С каждым годом по всей стране усугубляется ситуация с распространением наркотиков, это беда актуальна для многих городов. И это не преувеличение ситуации. С каждым днем вымирает все больше молодых людей. Борьбу с незаконным сбытом и поставками страшного зелья ведут полицейские, правительство. Стеной дальнейшему распространению наркотиков встает и общественность.
Сегодня наши собеседники — руководители региональной общественной организации Свердловской области пропаганды здорового образа жизни среди молодёжи «ЦЕНТР» Игорь Пестиков и Сергей Лопатин, которые взяли на себя работу помогать правоохранительным органам в раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Добрый день, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша организация. С чего началась её работа?
Сергей. Устали наблюдать, что творится в городе. Устали наблюдать, как кушвинцы, в основном это молодые парни, убивают сами себя. Мы здесь живем сами, здесь живут наши дети. Хочется, чтобы у Кушвы было совсем иное будущее.
Игорь. Ситуация в Кушве мне знакома ещё с начала 2000-х. Работая в службе Ветеранов Афганистана, мы всяческий пытались пресечь деятельность так называемых «барыг», «бегунков». Но в то время употребляющих наркотики в Кушве можно было по пальцам пересчитать, сейчас же ситуация в нашем городе значительно изменилась. Четыре года назад на моих глазах ребенок подобрал на улице шприц. Наверно, это и подтолкнуло начать борьбу с наркоманией.
В Свердловской области есть похожие организации?
Игорь. Возможно, если цели и принципы организаций совпадают. Создание нашей организации была личная инициатива. Не зная, с чего начать, мы ездили в Екатеринбург фонд «Город без наркотиков», из беседы с Евгением Ройзманом пришли к выводу обратиться в Нижнетагильский межрайонный отдел Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Сергей. В 2011 году мы зарегистрировались как общественная организация, администрация города выделила помещение под офис, где мы сейчас проводим консультации и встречаемся с родителями. У нас нет спонсоров, поэтому вся работа ведется за свой личный счет.
Игорь. Все, чем занимается РООСО «Центр», мы стараемся отражать в нашем блоге. К нам поступает много звонков, где в Кушве употребляют или продают наркотики. Вся информация передается в Кушвинское отделение УФСКН. После обращения начинается проверка поступивших данных, наблюдение за указанным адресом.
Сергей. Затем начинаем планировать операции. Чтобы довести начатое до конца, предстоит выполнить огромную работу.
Мы являемся внештатными сотрудниками полиции, поэтому можем принимать участие в задержании, рейдах и других операциях.
А как долго может вестись проверка информации?
Игорь. Это может длиться месяцами до года. Многие жители, жалуются на нерасторопность правоохранительных органов и считают, что никто не прилагает усилий, чтобы закрыть наркопритон. Но, к сожалению, нельзя сразу после звонка задержать наркомана или наркоторговца. Просто сообщения от соседей мало, наркомана нужно поймать с поличным. Поэтому и приходится по несколько часов вести наблюдение за помещениями, где собираются наркоманы.
Вы работаете вдвоем или есть люди, которые разделяют ваши взгляды?
Игорь. Есть молодые ребята, которые поддерживают нас. Но надо понимать, что наша работа отнимает очень много времени от семьи и личной жизни. Мы уже привыкли жить так, наши семьи привыкли. А другим тяжело. Приходится уходить из дома ночами и на неопределенное время. Однажды операция длилась трое суток. Одного энтузиазма не хватает, а финансово мы не можем их поддержать.
Сергей. Мы уже думали, открыть автосервис, чтобы зарабатывать для нужд организации. Все средства шли бы на улучшение работы в борьбе с наркоманией, на поддержку мероприятий, пропагандирующих занятия спортом и здоровый образ жизни. Один человек готов помочь нам с оборудованием, но сейчас у нас стоит проблема в отсутствии соответствующего помещения.
Какова обстановка в нашем городе по распространению наркотиков в нашем городе?
Игорь. Обстановка в Кушвинском городском округе сложная, уровень злоупотребления наркотиками и их незаконный оборот в городе представляет значительную опасность. Город насыщен наркотиками. Надо понимать, что больные наркоманией, стоящие на учете у нарколога — это только самая малая доля от общего числа людей, употребляющих наркотики.
Сергей. Самое страшное, что наркомания заметно молодеет. С раннего возраста ребята начинают употреблять так называемый «крокодил» и курительные смеси JWH.
JWH — сильный синтетический наркотик, который имеет много разновидностей. Спайс, соли считаются универсальными по способу употребления наркоманами и вызывают сильнейшее привыкание. Такой наркотик имеет химический состав, в который «Дилеры», а они же преступники постоянно вносят изменения, чтобы «обмануть» списки официально запрещенных веществ. Поэтому при тестировании его определить невозможно. Эту гадость раньше заказывали почтой, а мы коробками изымали посылки, в том числе и с солью для ванн. Сейчас есть информация, что наркотики группы JWH возят с Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Молодые люди называют это «помочь другу», а по сути это, то же самое распространение наркотических средств, что влечет уголовную ответственность.
Игорь. Когда молодежь начинает употреблять наркотики, они не считают себя наркоманами. Ребята думают, что это круто и весело. Курить «дурь» — это стиль жизни современного общества. И никто не задумывается о последствиях. А курительные смеси наносят страшный удар по здоровью человека. Нередко те, кто сидел на спайсах сходили с ума.
С 1 июня 2012 года начал действовать так называемый «кодеиновый запрет». Изменилась ли в Кушве ситуация с количеством употребляющих дезоморфин?
Сергей. Сказать, что полностью дезаморфин искоренен, нельзя. В каких-то аптечных пунктах им продолжают торговать. К сожалению, работу аптек мы проверить не можем, но всегда готовы помочь в какой-нибудь сложной ситуации. У провизоров мы оставляли свои телефоны, чтобы они могли к нам обратиться в любое время.
Конечно, полностью дезоморфин вряд ли совсем исчезнет, но в целом ситуация улучшается.
А как вы лично относитесь к тестированию школьников и студентов на употребление наркотиков?
Сергей. В этом, безусловно, есть смысл. Важно другое, в каких условиях проходит этот тест. Мое мнение, что подобное обследование должно проходить не только среди детей, но и взрослого населения. Например, раз в год работники какой-либо организации проходят медицинскую комиссию, точно также, раз в год, можно сдавать тест на употребление наркотиков. На предприятиях города работает большое число наркоманов, нередко прямо на территории можно найти использованные шприцы. В нашей практике были случаи, когда мы задерживали таксистов в состоянии наркотического опьянения во время смены.
В Кушве есть наркопритоны?
Игорь. К сожалению, есть, и достаточно много. Наркопритоном называют помещение, где готовят и потребляют наркотические средства. В Кушве это не один или два адреса. Наркоманы понимают, что рано или поздно они попадут в поле зрения полицейских, поэтому часто меняют места своего нахождения. Получается, что уголовное дело заведено на один адрес, а наркоманы уже «переехали» в другую квартиру.
Как вы считаете, наркомания излечима и нужны ли реабилитационные центры?
Игорь. Неважно, где наркоман будет лечиться, в больнице или центре, главное, это его искреннее желание начать нормальную жизнь.
Сергей. Сейчас идет разговор о том, что реабилитационных центрах фонда «Город без наркотиков» использовались чересчур жесткие методы лечения. Так могут говорить только те, кто никогда не сталкивались с наркоманами и не видели их. По-другому эти люди не понимают.
Реабилитационные центры нужно открывать. Желательно, подальше от города, чтобы только зимой да на оленях, дабы изолировать наркомана от его круга общения. И нужно помнить, что шанс излечиться есть всегда.
Игорь. Я знаю нескольких человек, которые перестали употреблять наркотики. Сейчас они работают, завели семьи. Но чтобы изменить свою жизнь, нужно быть очень сильным человеком.
Какое наказание сегодня предусмотрено за употребление наркотиков?
Сергей. Уголовно эти люди никак не наказываются. Если человека задержали на улице в состоянии наркотического опьянения, это либо административный штраф 4000 рублей, либо арест на 15 суток. Были разговоры об ужесточении мер, если наркоман был задержан больше двух раз, но пока этого нет. Для того, чтобы победить наркоманию, нужны более жесткие законы и действия правительства и законодательной власти. Например, чаще проводить проверки по аптекам.
Игорь. Когда в Кушве начался бум «крокодиловой» наркозависимости, мы предлагали установить камеры видеонаблюдения в аптеках города, но не встретили поддержки.
Наркоманию можно побороть?
Сергей. Трудно ответить. Но отпускать руки нельзя. Хотя не всегда хватает финансовых возможностей, мы решили заниматься этим делом до конца.
Даже если в городе будет всего 10 наркоманов — это уже опасная ситуация. Потому что им будут нужны деньги на наркотики, чтобы употреблять дальше. Они начнут искать легко доступных, слабых характером молодых, не видавших толком жизни, людей, так и разрастается эта паутина, которая может охватить весь город.
Игорь. Если у кого-то возникли вопросы, мы всегда готовы на них ответить. Наш офис находится по адресу ул. Строителей, 15, кабинет 7, так же работает телефон доверия 8-965-505-55-59, по которому мы принимает обращения жителей.