С 1 апреля 2010 года стартовал новый образовательный проект. В 19 субъектах Российской Федерации, в том числе и Свердловской области, четвероклассникам два раза в неделю будут преподавать «Основы религиозных культур и светской этики».
Сам курс состоит из шести модулей: «Основы мировых культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы светской этики». Родители и школьники должны были сделать выбор: изучать основы одной из мировых религий или осваивать историю всех. Большая часть все же пожелала записаться на изучение нейтрального модуля «Основы светской этики».
Введению нового курса предшествовала долгая подготовка, которая вызвала много споров у педагогов и родителей. Курс носит сугубо светский характер и должен преподаваться в соответствии с культурологическим подходом. Главное назначение данного курса — духовно-нравственное воспитание и привитие детям младшего школьного возраста толерантности. В рамках изучения предмета ребенок должен узнать, что такое добро и что такое зло, как нужно относиться к людям и по каким законам строить свою жизнь.
Для того чтобы преподавать учащимся данный предмет 27 педагогов из школ города прошли курсы повышения квалификации. Школьные библиотеки уже пополнились учебно-методическими комплектами, куда вошли книги, пособия и медиа-материалы для учителей, детей и родителей.
Пока новый предмет учащиеся будут изучать в форме факультатива, но в перспективе авторы нововведения рассчитывают ввести его в постоянную школьную программу.
Наша страна многонациональная и поликультурная, и воспитывать терпимость и уважительное отношение к людям другой национальности и вероисповедания, конечно, необходимо. Дети должны знать обычаи и традиции не только своего народа, но и представителей другой культуры, живущих рядом. Но если предмет носит светский характер, зачем так подробно делить изучение мировых религий? С культурологической целью можно познакомиться только модулем, дающим представление обо всех мировых религиозных культурах. А сведения, полученные на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» можно подробно изучить в рамках школьных предметов: истории, литературы, музыки, мировой художественной культуры, обществознания — интегрировано и системно.
И не слишком ли рано ставить образовательные эксперименты над учениками четвертого класса?
Интересно было бы узнать, что наши читатели думают по введению нового предмета для школьников?