Межрайонная ИФНС России № 15 по Свердловской области разъясняет налогоплательщикам вопросы по налогообложению физических лиц – налог на имущество, транспортный и земельный налог:
1.Налог на имущество физических лиц
1.1 Вопрос: Гражданин зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства. Правомерно или нет признание данного объекта объектом налогообложения?
Ответ: В соответствии с п. 2.1 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87, оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.
Так как, согласно пункту 2.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, строящиеся строения, помещения и сооружения оценке для целей налогообложения не подлежат, , объекты незавершенного строительства не могут быть признаны объектами обложения налогом на имущество физических лиц.
1.2 Вопрос: Каков порядок налогообложения в отношении имущества, находящегося в собственности несовершеннолетних граждан?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона 2003–1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.
Пунктом 2 ст. 27 Налогового кодекса РФ (далее Кодекс) предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 26 и ст. 28 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать.
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно.
Следовательно, правомочия по управлению данным имуществом, в том числе по исполнению обязанности по уплате налогов, осуществляют родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей.
1.3 Вопрос: Предоставляются ли на основании п. 2 ст. 4 Закона N 2003-1 льготы по налогу на имущество физических лиц ветеранам боевых действий в Чеченской Республике?
Ответ:В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона 2003–1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.
Понятие «интернациональный долг» предполагает выполнение международных обязательств.
Чеченская Республика или иные регионы Российской Федерации не могут рассматриваться как «другие страны».
Таким образом, правовых оснований для предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц налогоплательщикам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, не имеется.
Учитывая, что в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона 2003–1 органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками, вопрос об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц ветеранов боевых действий в Чеченской Республике может быть решен представительным органом муниципального образования.
1.4 Вопрос:Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано на одного из супругов. Данный объект используется в предпринимательской деятельности другим супругом - индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН. Распространяется или нет действие льготы установленной ст. 346.11 Налогового кодекса в отношении данного объекта налогообложения (освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества используемого в предпринимательской деятельности)?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 1 Закона 2003–1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, то есть граждане, зарегистрировавшие право собственности на этот объект в установленном порядке.
Следовательно, если право собственности на объект недвижимости зарегистрировано на одного из супругов, при этом данный объект используется в предпринимательской деятельности другим супругом, применяющим УСН, действие льготы, установленной ст. 346.11 Кодекса, на субъект регистрации права не распространяется.
1.5 Вопрос: Дом введен в эксплуатацию в июне 2009. Право собственности физического лица на квартиру в этом доме зарегистрировано в марте 2010. С какого момента возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц?
Ответ: В соответствии со ст. 1 Закона 2003–1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, зарегистрировавшие право собственности на этот объект налогообложения в установленном порядке.
В тоже время ст. 5 Закона 2003–1 уплата налога на имущество физических лиц в отношении новых строений, помещений и сооружений производится с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
То есть Закон 2003–1 связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении вновь построенных объектов налогообложения не только с моментом возведения объекта, но и с моментом государственной регистрации права собственности на этот объект.
Следовательно, в отношении новых объектов недвижимости обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает с начала 2010 года, , но не ранее месяца регистрации права, март 2010).
2.Земельный налог
2.1 Вопрос:Гражданин имеет с собственности дом. Земельный участок для строительства данного дома был ему выделен в пользование в 1980 году постановление главы сельской администрации. Право собственности на этот земельный участок гражданин не регистрировал.
Правомерны ли действия налогового органа, предъявляющего ему земельный налог за данный земельный участок?
Ответ: В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (с 01.01.1998), имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Из этого следует, что налогоплательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Кроме этого, отсутствие государственной регистрации права пользования земельным участком не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога, так как факт получения государственной регистрации поставлен в зависимость от добросовестности землепользователя (определение ВАС РФ № 16650/07 от 19.12.2007).
2.2 Вопрос:Индивидуальному предпринимателю принадлежат несколько земельных участков на территории г. Екатеринбурга, но в разных районах города. Возможно ли представление отчетности за все земельные участки (расчеты авансовых платежей по земельному налогу и налоговые декларации) в один налоговый орган по мету регистрации индивидуального предпринимателя?.
Ответ: В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ, на учет в налоговых органах индивидуальные предприниматели ставятся как по мету жительства, так и по месту нахождения земельных участков.
Согласно ст. 398. Налогового кодекса РФ расчеты авансовых платежей по земельному налогу и налоговые декларации индивидуальным предпринимателем представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. То есть в данном случае законодательством прямо установлен порядок представления налоговой отчетности.
Следовательно, индивидуальный предприниматель обязан представлять расчеты авансовых платежей по земельному налогу и налоговые декларации в отношении каждого земельного участка используемого (предназначенного для использования) в налоговые органы, в которых данные земельные участки поставлены на налоговый учет, в качестве объектов налогообложения.
Кроме этого обращаем внимание на то, что с 01.01.2010 налоговая отчетность предпринимателями должна представляться не только в отношении фактически используемых в предпринимательской деятельности земельных участков, но и предназначенных для такого использования.
С 01.01.2011, в соответствии с положениями закона 229–ФЗ от 27.07.2010, отменена обязанность индивидуальных предпринимателей по представлению в налоговый орган расчетов авансовых платежей по земельному налогу.
3.Транспортный налог
3.1 Вопрос: В течении месяца сменился владелец автотранспортного средства. Согласно порядку налогообложения, установленному п. 3 ст. 362 Кодекса налоговый период по данному объекту составит 13 месяцев. Правомерно ли это?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 362 Кодекса, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Учитывая изложенное, действительно налоговый период в отношении транспортного средства, владелец которого сменился в течении одного месяца, составляет 13 месяцев.
3.2 Вопрос:Автомобиль находится на штрафстоянке в качестве вещественного доказательства. С учета в ГИБДД не снят. Правомерны ли действия налогового органа предъявляющего за него налог?
Ответ: В соответствии со ст. 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства на физическое лицо, а не от факта наличия (или отсутствия) у него данного транспортного средства.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
4.Иные вопросы
4.1 Вопрос: Является ли подтверждением вручения налогового уведомления квитанция о направлении заказного письма? Налогоплательщик утверждает, что по месту регистрации не проживает, в связи с чем уведомление получить не мог.
Ответ: В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса в случаях, когда, обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В случае, если налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Следовательно, в силу прямого указания закона (признание платежных документов полученными налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма), данная налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) заказного письма (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.01.2001 № 5).