужу о себе? Что для меня ценно во мне? Что я готов принять в себе? И каким образом я это делаю?

Эрик Берн, американский психотерапевт и психолог, обозначил три структуры в психике человека, которые бессознательно руководят нашим поведением: Ребенок, Родитель и Взрослый.

 

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной. Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.


 

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

 

Я -родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов. Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

 

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

 

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».

Ко второму вопросу Системы напрямую относятся все аспекты внутренних переживаний и впечатлений - от глобальных и до самых приземленных. Например, ощущения от принятия пищи. Едим ли мы то, что нам нравится или придерживаемся чужих советов? Как мы чувствуем пищу (вкус, цвет, консистенцию)? Позволяем ли мы себе некие удовольствия из области кулинарных изысков?

Примерно те же вопросы многие психологи рекомендуют задавать себе во время прогулки: как я передвигаю ноги во время ходьбы, как я дышу, как держу осанку? Где во время ходьбы находится моё внимание, мои мысли? Что я вижу, слышу, чувствую? Как это откликается внутри меня и могу ли я выбрать из общего потока то, что мне нравится?

 

И в этом калейдоскопе внешних перемен должно было проявиться нечто более ценное и важное — внутренний Наблюдатель, который давал бы обратную связь - эмоциональную оценку происходящего, помогал отделить Себя от Других и вернуть себе то положительное, что возможно. Тогда вундтовская схема S-R (Стимул — Реакция) получала некий промежуточный пункт в виде внутренней оценки Себя как части происходящего, и в то же время — как отдельного субъекта, влияющего на окружение и ситуацию. И на границе этого контакта стоит вопрос: «Доставил ли я удовольствие себе?».


 

Теги: система, самосознание, вопрос, второй, Евгений Таран, психология, удовольствие, самость, Я

 

Обсуждение  0