Госавтоинспекция Свердловской области выражает озабоченность участившимися случаями травматизма и гибели детей на дорогах Среднего Урала. С начала текущего года на территории субъекта произошло 227 аварий, в которых погибли 10 и пострадали 237 несовершеннолетних. С участием детей-пешеходов произошло 98 аварий, в которых, к сожалению, уже трое детей погибли, и 95 – получили травмы различной степени тяжести. Еще семь погибших пассажиры транспортных средств, в четырех ДТП они перевозились с нарушением требований безопасности, и находились в автомобилях виновников аварии. Нередки случаи аварий с участием велосипедистов – таковых было 23 (получили травмы столько же несовершеннолетних), и мопедов – шесть аварий с шестью пострадавшими.
Практически во всех случаях травматизма и гибели детей прямая и косвенная вина лежит на старших, которые не обеспечивают должного внимания их времяпровождения, не контролируют соблюдения ими Правил дорожного движения, не могут найти время для разъяснения ребенку опасностей, которые подстерегают на дороге. Это особенно актуально в летнее время года, когда большое количество несовершеннолетних находятся в лагерях или деревне, где нет большого трафика, и, соответственно, особого риска для жизни. Поэтому, возвращаясь в мегаполис, дети продолжают недооценивать дорожную ситуацию.
Ребенок-пешеход с самого юного возраста должен помнить, что переходить дорогу можно только разрешающий сигнал светофора в отведенном для этого месте. Прогулки вблизи проезжей части допустимы исключительно в сопровождении взрослых, а какие-либо игры вообще запрещены.
Часто родители отпускают детей одних кататься на велосипеде, считая, что ничего страшного произойти не должно. Это в корне неверная мысль: при падении с велосипеда ребенок получает более серьезные травмы по сравнению с пешеходом. Здесь взрослым, кому не безразлично здоровье и жизнь юного велосипедиста, важно озаботиться специальной экипировкой – шлемом, наколенниками, налокотниками, защитой груди и спины. Сам велосипедист обязательно должен быть оснащен светоотражающими элементами (катафотами), иметь звуковой сигнал и исправные тормоза. Важно помнить: велосипедистам до семи лет запрещен выезд даже на тротуар, и кататься следует на велосипедных и велопешеходных дорожках. Езда по тротуару допустима лишь для граждан в возрасте свыше 7 лет, а если велосипедисту больше 14 – как исключительный случай, если движение по правой стороне проезжей части не представляется возможным.
Участилось число ДТП с участием мопедов, мокиков и скутеров, в котором страдают несовершеннолетние. Отметим ошибочный стереотип: если ТС с двигателя внутреннего сгорания объемом до 50 куб см не требует государственной регистрации в органах ГИБДД, для управления им также не нужно водительское удостоверение. Это в корне не верно: в Правилах дорожного движения РФ указано, что для управления мопедами необходимо водительское удостоверение, которое можно получить не ранее 16 лет. Кроме того, в ПДД значится, что при управлении этим типом ТС водитель и пассажиры обязаны быть в застегнутых мотошлемах. Поэтому родителям, которые покупают детям, не достигшим 16-летия, мопед, необходимо напомнить о том, что у ребенка еще не сформирована координация движений, а в случае ДТП ответственность ложится, в том числе, и на законных представителей.
Большое количество погибших и пострадавших детей приходится на аварии, где они выступают пассажирами. С начала года в Свердловской области случилось 100 таких ДТП, где пострадали 109 и погибли 7 детей. Нередки случаи, когда родители, не беспокоясь о безопасности родных, не желают изыскать несколько сот рублей для покупки кресла или бустера, забывая, что штраф за перевозку ребенка без ДУУ составляет три тысячи рублей, а жизнь и здоровье вовсе не исчисляются деньгами.
Полиция напоминает, что перевозка детей до 12 лет без детского удерживающего устройства, запрещена. Необходимо использовать бустер, кресло или фиксирующий треугольник, которые фиксируют положение ребенка при движении.
В связи с этим Госавтоинспекция Свердловской области обращается ко всем родителям, опекунам, близким и просто неравнодушным гражданам с просьбой обеспечить максимальный контроль над передвижением детей. Всегда помните, что именно пример взрослого, который является членом семьи ребенка, является для него самым важным.
Отдельно хотелось бы обратиться ко всем взрослым участникам дорожного движения – если вы увидели, что ребенок находится на проезжей части, либо собирается ее небезопасно пересекать, либо откровенно нарушают Правила дорожного движения – не пройдите мимо, объясните ребенку жизненную необходимость соблюдения ПДД.
И ПОМНИТЕ: ЧУЖИХ ДЕТЕЙ – НЕ БЫВАЕТ!