Traveler
Все сообщения
2 апреля 2014, 08:02    Туры по Уралу с Тур-Плюсом     0    

От Пермских ящеров до наших дней. День четвёртый. Завершающий.

Тур "Большое Кольцо Урала" – Запад

4 день путешествия, завершающий. С маршрутами 1-3 день можно ознакомиться здесь: 1 день http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6114/, 2 день http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6116/, 3 день http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6118/.

Город Чайковский – молодой город с полувековой историей, и храм Святого Великомученика Георгия Победоносца – первый православный храм, построенный по всем канонам русской Православной Церкви в 2003 – 2007 годах.

Прощаемся с уютным городом Чайковский и переезжаем в усадьбу Сведомских - в село Завод Михайловский.

Недалеко от города Чайковский на юге Пермского края располагается родовое гнездо известных художников Александра и Павла Сведомских – уникальная дворянская усадьба, сохранившая атмосферу прошлых лет.

Уральская специфика чувствуется в названии села, где располагается дворянское имение – Завода Михайловский. Его, впрочем, здесь нет более полувека, но былой заводской дух незримо ощущается, и отличает местное население от сельских обитателей. Самые известные из владельцев имения – братья-художники Сведомские.

Усадьба размещена в живописной местности, на берегу большого старинного пруда. Рядом разбит парк с декоративными деревьями и кустарниками. В хорошем состоянии сохранилась до наших дней липовая аллея и посадки тополей.

В отличие от многих других имений, усадьбе Сведомских повезло, хотя и ее коснулись изменения. Ауру дворянской усадьбы до конца не вытравили. Сегодня её бережно возрождают новые владельцы – семья Сбоевых.

Это не музей в прямом смысле слова, у гостей есть уникальная возможность пожить в атмосфере прошлых столетий, испытать ее на ощупь, насладиться ароматом старины.


Барский дом - двухэтажное здание, построен в 1826 г., реконструирован в 2005 г. Общая площадь 412 кв.м. Особняк для проживания 4-х человек. В здании располагаются: холл, гостиная, 2 номера на 4 человека, кухня, туалетная комната с ванной, летняя терраса с видом на пруд.

Братья родились в Петербурге, но барский дом в Заводе Михайловском знаком им с детства. Может быть, здесь и определилась их дальнейшая судьба. Не случайно так схожи два этих слова – судьба и усадьба!

Отец их служил лесничим, строгая матушка Екатерина Осиповна мечтала, что дети станут горными инженерами, начнут разрабатывать по примеру соседних заводчиков Демидовых залежи железной руды, коих немало в прикамской земле. И уж никак не видела она своих сыновей живописцами. Мальчишек же страшно тянуло рисовать, вот и не удержались братья – во время поездки в ближний Сарапул, пока маменька выбирала в лавке обновки, они стянули тайком самую маленькую коробку красок.

Шила в мешке не утаишь, вскоре преступление раскрылось, разгневанная маменька отправила мальчишек одних в город – возвращать лавочнику краски. Хозяин лавки не только простил зареванных барчуков, но в награду за правдивость и раскаяние вручил мальчишкам еще одну коробку красок, карандаши и альбомы. Пришлось Екатерине Осиповне смириться с увлечением своих детей, теперь юные художники творили уже не тайком.

После смерти отца Александр и Павел Сведомские вместе с матушкой поселились в Мюнхене. В Германии они и обучались: поначалу в Дюссельдорфской академии художеств, а затем – в мастерской знаменитого художника, ныне классика венгерской живописи Михая Мункачи.

У Павла Сведомского обнаружилась предрасположенность к туберкулезу, вот и осели братья в Италии, где климат помягче. Казалось бы, вся их дальнейшая жизнь и работа связаны с Римом, но в 1886 году умирает и матушка, и Александр с Павлом на короткое время едут в Россию для принятия наследства. С тех пор практически каждое лето они приезжают в Завод Михайловский, месяцами живут здесь и работают.

В картинах художников Сведомских преобладают мифологические темы, поворотные моменты мировой истории. Но и Россию живописцы не обошли своим вниманием, не случайно братья-художники вместе с Васнецовым, Нестеровым и Котарбинским участвовали в росписи Владимирского собора в Киеве. Запечатлели они и наше скромное Прикамье, достаточно перечислить только названия картин Александра Сведомского, чтобы в этом убедиться: «В церкви Михайловского Завода», «Пруд в Михайловском Заводе», «Лес в Михайловском Заводе», «Михайловское»…

Их картины при жизни получили признание. Павел Сведомский за свою работу «Жаки. Сцена из времен французской революции» получил золотую медаль на Всемирной Парижской выставке 1889 года, а за другую картину даже был удостоен ордена Станислава 3-й степени. Сегодня картины братьев Сведомских хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Киева, Омска, Казани, Перми, Сарапула… Основатель знаменитой галереи Павел Третьяков лично приобрел некоторые их работы.

А новое время наступало на классические традиции, зашумели споры о новой эстетике членов «Мира искусства», в моду начал входить авангард. Александр и Павел Сведомские умерли вместе со своей эпохой усадебной культуры. Похоронены художники в Риме.

И все-таки, как всегда, тесно связаны старое и новое. Один из основателей «Мира искусства», знаменитый устроитель Русских сезонов за рубежом Сергей Дягилев приходился сродни столь нелюбимым им художникам Сведомским. Дягилевы породнили между собой Сведомских и Чайковских. Да и Воткинский завод, где жили Чайковские, и дягилевский Бикбардинский винокуренный завод совсем неподалеку от Завода Михайловского находились. А время все ставит на свои места – устав от века разрушений и в жизни, и в культуре, мы вновь возвращаемся от авангарда к классике. И оживают для нас не только вечные темы человечества, но и скромные пейзажи родного Прикамья.


Усадьбе Завода Михайловского все-таки повезло, хотя и ее коснулись ветры перемен. В барском доме после революции разместилась школа, затем территорию занял пионерлагерь. Винокуренный завод с вводом «сухого закона» в первую германскую войну перепрофилировали в лесохимический, а в 1950-е годы вообще перевели в другое место. Михайло-Черниговскую церковь порушили в безбожные 1930-е.

И все-таки ауру дворянского усадебного гнезда до конца не вытравили. Сегодня ее бережно восстанавливают новые хозяева – семья Сбоевых. Дается это немалыми силами и средствами, впрочем, о копеечке здесь думают меньше всего и заработанные деньги вкладывают в восстановление и реставрацию. И не зря сегодня усадьба Сведомских признана областным памятником истории и культуры.


В Заводе Михайловском не только пытаются воссоздать имение внешне, что вполне удается: уже восстановлен барский дом, а также дом настоятеля Михайло-Черниговской церкви, мечтают восстановить и сам храм… Здесь принимают с радушием гостей, занимаются исследовательской работой, проводят конференции, устраивают концерты фольклорной и классической музыки, сюда приезжают на пленэры юные и взрослые художники. Музейная экспозиция рассказывает об истории и хозяевах усадьбы.








А пейзажи здесь все так же прекрасны, как и на полотнах былых хозяев. И лодка скользит по немалому усадебному пруду, хочешь: купайся, лови рыбу, катайся на водном велосипеде, а не то прямиком из горячей баньки да в воду!.. а с террасы ресторана уже нового трехэтажного здания такой вид открывается на пруд и михайловские дали, что сердце щемит от любви к этой земле.



Далее наш путь пролегал к Долине Водопадов. Приехав сюда, мы были удивлены лечебному действию биополя долины на свое здоровье и душевное состояние. 


Долина водопадов — место особенное. В книге хранителя этого места Анатолия Егоровича Васильева мы прочитали, долина эта расположена «на стыке Предуральского геологического желоба и широтного разлома земной коры.» Долина водопадов находится в Еловской котловине, окруженной с трех сторон Еловским перевалом. По мнению Васильева А.Е., внутри кругового хребта Еловской котловины находится жемчужина — в виде древнейшей гиперборейской пирамиды. Здесь на площади только одного квадратного километра на поверхность выходят 7 ручьев и около 20 родников. Анатолий Егорович утверждает, что эта лечебная, структурированная, реликтовая вода выдавливается с глубины двух с половиной километров, что она живая и совсем не отличается от святой.

Обстоятельства места. Двадцать два года назад уральский пенсионер Анатолий Егорович Васильев создал на юге Пермского края, неподалеку от села Елово, собственную Inland Empire — Долину Водопадов, населенную древними богами и засеянную одолень-травой.

«Земляника растет как сортовая, контакт с потусторонними и параллельными мирами есть, что еще нужно?» — нахваливает Егорыч свои владения.

Егорыч (именно так он просит себя называть) не поддерживает ни одну готовую религию, его собственная вера — термоядерный сплав язычества, уфологии, геофизики и мифов в духе Говарда Лавкрафта.

Именно эта вера, не иначе, помогает 82-летнему пенсионеру в одиночку поддерживать в чистоте и порядке почти 32 гектара дикой территории. В глухих лесах на берегу Камы он взял в аренду 24 гектара леса и оформил их как экопарк. Еще восемь гектаров он выкупил для личного пользования: устроил сады и несколько домиков для отдыха. Впрочем, люди приезжают во владения Егорыча не отдыхать, а дела делать. Например, проводить ритуалы по вызову древних богов, летающих на НЛО, или диагностировать заболевания при помощи Чернобога, которого владелец Долины взял к себе на работу.

Долина встречает гостей большой крытой площадкой из цилиндрованного бревна. Тут можно отмечать события, собравшись за больших столом. При этом за вами будет наблюдать «берегиня». Не что иное как перевоплощённая скульптура из времён соцреализма. Но вписанная в ландшафт.

При въезде на территорию туристов встречают многочисленные таблички, предупреждающие о том, что просто так здесь не отдохнуть: «Экскурсии платные», «Бесплатно — бес платит» (Егорыч признается в любви к сатирику Задорнову) и «Бесплатно отдыхай дома». Строгость табличек, правда, компенсируется тем, что на них почти никто не обращает внимание. Егорыч об этом прекрасно знает. Он сетует, что многие люди отдыхают здесь, даже не подозревая, что эта земля имеет хозяина (и мировую значимость), но препятствовать туристам все равно не собирается — он рад любому приезжему.

Сам Анатолий Егорович обитает в цветастом домике с табличкой «Лесная аптека». В «аптеке» у Егорыча — более 90 наименований лекарственных трав, которые он собирает и заготавливает самостоятельно, а также 75 собственноручно написанных и изданных книг. Домик, в котором обитает Егорыч, стоит в самом центре долины, которая в свою очередь лежит на стыке трех тектонических разломов.

Всех вновь прибывших хозяин территории выводит на поле, откуда видно главные достопримечательности — три одинаковых высоких холма. И, поскольку Долина находится на стыке трех тектонических разломов, это не просто возвышенности, а древний пирамидальный комплекс искусственного происхождения. Одну гору Егорыч назвал горой Огненного Дракона, вторую — горой Солнца, а третью — горой Луны. На вершине первой он возвел небольшую открытую беседку — Храм Солнца и Огня. Беседка нужна, чтобы контактировать с Космосом.












Водопады выполнены довольно изящно. Вода в ручьях такая холодная, что остужает воду во фляжке моментально. Руки еще терпят, а вот если окунуть ноги, их тут сводит. Настолько холодная вода даже в тридцатиградусную жару.


От ручьёв вверх уходит несколько тропинок. Одна ведёт на место молитв. Другая короткая крутая сразу к храму Солнца. Третья сначала ведёт на вершину горы, с которой открывается великолепный вид на Каму, а потом так же к храму Солнца.





















Флора на горе так разнообразна, что вызывает удивление у неискушенных людей. На каких-то десяти квадратных метрах на вершине горы растут рядом ель, берёза, канадский клён, сосна, лещина и вяз.

Спустившись с горы, мы отправились дальше в путь. 

Река Кама.

Переезд в город Оса - "жемчужину Прикамья", где в первозданном виде сохранились многие постройки XVIII – XIX веков. Общественные здания, купеческие особняки, магазины конца XIX – начала XX века придают Осе неповторимый колорит. Особое место в ансамбле старой Осы занимает Троицкий собор.

Здание краеведческого музея. Музей расположен в двух зданиях – это собственно краеведческий музей в здании бывшего Успенского собора (1790-1824 гг.), являющегося памятником архитектуры, и музей природы.

При этом двухэтажное здание музея с колоннами сейчас совсем не похоже на бывшую церковь, поскольку колокольня была снесена в 1950-е годы. Между тем, это первое каменное здание города.

В расположенном поблизости деревянном здании музея природы – еще одна большая диорама «Природа Осинского Прикамья». Ее длина более 24 метров, а высота - около 6. Художник Н.А. Зарубин показал в ней разнообразие животного и растительного мира окрестностей Осы. Здесь нашли отражение все времена года.

Это барельеф, посвященный основателям города - братьям Калужениным.

 Здесь же – реконструкция части Осинской крепости, какой она выглядела во второй половине XVIII века. С этого места открывается красивый вид на реку Каму.

В выставочном зале музея отражены события крестьянской войны 1773 - 1775 гг. под предводительством Е.Пугачева.





Картина «Беринг в Осе», к примеру, говорит нам о том, что в 1733 году в Осе остановилась Камчатская экспедиция Витуса Беринга.













Осинский краеведческий музей широко известен двумя диорамами, подобными которым не могут похвастаться даже многие музеи крупных областных центров. 

Главный экспонат краеведческого музея – огромная диорама «Взятие Пугачевым крепости Оса». Ее площадь 160 квадратных метров, она единственная в своем роде в стране. Сотворил это чудо художник Е.И. Данилевский в 1987 году.





Выставка «Старинные часы идут».

























































Свято-Троицкий  занимает доминирующее положение в ансамбле старой Осы. Купола собора видны на несколько десятков километров со всех сторон. 1916 год.

Вот так закончилась наше познавательное путешествие по родному краю!

 


 
 

Обсуждение  0