Вступили в силу изменения в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
Сегодня вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации, которым внесены изменения в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».
За последние десятилетия конструкция производимых автомобилей и прицепов к ним значительно изменилась. На автотранспортных средствах стали широко применяться новые компоненты и системы (антиблокировочные системы тормозов, шины с индикаторами износа, инерционные ремни безопасности, средства автоматического контроля автомобильных систем и т. д.).
В связи с возникающими у представителей средств массовой информации и граждан вопросами, связанными с отдельными положениями указанного постановления, МВД России разъясняет следующее.
Целью принятого постановления Правительства Российской Федерации является актуализация и гармонизация Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее – Перечень неисправностей, Перечень), с положениями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (далее – Технический регламент).
В ходе разработки проекта постановления учтены предложения и замечания представителей бизнеса и специалистов в сфере автомобильного транспорта. В результате в него включены только те положения Технического регламента, несоблюдение которых непосредственно влияет на безопасность транспортных средств.
При этом основные положения вступившего с 1 сентября в силу Перечня неисправностей коррелируются с нормативными предписаниями действовавшего ранее Перечня. В целях обеспечения однозначности толкования ныне применяемых норм детализированы требования к тормозным системам, рулевому управлению, внешним световым приборам и двигателю.
Для обычного автомобилиста в целом ничего не изменилось ни в части административной ответственности за нарушения, ни в части требований к автотранспорту при его участии в дорожном движении, за исключением отдельных особенностей.
ШИНЫ
Установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств с зимними шинами весь летний период (июнь, июль и август). Запрещена эксплуатация легковых автомашин категории M1 (пассажирские автомобили с числом не более 8 посадочных мест без учета водительского места) и небольших грузовиков категории N1 (массой не более 3, 5 тонн) без зимних шин весь зимний период (декабрь, январь, февраль).
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
Отражена норма о запрете эксплуатации транспортного средства с неисправной антиблокировочной системой тормозов (АБС) в случае, если она предусмотрена заводской комплектацией автомобиля. Такая неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния антиблокировочной тормозной системы. Необходимо отметить, что данная неисправность и ранее была обязательной к устранению при допуске транспортного средства к участию в дорожном движении согласно Технического регламента.
ДВИГАТЕЛЬ
Более подробно сформулированы виды неисправностей систем питания и выпуска отработавших газов транспортного средства. Конкретизированы требования к системе питания двигателей, работающих на газобаллонном оборудовании (ГБО). Например, на каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем (выдается при продаже вместе с баллоном). При этом не допускается утечка газа, использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования и нарушение креплений системы ГБО.
ОБЗОРНОСТЬ
В части детализации видов нарушений обзорности транспортного средства в новом Перечне по сравнению с ранее применявшимся изменений не произошло. Положение, согласно которому эксплуатация автомобиля запрещается в случае, если на его лобовое стекло установлены предметы, ограничивающие обзорность, кроме зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла применялось и прежде. Запрета на использование видеорегистратора, если указанное техническое средство не мешает обзорности, оно в себя не включает.
Кроме того, вступившим в силу Перечнем неисправностей установлены дополнительные требования к автобусам, в том числе запрет на их эксплуатацию при наличии сквозной коррозии и разрушения пола в салоне, а также требования к специальным и специализированным транспортным средствам (таким как автоэвакуаторы, автоцистерны для перевозки опасных грузов, автомобили коммунального хозяйства и др.).
При этом ряд ранее существовавших требований, которые непосредственно не влияют на вероятность совершения ДТП, теперь исключены из Перечня. Так, с 1 сентября отсутствие медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки не является основанием для запрещения эксплуатации транспортного средства и привлечения водителя к административной ответственности.
Следует отметить, что запрет эксплуатации автомобиля в случае наличия у него неисправностей из Перечня не подразумевает под собой полный запрет движения. Так, согласно пункту 2. 3. 1 Правил дорожного движения при возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Исключение – это неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящие (отсутствующие) фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующий со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада. В указанных случаях движение транспортного средства до их устранения запрещено.
Также теперь конкретизированы и способы выявления неисправностей автотранспорта (визуальный контроль или с обязательным использованием средств технического диагностирования).
МВД России обращается к представителям СМИ с убедительной просьбой при подготовке публикаций на данную тему тщательно проверять полученные сведения, не допускать распространения недостоверной и некорректной информации, вводящей в заблуждение многомиллионную аудиторию.
Теги: ГИБДД, безопасность, дорога