Пешеходный переход является местом повышенной опасности, на нем происходит пересечение в одном уровне транспортных и пешеходных потоков. В этой конфликтной зоне участники движения — как пешеходы, так и водители — очень часто совершают ошибки и просчеты.
Причин, вызывающих ДТП при проезде пешеходного перехода, достаточно много. Рассмотрим основные.
Первая и самая главная причина ДТП по вине пешеходов — незнание многими пешеходами Правил дорожного движения и нежелание их выполнять.
Так, согласно Правилам, пешеходы могут переходить проезжую часть только после того, как они определят расстояние до приближающегося транспортного средства и его скорость и убедятся, что не создадут помех движению. Это правило касается прежде всего перехода на нерегулируемых пешеходных переходах. Следовательно, для безопасного перехода необходимо, чтобы двигающейся с максимально разрешенной в городах скоростью 60 км\ч автомобиль находился на расстоянии около 100 м. На практике пешеходы неожиданно перебегают дорогу перед приближающимся автомобилем в 10–30 м.
Вторая ошибка пешеходов — это невнимательность, неумение оценивать ситуацию слева и справа, легкомыслие, когда пешеходы переходят дорогу, не убедившись в безопасности.
Первая и наиболее распространенная причина ДТП из-за ошибок водителей — нарушение пункта Правил дорожного движения, предписывающего водителям при приближении к пешеходному переходу снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов.
Вторая причина — это непропуск пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, на которую водитель поворачивает.
Третья причина ДТП при проезде пешеходного перехода — когда водитель проезжает переход, не убедившись в отсутствии пешеходов перед остановившимся у перехода транспортным средством. Как правило, это вызвано неумением правильно прогнозировать развитие ситуации в местах повышенной опасности при ограниченном обзоре.
Водители, нарушившие правила могут быть привлечены к административной либо к уголовной ответственности. Где происходит граница между уголовной и административной ответственностью? Граница это очерчена совершенно четко — исход дела зависит от тяжести наступивших последствий для потерпевших. Если в результате ДТП им причинены ЛЕГКИЕ или СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ телесные повреждения, то наступает административная ответственность ст. 12.24 КоАП Р.Ф., если ТЯЖКИЕ телесные повреждения или смерть — уголовная ст. 264 Уголовного кодекса РФ
При этом погибшими считаются лица, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение 30 суток с момента происшествия. Однако, помимо административной и уголовной, существует еще и гражданская, или материальная ответственность, то есть ответственность владельца транспортного средства за ущерб, причиненный этим транспортным средством потерпевшим.
Вывод один не нарушай правила, будь внимателен во время управления транспортным средством, уважай других участников дорожного движения.
Рекомендации водителям
Перед поворотом с последующим проездом нерегулируемого пешеходного перехода обязательно надо включить не менее чем за 5 с указатель соответствующего поворота, чтобы информировать водителей, а также и пешеходов о своих намерениях.
При проезде пешеходного перехода в образованном пешеходами коридоре надо быть особо осторожным и в любой момент быть готовым к торможению. Скорость при этом не должна превышать 5–7 км\ч.
В ненастную погоду с дождем, когда пешеходы закрываются зонтами, поднимают воротники, и зачастую не видят приближающийся автомобиль, лучше остановиться и пропустить.
Совершать поворот с последующим проездом пешеходного перехода можно, когда вы уверены, что пешеходы вас видят и пропускают. Это становиться понятным по их жестам, по тому, как они оценили ситуацию.
Помните, что при повороте налево или направо вы должны согласно Правилам пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть на которую поворачивайте.