События дня просто нереальны!
С утра было тягостно от висевшими низко зловещими тучами (на форумах все в один голос говорят, что путь до Чойболсана от Эренцава особенно после дождей очень труден). Не менее зловещи были взгляды наших погранцов - типа парень тронулся рассудком. Даже предлагали меня дождаться обратно после первого же грязного лимана. Я даже сам стал подумывать пройти по асфальту через Кяхту. Но поразмыслив, что если проезжают на УАЗах, то на моце и подавна! Страх пропал абсолютно, когда я уже через 20км вкатился в дорогу и мышечная память в том числе тоже возвратили мне прошлогоднее ощущение покорения монгольской земли.
Первые километров восемьдесят шла почти идеально ровная степь. Прошедшие дожди дали бурный рост траве. Кругом цвел клевер. По такой заросшей травой федеральной дороге, которая напоминает в наших местах свороток на поляну для отдыха на природе, я с удовольствием откручивал ручку газа. Трава цеплялась за защиту мотоцикла и чувствительно хлестала по ногам. Из под колес стайками взлетали разнообразные птички, ловко пархая перед мотоциклом, и иногда по несколько секунд составляя мне воздушный эскорт. Очумелые суслики постоянно нарушали ПДД, пытаясь перебегать дорогу в неположенном месте. Слева и справа пару раз нарушал покой местных газелей. Очень красивые лани. Самцы с изящными рогами, вторая часть без. После степь пошла возвышаться. Появились следы человека. Отсыпанные бульдозером кучи сначала напоминали укрепрайон, но вскоре за перевалом попалась индустриальная площадка с техникой и несколькими шахтами. Видать такой способ разведки недр были эти кучки. Дорога пошла более разбитая и с альтернативными полосами движения. Действительно, по пути попадаются многих пугающие лиманы. Низменности с грязью, често похожие на маленькие болотца. Но есть решение проблеммы - монголы их просто объезжают по траве сбоку. Единственный лиман я прошел по грязи, который был самый продолжительный - аж целых двадцать метров! И все! Остальное для таких мотоциклов просто семечки! Так я добрался до Чойболсана.
Граница.
Домик начальника монгольского КПП.
На заправке монгол-мотоциклист взялся меня сопроводить в отель. Очень приличное заведение с рестораном и недорогой стоимостью жилья. Было 17 часов. Я боялся, что не смогу попасть в мемориальный комплекс героям Халхин-Гола. В отеле заправляли делами женщина и двое молодых монголов. Это были братья лет по 18 и 16. По-русски ноль. Пытался им объяснить, что хочу в музей. Парни скумекали и за десять литров бензина покатили меня по городу и на мемориал. По дороге мы заехали к их дяде, который живет на самой окраине города с престарелой мамонт семьей в домике, размером с наши садовые лачужки. Дядя не плохо говорил по-русски. Где он научился? В школе? Оказывается нет, - он просто любит читать русские книжки вот и узнал наш язык. Выяснилось, родители предприимчивых пацанов живут в столице, а бизнес контролируют дистанционно через родственников и напрямую доверяя детям. Наши отношения стали еще более теплыми. Искренность и готовность послужить ближнему у монголов очень развиты. Меня покатали по городу. Предложили заехать в супермаркет. Вернулись мы в отель уже стемнело и началась буря с грозой. Женщины нам быстро открыли ресторан (видать он работает только в выходные) и приготовили ужин. За три блюда я отдал по нашим около 200 рублей.
Для кого бензин?
Дорога с много подомни движением
Катаясь по городу, пособили колесо.
Наш отель.
В гостях у дяди. (По нашему, Ленин и монгольские дети - прим. автора)
В центре города.
Аккордом окончания дня сказки стало совсем уж сумасшедшее предложение закатить мот прямо в фойе отеля. И не просто закатить, а заехать. Благо стекляные двери позволяли это сделать. Весь этот цирк сопровождался радостной суетой вокруг зрелища с всевозможными фотосессиями. Моя голова уже отказывалась принимать эту нереальность. И прибавив аргумент усталости от такого дня, я откланялся и пошел почивать.
Так закончился мой первый день второй поездки в Монголию.