С 1 июля на всей территории России вводятся электронные листки временной нетрудоспособности.
С 1 июля 2017 года учреждения здравоохранения переходят на электронный документооборот. Что это значит? В первую очередь то, что с 1 июля 2017 года электронный больничный лист можно будет получить на всей территории Российской Федерации.
Процедура получения застрахованным «больничного» будет следующей. Заболевший, как обычно, обращается в медицинское учреждение за квалифицированной помощью. А по окончании лечения ему выдают не бумажный бланк с записанными на нем данными о пациенте, а номер электронного документа.
Этот номер сотрудник сообщает работодателю, у которого есть доступ к электронной системе. Органы ФСС к тому времени уже будут знать данные работника – им информация поступит при выписке больному электронного листка нетрудоспособности.
В чем необходимость перехода на новую систему документооборота для учреждений здравоохранения? Одна из, пожалуй, главных особенностей – ощутимая экономия бюджетных средств. Кроме того, введение электронных больничных в наше время – это, скорее, необходимость, нежели преждевременный шаг. В то время как базы данных в медицинских учреждениях стали цифровыми, а записаться на прием к специалисту можно через Интернет, листки нетрудоспособности, выдаваемые на старых бланках, стали пережитком прошлого. К тому же избавление от заполнения бумажных форм существенно упростит и ускорит работу врачей.
Кратко плюсы новой системы можно охарактеризовать так. Медикам будет проще вносить данные в базу, чем заполнять от руки огромное количество бланков. Пациентам больше не нужно будет стоять в очередях или бегать по кабинетам с просьбами исправить ошибки и неточности в бумажных листках нетрудоспособности. Работодателям не потребуется производить сложные расчёты денежных выплат, положенных сотрудникам по причине временной потери трудоспособности
Следовательно, у медицинских работников, избавленных от лишней бумажной волокиты, появится больше времени и сил на работу с пациентами и их проблемами. Кроме того, количество допускаемых при заполнении бумаг ошибок снизится. А исправления проще будет внести в электронном варианте. Поэтому существенно упростится жизнь и самих пациентов медицинских учреждений. Они, имея доступ к информации о выданных на свое имя больничных листках, в любой момент времени в личном кабинете на официальном сайте ФСС смогут отслеживать данные о положенных им пособиях.
К тому же, у Фонда социального страхования появится возможность анализировать данные о заболеваемости в целом по стране. Сотрудникам будут доступны актуальные статистические данные, на основании которых можно будет делать прогнозы относительно грядущих финансовых затрат на здравоохранение.
Очень важен и такой момент, что переход на электронную систему документооборота и электронный больничный лист позволит более эффективно бороться с мошенничеством в области здравоохранения. В скором будущем на основании разработанной юридической базы планируется введение системы, способной отслеживать передвижения псевдобольных. Скажем, человек обратился в медицинское учреждение, где ему был открыт больничный. Затем «пациент» со спокойной душой уехал отдыхать заграницу.
Если подобные случаи будут выявлены, таким «больным» будет грозить уголовная ответственность. При этом случаи обращения в зарубежные клиники за реальной помощью будут исключением.
На первый взгляд перспектива возможности получения в каждом медицинском учреждении электронного листка нетрудоспособности кажется нововведением, которое можно охарактеризовать исключительно с положительной стороны. Но и здесь есть свои минусы.
Во-первых, это техническая неготовность больниц и поликлиник перейти на новую систему документооборота. Как минимум каждому учреждению здравоохранения необходимо иметь:
• один или несколько компьютеров;
• доступ в Интернет;
• подключение к базе данных.
Кроме того, система предусматривает наличие постоянной и бесперебойной связи между медицинскими учреждениями и органами ФСС.
Во-вторых, это возможная неготовность кадров к радикальным переменам в работе. Для того чтобы переход на новую систему электронного больничного листа с 1 июля 2017 года состоялся, каждый врач должен иметь возможность проставлять на бланках собственную подпись в цифровом варианте.
Кроме того, немаловажный фактор – уровень компьютерной грамотности старшего поколения специалистов.
И, в-третьих, необходимо не только наладить систему в каждом учреждении, но и следить за ее работоспособностью. Для этого понадобится проводить обучение сотрудников на местах.
Не следует также забывать об обеспечении безопасности при работе с личными данными больных.
Заметим, что переход на электронные больничные отнюдь не означает полного отказа от старых бумажных форм, столь привычных многим. Это связано не только с тем, что многие медицинские учреждения пока не готовы внедрять новые технологии, но и с тем, что некоторые предприятия, например, малого бизнеса, возможно, не захотят переходить на электронную систему документооборота. К тому же, не для всех работодателей это действительно целесообразно. В таком случае заболевшему работнику нужно будет сообщить в медицинском учреждении, что ему нужен именно бумажный больничный. По заявлению пациента поликлиники и больницы будут их выдавать.
Теги: больничный, ФСС