Малавита — мастер-класс от Люка Бессона. В равной степени блестящий образец криминального жанра, пародия на него, признание в любви криминальному кино, бенефис Мартина Скорсезе, великолепная черная комедия на гангстерскую тему по прозе Тонино Бенаквисте. Вызывает массу ассоциаций, которых хватило бы на небольшую монографию, и желание пересмотреть фильмы Скорсезе, Крестный отец, Замужем за мафией, Читай по губам (экранизация еще одного романа Бенаквисте) и т. д.
Блестящий и безупречный кастинг. Крутой и ироничный гангстер в отставке Джованни Манцони — Роберт Де Ниро, его стильная и роскошная супруга Мэгги — Мишель Пфайффер, невозмутимый федерал Стэнсфилд — Томми Ли Джонс. Отличную компанию составляют им киллеры мафии, «заслуженные гангстеры» Голливуда из клана Сопрано — Винсент Пасторе, Пол Боргезе, Энтони Десио, Рэймонд Франца — которые охотятся на Джованни. Отлично дополняют компанию сын и дочь Манцони — Джон Д Лео и Дианна Агрон.
Семья Манцони, по легенде в программе защиты свидетелей Блейки, весьма колоритна, иллюстрируя, что гангстер, как и его близкие, это призвание и «генетика», а не временное состояние или свободный выбор. Зажигают все — дети «воспитывают» учеников и учителей в школе, мама отрывается на сфере обслуживания и местном падре, папа разминается на более высоком уровне, общаясь с чиновниками. Сеют хаос, но вызывают массу симпатий и кажутся более адекватными, чем окружающие. Комизма и иронии в фильме почти перебор, без спойлеров, к сожалению, ничего не расскажешь, нужно видеть и слышать. Юмор весьма язвительный и острый, но пикантный и без пошлости и банальности.
Команда фильма интернациональная — американцы, французы, итальянцы — и картина получилась одновременно в традициях современного Голивуда и европейского кино. И в равной степени блокбастером и хорошим авторским кино. Шла на фильм с некоторым сомнением и предубеждением, но вышла совершенно покоренная. Не пропустите удовольствия.