Все сообщения
27 февраля 2010, 14:00    Кушвинский отдел Управления Роспотребнадзора     0    

Всемирный день прав потребителей

15 марта - Всемирный день прав потребителя. Отмечается по решению ООН в годовщину выступления Президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. В выступлении были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International -CI) дополнила еще четыре права: право на удовлетворение основных нужд; право на возмещение; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду. Таким образом, Всемирная организация союзов потребителей (CI), под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает 8 основных прав потребителей: право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание); право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни); право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора); право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам); право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики); право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения); право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг); право на здоровую окружающую среду.
В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат, как Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание в 1992 году, после принятия Закона о защите прав потребителей. Именно тогда впервые этот праздник начал отмечаться, но на официальном уровне всемирный день защиты прав потребителей стал проводиться с 1996 года с момента вступления Российской Федерации во Всемирную Организацию Союза потребителей.
Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до конца жизни, приобретая товары и услуги, которые ему необходимы для работы и учебы, быта и отдыха. При этом не важно, сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители, родственники, друзья. Конечно, само по себе потребление не должно стать самоцелью, но очевидно и то, что более долгую, здоровую и счастливую жизнь имеет больше шансов прожить тот, кому потребление (то, что он потребляет, и то, как он потребляет), как правило, доставляет удовольствие. Для того чтобы потребление доставляло удовольствие, необходимо, чтобы товары и услуги отличались высоким качеством, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям. В жизни, увы, так бывает далеко не всегда. Наверное, каждый мог бы рассказать, сколько огорчений, потерянных денег и времени стоило ему недобросовестное обслуживание. В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда могут защитить собственные права. И совершенно зря. В стране созданы государственные и муниципальные органы, в большинстве регионов по инициативе граждан возникли общественные объединения. Появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются - по долгу службы или по личной инициативе - защитой прав потребителей. Надо сказать, что за 16 лет после принятия Закона "О защите прав потребителей" значительно выросла результативность защиты прав потребителей. Но, разумеется, миссия вышеуказанных специалистов - не защитить каждого, это просто невозможно, а научить любого защитить себя и своих близких. И, конечно, чем раньше этому научиться, тем лучше. Целью проведения этого праздника является расширение знаний своих прав потребителей как можно большего круга лиц, обучение применению своих прав при предъявлении жалоб или претензий, самостоятельному отстаиванию своих прав.
 


 
 

Обсуждение  0