14 декабря 2010, 19:34     0     

Елена Соина об успехах, победах, достижениях и планах Детской музыкальной школы

Вторая половина 2010 года оказалась богатой на юбилеи образовательных и досуговых учреждений нашего города. 18 декабря 45-летие отмечает Детская музыкальная школа. Накануне торжественного события состоялся наш разговор с директором школы Еленой Викторовной Соиной.

Елена Викторовна, согласны ли вы с высказыванием, что музыка является прародительницей других видов искусств?

Елена Викторовна. Безусловно. Приведу слова российского музыковеда Дины Кирнарской: «Человек музицировал еще тогда, когда он не умел измерять и вычислять и понятие числа только брезжило в его уме; он музицировал тогда, когда он не мог для каждого события в природе — дождя, засухи и града — найти его причину. Он музицировал и тогда, когда он не умел еще обрабатывать землю и не умел строить суда, пересекающие моря. Музыка уже в глубочайшей древности была средоточием чувств и мыслей человека. Музыка помогала ему общаться с ближними, она участвовала в открытии Слова, потому что явилась раньше его».

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Музыкальное обучение и образование ценны не сами по себе, а как важнейший путь музыкального воспитания, то есть воспитание культурного человека с развитыми музыкальными способностями, высоким вкусом, любовью и интересом к музыке.

Существующая ныне система художественного образования сложилась в нашей стране достаточно давно. Итогом в развитии систем музыкальных школ явилось открытие в 1895 году частной музыкальной школы сестер Евгении и Елены Гнесиных. До основания школы Гнесиных частных школ не было, были частные учителя, которые занимались со своими учениками. И только сестры Гнесины посмотрели на это творчески. В школе были организованны обязательные занятия в хоровом классе, музыкально-теоретические дисциплины, которые рассматривались как важнейшие компоненты образования.

С 30 годов в СССР в массовом порядке открывались музыкальные школы, среди главных задач которых ставились: остановить эстетическую деградацию масс, чтобы как можно меньше оставалось у нас индивидуумов с неразвитым музыкальным вкусом, чудовищно искаженным критерием истинной ценности художественного явления, развить музыкальный вкус к музыке в России и поощрить отечественных талантов.

Сформировавшая, в основном 30-60 годы система музыкального образования уникальна в своем существовании, аналогов богатой по содержанию, гибкой и продуманной системы в мире нет!

Давно известно неоспоримое и многостороннее влияние искусства на жизнь и здоровье человека. В самой природе искусства лежит возможность возвращать силы и душевное равновесие, воспитывать, обогащать защищать. Ведь благодаря усилию роли предметов музыкально-эстетического цикла появляется возможность с помощью великой силы искусства, задействуя новые технологии, проводить идеи нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения.

У людей, занимающихся музыкой высокие достижения в точных, математических науках. У них очень хорошо развита память. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию головного мозга, улучшает слух, влияет на быстроту чтения.

Выпускники музыкальной школы — это самые дисциплинированные, ответственные и надежные люди, многие стали ведущими специалистами в разных отраслях. Ведь наша задача — вырастить не столько музыканта, сколько воспитать хорошего человека, который мог бы понимать сущность вещей, мог помочь другим.

А с чего начинается и как складывалась история музыкальной школы и музыкального образования в городе?

Елена Викторовна. История Детской музыкальной школы началась в 1965 году. В старинном двухэтажном здании бывшего интерната, построенного в 1908 году, разместились музыкальные классы. Кушвинские дети, выдержав конкурсный отбор, стали обучаться игре на фортепиано, баяне, домре, гитаре и трубе.

Первым директором школы стал Петр Игнатьевич Зимин, большой энтузиаст и любитель музыки. Он объединил вокруг себя людей, которые обучали игре на разных инструментах. Первые преподаватели — Юрий Карлович Муравин, Валентина Федоровна Шелуданова, Регина Алексеевна Анашкина, Василий Васильевич и Валентина Николаевна Барановы посвящали детей в тайны музыки.

Среди первых выпускников школы и были ее будущие преподаватели: Леонид Евграфович Заплатин, Валерий Павлович Уржумов, Елена Викторовна Соина, Надежда Ефимовна Селезнева (Проскурякова), Злата Евгеньевна Скачкова (Клепалова), Вера Ивановна Калганова (Лобойко).

Каждый из директоров, а их было пятеро, вписал свою страничку в историю школы. Трудности становления первых лет выпали на плечи Петра Игнатьевича Зимина и Валентины Лукиничны Путиловой.

В 1972 году в Кушву приехали два молодых специалиста, студенты Уральской государственной консерватории, окрыленные смелыми идеями, готовые всю силу своих сердец отдавать детям и музыке. Ирина Козак и Геннадий Трегубов стали, по сути, той вдохновляющей и ведущей силой, которая вывела Кушвинскую школу в число лучших в области.

Ирина Александровна Козак — личность незаурядная, своим появлением в городе сразу привлекла к себе внимание. Красивая, яркая, интеллигентная женщина стала примером для подражания. Большое внимание она уделяла духовному и нравственному воспитанию детей: учила культуре общения, этике поведения. Благодаря ее творческим устремлениям пела, буквально, вся школа — четыре хоровых коллектива и вокальные ансамбли были украшением городских концертов.

Геннадий Васильевич Трегубов возглавлял школу в течение пятьнадцати лет. Именно он сформировал тот педагогический коллектив, который работает до сих пор. Он выпестовал своих талантливых учеников, увлек их педагогической деятельностью — Лариса Николаевна Плахутина, Александр Геннадьевич и Людмила Георгиевна Перминовы, Лада Борисовна Раскопина, Светлана Александровна Коврижных, Елена Александровна Возжаева — более 20 преподавателей, которых мы в шутку называем «Генафондом». Геннадий Васильевич — генератор идей, стратег и гениальный тактик, свои идеи он блестяще воплотил в жизнь — своими руками выстроил новое здание школы, создал педагогический оркестр, который стал лауреатом на многих конкурсах, выступал в лучших концертных залах области. Большой любитель джаза он увлек джазовым музицированием весь коллектив, это было уникальное направление в детской музыкальной педагогике, преподаватели со всей области приезжали к нам учиться. У школы появился свой авторитет и свое лицо. 

Мне пришлось возглавить коллектив в 1993 году, в эпоху перемен, безденежья, новых реформ. Будущее школы зависело от свежих идей, творческого настроя на новый этап развития. Самым главным было не растерять накопленный опыт и традиции, сохранить коллектив и научиться работать в современных условиях.

В 90-е годы были поддержаны творческие идеи и устремления Раиса Гарифовича Хадиуллина в организации детского оркестра «Пионеры джаза», ставшего лауреатом Международных конкурсов «Джаз-Парнас» в Санкт-Петербурге и «Тинейджер-джаз» в Екатеринбурге. Вдохновилась идеями джаза и Марина Валентиновна Кильбер. Ее фортепианный дуэт Элина Самойлова и София Хадиуллина стали лауреатами Международного конкурса «Джаз-Парнас». Их выступление настолько понравилось представителям фортепианной фабрики Я. Беккер, что они выбрали дуэт своей визитной карточкой на Международной выставке музыкальных инструментов в Санкт- Петербурге.

В это время обрели свое профессиональное мастерство преподаватели — настало время творческих взлетов их учеников. Впервые в истории школы стали проводиться сольные концерты учащихся — итог многолетней работы талантливых преподавателей и учеников. Есть в истории нашей школы и особая страница — выпускница 2005 года Ксения Хайдукова впервые удостоена звания лауреата Губернаторской стипендии в 2004 и в 2005 годах.

С 1996 года в тесном тандеме мы работаем с завучем школы Ладой Борисовной Раскопиной, чей высокий профессионализм, утонченный вкус и умение гармонично выстроить отношения с коллективом помогают сохранить высокий авторитет школы в городе и в области.

Листая страницы истории, нельзя не упомянуть о тех преподавателях, которые внесли свой вклад в становление и развитие школы. Наталья Александровна Родина, Наталья Сергеевна Швецова, Татьяна Петровна Мочалова, Татьяна Семеновна Ермолаева, Нина Борисовна Пинягина, Ирина Васильевна Зуева, Олег Борисович Бастриков, Галина Ивановна Гриценко, Татьяна Валентиновна Караваева, Марина Михайловна Попинако, Оксана Дмитриевна Данило в разное время преподавали на фортепианном отделении.

Людмила Юрьевна Карташова, Лилия Викторовна Козлова, Елена Александровна Сорокина пестовали юных скрипачей. Их ученицы Наталья Михайловна Зыкова, Ирина Юрьевна Нехорошкова, Елена Александровна Возжаева продолжили традиции скрипичной школы.

Александр Валентинович Щербак, Валерий Павлович Уржумов, Нина Михайловна Киселева, Леонид Евграфович Заплатин заложили основу баянной и аккордеонной школы.

Александр Щербак, стоя у истоков становления школы, и сейчас является примером человека, влюбленного в музыку. Его творческие поиски находят воплощение в искусстве фотографии — ежегодно он радует кушвинцев выставками своих работ. А как настройщик он знаком со всеми инструментами города, его чуткий слух и бережные пальцы позволяют звучать гармонично и чисто роялям и фортепиано.

Домристки Галина Николаевна Мосолкова и Инна Анатольевна Болотова вырастили целую плеяду своих последователей: Ольгу Леонидовну Жолобову, Наталью Владимировну Пахомову, Ирину Владимировну Раскопину. Творческая деятельность Ларисы Леонидовны Есюниной в Кушве также началась в нашей школе. Теперь возглавляемая ей школа искусств №1 и оркестр народных инструментов прославляет наш город в разных регионах России.

На теоретическом отделении успешно работали Маргарита Карловна Заплатина, Светлана Геннадьевна Малетина. А хоровые традиции, заложенные Ириной Александровной Козак, подхватили Татьяна Федоровна Антышева, Светлана Владимировна Милькова и Ольга Владимировна Рябкова.

В нашей школе работали преподаватели, чью светлую память мы чтим и сегодня. Лия Михайловна Файнентель, вырастившая целую плеяду замечательных пианистов, своих последователей. Татьяна Федоровна Антышева, хоровик и теоретик, человек большой и светлой души. Борис Иванович Сорокин — первый профессиональный гитарист в Кушве, заложивший основы классической гитарной школы. Борис Марксович Третьяков, воспитавший немало баянистов и трубачей.

За 45 лет существования ДМШ выпустила более тысячи выпускников, сотни из которых связали свою жизнь и будущую профессию с музыкой. Многие из них работают в детских садах, музыкальных школах и музыкальных коллективах, преподают в музыкальных академиях Владивостока, Перми и Челябинска, Санкт-Петербурга, Германии, Израиля, США.

По каким предметам проходит обучение в Детской музыкальной школе сегодня?

Елена Викторовна. Не ослабевает интерес родителей и детей к обучению в музыкальной школе, ибо для воспитания духовных ценностей, эстетических вкусов и творческих устремлений возможности музыкального искусства неисчерпаемы. В настоящее время в школе обучается 330 детей. С этого года у нас закрыли отделение эстетического воспитания, где занимались пятьдесят малышей 3-4 лет. Очень жаль, у нас был накоплен богатый опыт в данном направлении.

Сегодня в школе работают шесть методических секций. Фортепианное отделение, возглавляемое Мариной Валентиновной Кильбер, — стержень музыкальной школы. Оно самое большое — одиннадцать преподавателей, трое из которых выпускницы Уральской государственной консерватории. На отделении обучается 123 человека. И преподаватели, и учащиеся — лауреаты и дипломанты конкурсов и фестивалей различного уровня, от кустовых до международных. Фортепианное отделение отличает высокий исполнительский уровень каждого преподавателя и учащегося. 

  Народное отделение, на котором работают семь преподавателей под руководством Людмилы Георгиевны Перминовой  — самое богатое по представленным инструментам. 95 мальчишек и девчонок учатся играть на баяне, аккордеоне, домре и гитаре. Самые разнообразные формы сольного и ансамблевого исполнительства позволяют привить любовь к музыке и интерес к музицированию.

Оркестровое отделение объединяет в себе группы струнных и духовых инструментов. Отделением, на котором обучается 19 скрипачей и 50 духовиков, руководит Галина Николаевна Куранова. Украшением всех городских праздников стал оркестр духовых инструментов под руководством Евгения Павловича Кагилева.

Теоретическое отделение объединяет все специальности в школе. Ведь для воспитания серьезного, вдумчивого музыканта необходимы знания по теории и истории музыки, развитие и углубление музыкальных способностей, воспитание широкого кругозора. Такие задачи ставят преподаватели сольфеджио, музыкальной литературы теоретического отделения во главе с заведующей отделением Еленой Мечеславной Пудовой.

Хор — особый предмет в школе, это коллективное творчество и радость общения. Хоровые традиции, заложенные Ириной Александровной Козак, сегодня продолжает Татьяна Васильевна Пожарова. Благодаря ее творческой энергии и энтузиазму вокальный ансамбль «Октава» и юная вокалистка Полина Лунина стали лауреатами Международных конкурсов в Ижевске, Самаре и Сочи.

В этом году в коллективе нашей школы появился преподаватель с очень редкой специализацией — народное пение — Вера Михайловна Мархинина. Мы надеемся, что сокровищница русской культуры — народная песня — получит свое творческое воплощение среди юных кушвинцев.

Десятилетний юбилей отмечает в этом году самое юное отделение школы и по времени создания и по возрасту учащихся — отделение раннего эстетического развития, которым руководит Наталья Григорьевна Царегородцева, здесь занимаются дети дошкольного возраста. Основная задача преподавателей — привить малышам любовь к музыке через игровые формы обучения, развить их художественные и музыкальные способности, подготовить к занятиям в основной школе.

Наталья Александровна Логинова руководит отделением общего фортепиано, где в рамках школьных программ учащимся предоставляется возможность обучения игре на втором инструменте — фортепиано, гитаре или духовых.

Просветительская деятельность — одна из важнейших задач музыкальной школы. Успешно решить ее позволяет деятельность школьной детской филармонии, которая существует 16 лет под руководством Ирины Викторовны Расторгуевой. Участие в концертах дает возможность нашим учащимся почувствовать себя артистами, расширить их кругозор, обогатить репертуар.

Нельзя не отметить огромную роль в культурной жизни города Елены Александровны Возжаевой. Ее цикл музыкальных вечеров — настоящий праздник для любителей музыки, с нетерпением ожидающих ее литературно-музыкальных программ. Совместно с работниками библиотек она проводит музыкальные беседы — концерты для учащихся образовательных школ города.

Более 30 лет назад были заложены традиции сотрудничества со Свердловской Государственной филармонией. Известные музыканты, покорившие концертные залы мирового уровня, с удовольствием выступают и на нашей сцене, отмечая особую атмосферу зала и высокую слушательскую культуру кушвинцев.

Менялся ли в течение времени спрос на музыкальные инструменты?

Елена Викторовна. Менялся. Всегда было много желающих учиться играть на фортепиано. В последние годы вырос спрос на гитару, стали пользоваться популярностью духовые инструменты, особенно с приходом нового преподавателя Евгения Валерьевича Смирнова, выпускника Раиса Гарифовича Хадиуллина. Он внес свежую струю в работу всей школы. За полгода работы в нашей школе его ученики уже стали лауреатами областного и международного конкурсов, а созданный Евгением Валерьевичем эстрадно-духовой оркестр готов к дебюту. 

Чтобы поступить в Детскую музыкальную школу, нужна ли специальная подготовка. Во сколько лет кушвинские ребята начинают заниматься музыкой?

Елена Викторовна.  В школу мы зачисляем ребят с 5-6 лет. Принимаем всех желающих, специальная подготовка не требуется, ведь мы берем ребят, чтобы их научить. Перед поступлением проверяем слух, ритм, память. 

В настоящее время современный подросток испытывает много соблазнов — Интернет, компьютерные игры и т. д. А для того, чтобы заниматься музыкой, нужны особые усилия. Не пропала ли у детей тяга к учебе в музыкальной школе?

Елена Викторовна. Очень жаль, что у нашей молодежи сейчас отсутствует стремление к чтению и познание к чему-нибудь хорошему. Вы правы, в основном их интересует компьютер, игры, Интернет. Раньше дети были более отзывчивы, а сейчас кажется, что ребенок на тебя смотрит, но не слышит. Его очень сложно расположить к себе, порой кажется, что между педагогом и учеником поставлена стена. Пожалуй, это идет и из семьи. Раньше дома всегда музицировали, песни были более мелодичными, а слова — душевными. Сейчас музыка такая же сложная, как наша жизнь. В детях много агрессии, а вот добрых чувств очень мало. К сожалению, приходится констатировать, что многие даже не научены здороваться, говорить спасибо.

Но у нас очень хороший коллектив и мы стараемся приложить все усилия, чтобы ребенку на занятиях было удобно, комфортно, чтобы он хотел сюда идти. Пока это получается. Педагог остается один на один со своим учеником, много сил отдает каждому ребенку. Когда происходит такое тесное общение, начинаешь любить своих воспитанников, замечаешь недостатки и достоинства, хочешь, чтобы достоинств было больше, и не только музыкальных, но и человеческих. Для этого мы и живем, чтобы нести радость и культуру, чтобы оставить после себя светлое, доброе, хорошее.

С годами желание научиться играть на том или ином музыкальном инструменте появляется не у школьников, а людей старшего возраста. В нашем городе на базе Детской музыкальной школы есть возможность обучать взрослых?

Елена Викторовна. Мы не против, рады всем желающим. Но люди старшего возраста редко обращаются, а если начинают учиться, то быстро заканчивают. Многие думают, что занятия музыкой — это несложное занятие: пришел, сел и руки заиграли сами. Мы с ранних лет воспитываем в своих учениках ответственность и дисциплинированность. Никто не представляет, какой это долгий и огромный труд.

Что нового появилось в жизни Детской музыкальной школы за последние пять лет?

Елена Викторовна. В 2006 году школа стала инициатором проведения конкурса-фестиваля юных музыкантов «Таланты горы Благодать», в котором приняли участие более 150 детей. Начинание было настолько успешным, что в 2007 году конкурс приобрел статус Горнозаводского округа, а в 2009 г. вышел на областной уровень. Высокий уровень конкурса неизменно отмечают члены жюри, в состав которого входят профессора и ведущие преподаватели Уральской государственной консерватории и музыкальных колледжей.

При поддержке администрации города был создан городской оркестр духовых инструментов под руководством Евгения Павловича Кагилева. На выделенные деньги, 800 000 рублей, мы смогли приобрести инструменты и сшили форму для двух составов.

Понемногу делаем ремонт здания школы: поменяли окна, отремонтировали концертный зал, заменили кресла. Обновляем и наши инструменты — купили два аккордеона, два баяна, скрипку, домру. 

Существуют в коллективе Детской музыкальной школе свои традиции?

Елена Викторовна. Самая главная наша традиция — добросовестно учить кушвинских детей в нашей музыкальной школе! Коллектив преподавателей — это тридцать два человека, четырнадцать из которых имеют высшую квалификационную категорию, шестнадцать — первую.

Мы часто собираемся всем коллективом, отмечаем различные праздники. Очень радостно и творчески у нас проходят капустники. Мы любим повеселиться, отдохнуть на природе, съездить на шашлыки и рыбалку.

Говоря об уровне и профессионализме любого коллектива, всегда отмечают творческие победы на конкурсах. Нашей музыкальной школе, наверно, есть чем гордиться?

Елена Викторовна. Действительно, наши педагоги и учащиеся успешно выступают на конкурсах разного уровня. Коллектив растет профессионально и имеет заметные успехи не только на областных, но и международных фестивалях.

Елена Викторовна, а как идет подготовка к юбилейному торжеству?

Елена Викторовна. Считается, что 45 лет — это не юбилей, поэтому мы решили организовать торжественный концерт, посвященный 45-летию Детской музыкальной школы. Он состоится 18 декабря на сцене Кушвинского дворца культуры. Хотим порадовать своих слушателей, выпускников, родителей учащихся нашими творческими достижениями. Думаю, что все получат удовольствие от нашего концерта. В празднике будут принимать участие как дети, так и педагоги. Не обойдется этот вечер и без творческих сюрпризов.

Приглашаем наших выпускников, всех тех, кто когда-то был связан с музыкальной школой. Будем рады видеть всех гостей.

Какие строите планы на будущее?

Елена Викторовна. Наши талантливые педагоги и дальше продолжат готовить и воспитывать наше молодое поколение родного города.

Мне хотелось, чтобы школа была отремонтирована.

Хочется, чтобы в музыкальную школу приходили как в храм музыки, потому что здесь другой мир. Для этого нам нужно постараться сделать его красивым и уютным, чтобы все здесь напоминало только о музыке.

Спасибо, Елена Викторовна, за интервью! Поздравляем вас и ваш коллектив с 45-летием основания школы! Дальнейшего процветания, успехов и новых достижений!

Автор
Ольга Сидорова
 

Обсуждение  0

Похожие статьи



Последние новости

23 ноября, 17:19    oli_s      0
Развитие промышленности, инвестиций и бизнеса
Администрация Кушвинского городского округа предлагает для общественного обсуждения проект стратегии социально-экономического развития Кушвинского городского округа по стратегическому направлению «Развитие экономического потенциала».
23 ноября, 13:51    oli_s      0
Как вызвать скорую?
С 1 декабря 2017 года меняется номер телефона для вызова скорой медицинской помощи.
22 ноября, 08:07    oli_s      0
Как не попасть в беду на тонком льду
Как только местные водоемы покрыла тонкая корка льда, их сразу атаковали рыбаки. Но насколько это безопасно?

Наши читатели рекомендуют

Блоги: дом цветов МАРТ — Цветочный десант "Цветы для мамы"!!!

Поделитесь новостями

«Головоломка» в кино

Обсуждения

2 декабря, 18:00     1
Кинотеатр «Феникс» — Рок-квартирник «Мы - одной группы крови»

20 ноября, 08:17     1
Мы в ответе за тех, кого приручили