Каждый из нас мечтает о том, чтобы работа приносила не только большой доход, но и удовольствие. Чтобы желание трудиться исключительно ради зарплаты не доминировало над творческими поисками в собственном сознании.
И действительно, великое счастье заниматься любимым делом и получать регулярный доход — так считает наша сегодняшняя гостья, вокалистка ансамбля «Солнцеворот» Уральского Государственного Театра Эстрады — Екатерина Вырупаева.
Катя, расскажи о некоторых наиболее значимых моментах своей биографии.
Катя. Родилась в Кушве. Именно здесь с раннего возраста я занималась многообразными творческими делами: танцами, игрой на фортепиано, сочинением песен, самодеятельностью. Я ходила в художественную школу, посещала различные культурные мероприятия. Потребность в самореализации и нахождения своей ниши в обществе развилась у меня с самого детства. Я посещала Дворец Культуры Горняков, где занималась в хоре и пела в детском ансамбле «Колибри» (руководители Горбунова О. В., Дудоров О.). С 7 по 11 класс училась играть на гитаре у Михаила Ивановича Плахутина, моего учителя не только в музыке, но и наставника по жизни. Под его руководством я закончила курс под названием «Основы бардовской песни». В общем, занималась всем, что мне было интересно, а таковым в школьном возрасте мне казалось всё, что было связано с раскрытием творческого потенциала
Весь 11 класс по вторникам я ездила на подготовительные курсы в екатеринбургское училище имени П. И. Чайковского на специальность «народный вокал» (впоследствии я туда поступила и успешно закончила данное учебное заведение). В «чайнике», как ласково мы называем нашу alma mater, все личности творческие — в этом заключается сложность обучения в данном заведении. Преподаватели на корню вырубают у студентов звездную болезнь. То есть тебя мало хвалят, тобой никто не восхищается и это правильно, так как такое воспитание помогает выработать у студентов профессиональный подход к делу.
На 4 курсе обучения меня приняли в группу «Солнцеворот». Мы исполняем фольклорные композиции, дополненные интересными современными аранжировками. Наш ансамбль не практикует хоровое пение. В данном трио мы все являемся солистками.
В ноябре 2007 года увидел свет наш первый альбом «Не знала я, молода…». В перспективе мы планируем выпустить второй альбом, состоящий из рекрутских и казачьих песен, посвященных 65-летию победы в Великой Отечественной Войне.
Сейчас я тружусь на 3 работах. Основная — это Театр Эстрады, где я являюсь солисткой в вокальном трио «Солнцеворот». Существуют в моей жизни еще и две музыкальные школы, в которых преподаю народный вокал детям. Недавно мы с моими учениками съездили в г. Златоуст на всероссийский конкурс «Роза ветров», где заняли три первых места. Так что мне есть чем гордиться, ведь в успехе детей присутствует и моя маленькая заслуга.
Катя, красивый голос это дар природы или результат упорных тренировок?
Катя. Результат совместных тренировок обучающего и обучаемого. Причем многое зависит от способности преподавателя максимально развить вокальные задатки ученика. Последний, как алмаз, который в течение долгого и упорного труда ювелира-преподавателя со временем превращается в блистающий на сцене бриллиант.
Приходится ли тебе идти на какие-нибудь жертвы ради подержания голоса в рабочем состоянии? Может быть, отказываешься от радостей в виде мороженного для того, чтобы максимально обезопасить себя от простуды?
Катя. Нет. Не замечала за собой такого. Как и все вокалисты, ношу шарф в холодное время года. Непосредственно перед самим концертом не употребляю мороженного, орехов и воды. В остальное время ни в чем себе не отказываю.
Что для тебя означает выражение «душа поет». Она всегда поет или это происходит во время занятия любимым делом?
Катя. Я думаю, что она поет тогда, когда есть хорошее настроение! А если эмоциональное состояние не очень — то нужно запеть, чтобы поднять его на позитивный уровень!
Зрительный зал на твоем выступлении может заряжать тебя положительной энергетикой?
Катя. Да, конечно. Я всегда выхожу на сцену с хорошим настроением и, в процессе выступления, видя добродушную реакцию публики, оно продолжает улучшаться. Всегда выкладываюсь на концерте, отдаю себя полностью зрителю, потому что понимаю, что если не отработаю свою программу по полной — то принесу разочарование публике.
Насколько сложно тебе дается сочетание правильной хореографии с грамотным вокалом при выступлении на сцене?
Катя. У нас не очень сложная хореография. Хорошая группа постановщиков продумывают все движения, делая их удобными для нас — поэтому особой трудности я не испытываю.
Катя, ты, наверное, человек романтичный. Понравилось бы тебе слушать утреннее пение птиц в предрассветном лесу?
Катя. Да, понравилось бы. Кстати, сегодня я, проснувшись в Кушве, и услышав пенье птиц, очень обрадовалась, ибо в Екатеринбурге такое событие настоящая редкость, так как гул ранних трамваев заглушает все птичьи голоса.
Екатеринбург — город больших просветительских возможностей. Тебе удается посещать местные театры?
Катя. Очень интересный, судя по отзывам знакомых, спектакль «Как умудриться удачно жениться», который идет в театре Эстрады. В театре музкомедии идет отличный спектакль «Силиконовая дура». То есть обо всех новинках мне известно, но на посещение игры служителей Мельпомены, к сожалению, не хватает времени.
Ваш ансамбль «Солнцеворот» выступает с гастролями?
Катя. Да, мы ездим по городам нашей и соседних областей. Были в Кыштыме и Алапаевске. В Новый год работали на корпоративном празднике у тюменского губернатора. Сложно работать в ночь на 1 января, когда все веселятся и отдыхают. Но в тоже время интересно, когда в суете под бой курантов происходит открытие шампанского, обмен улыбками и поцелуями с теми людьми, которые за время существования ансамбля стали родными, глоток игристого напитка — и вперед на сцену!
Может ли вокалист качественно исполнить произведение, не прочувствовав душой то, что он исполняет?
Катя. Не может. Он должен пропускать через себя все эмоции, которыми пронизано музыкальное произведение. Причем это должно делаться искренне, от души. Фальшь и притворство тут абсолютно неуместны, его трудно скрыть.
Как ты относишься к пению под фонограмму?
Катя. Мы практически всегда поем вживую. Но иногда фонограмма действительно спасает вокалистов. Несколько лет назад мы выступали на Масленице в тридцатиградусный мороз, в который сделать полный глоток воздуха сложно, я уж не говорю о том, чтобы качественно исполнить живую композицию. Но это был единичный случай. А вообще, мы просто не умеем работать под фонограмму. Да и терять авторитет в среде зрителей своим пением «под фанеру» не хотим.
Катя, ты училась в школе №6. Кушву вспоминаешь? Скучаешь по родному городу и людям?
Катя. Приезжаю я сюда не очень часто, всего на пару деньков. Естественно, что этих двух дней хватает только для того, чтобы посетить родителей и бабушек. В Екатеринбурге о Кушве я не вспоминаю. Суета и насыщенность жизни большого города не позволяет выделить момента для того, чтобы посидеть, подумать о былом.
Раньше ты играла на гитаре, сейчас берешь в руки семиструнную?
Катя. Когда-то, во время обучения в школе, гитара была моим самым сильным увлечением. Я писала песни, мне это казалось интересным, слушала разные рок-группы. Но на сегодняшний момент для меня это пройденный этап в жизни, но тем не менее, иногда могу взять в руки гитару и поговорить с ней посредством перебора струн.
А ты любишь путешествовать? По Чусовой например?
Катя. Да, несколько лет назад мы сплавлялись вместе с родителями. Люблю пикники в лесу в компании друзей. Нравится посещать конкурс бардовской песни, который ежегодно проходит на свежем воздухе в профилактории Лесная поляна.
Катя, вырази, пожалуйста, свое отношение к нынешней российской эстраде.
Катя. Я не слушаю российскую эстраду вообще.
Существует ли человек, который по твоему мнению обладает идеальным голосом?
Катя. Это Анастасия Николаевна Ведерникова, мой педагог, поющая в трио «Солнцеворот». Она, обладая прекрасным голосом, досконально разбираясь в предмете вокала, преподает доступно и понятно для каждого ученика. Нравится также Элвис Пресли, правда это не мой формат, и мне никогда не спеть так, как исполняет произведения «король рок-н-ролла».
Как ты относишься к Евровидению? Когда Дима Билан победил на Евровидении, то всеми СМИ этот триумф преподносился не как музыкальная победа, а как масштабная общероссийская виктория. Отсюда вопрос: данный конкурс носит музыкальный или политический характер?
Катя. Думаю, что политический. Просто кому-то из руководства захотелось чтобы победил россиянин, поэтому отправили самого достойного — Билана. Он молодец, до той поры, пока не начал петь под фонограмму, мне нравился его голос. Но сейчас Дима, по моему мнению, испытывает явные проблемы с абсолютно бесстильной и беспорядочной хореографией.
Победа на Евровидении добавляет престижности исполнителю, он сразу становиться популярным на весь мир. Только вот мне непонятно почему наша страна не знает лауреатов международного конкурса вокальных исполнителей имени П. И. Чайковского, которыми стали российские вокалистки в 2002 и 2007 годах? Зато хорошо известны вокалисты Евровидения, которые существенно уступают им в качестве исполнения композиций.
Остается ли у тебя время на чтение книг, следишь за развитием событий в мире с помощью новостей?
Катя. После одного из выступлений мне подарили книгу П. П. Бажова. Почти каждый вечер перед сном прочитываю по одному сказу. Они производят абсолютно другое впечатление, по сравнению с детством. Обращаю внимание на сложный язык с обилием горнозаводских терминов, благо, что в конце каждой книги уральского писателя имеется словарь.
Новости я не смотрю. Сейчас появилась маленькая слабость — обожаю телесериал «Папины дочки». Скачала множество серий из интернета. Добрый доступный юмор, который заложен в каждой серии, помогает отвлечься от жизненных проблем.
Катя, есть у тебя планы на будущее, связанные с музыкой, преподаванием, вокалом?
Катя. Да, я хочу поступить в педагогический университет в Екатеринбурге для совершенствования преподавательского умения находить общий язык с учениками.