Мы привыкли к тому, что все инспекторы ГАИ – мужчины. А представьте себе, что вашу машину останавливает женщина в погонах и просит вас предъявить документы. С таким инспектором вряд ли захотелось бы спорить. Тогда, быть может, водители стали бы более дисциплинированными и внимательными, и на дорогах воцарился бы порядок? А с другой стороны, каково самой женщине работать на дороге?
Моя собеседница Елена Владимировна Чернухина, ныне старший инспектор по исполнению административного законодательства ГИБДД ОВД по Кушвинскому и Верхнетуринскому городским округам, знает об этом не понаслышке – в течение полутора лет она работала инспектором ДПС.
- Пожалуй, вы единственная женщина в погонах, которая контролировала транспортное движение на дорогах Кушвы и её окрестностей. Принято считать, что это не женская профессия, согласны ли вы с этим?
- Сейчас я знаю: женщине подвластно все, в том числе и профессия инспектора ГАИ. Служба круглосуточная, и днем и ночью, в любую погоду, но я ни в чем не уступала своим товарищам по экипажу. Я бы даже сказала, что женщины выносливее мужчин.
Однако главное не физические нагрузки, ведь это работа, в первую очередь, с людьми, а женщины, как известно, обладают более мягким и покладистым характером. И водители воспринимают женщину в форме по-другому: с большим вниманием, уважением, проявляют меньше агрессии. Помню, как наказала как-то водителя, выписала ему штраф, а он улыбнулся в ответ, уехал, а потом вернулся… с букетиком подснежников.
- Как, даже такое случалось?
- Несколько раз. Помню, была весна, настроение хорошее. За рулем мужчина лет 50-ти, а мне тогда было 28. Вручил мне подснежники, сказал «спасибо» и уехал. Так и не знаю, за что «спасибо». И еще один раз нечто подобное было. Это был 1998 год, совсем другое время, чем сейчас.
- Чем же оно было другим?
- Машин было в разы меньше, дороги – почти пустые, ДТП – единичными, а водители - более культурные и уважительные к нам, инспекторам ГАИ. Хамы на дороге почти не встречались. Все вопросы разрешались спокойно и по-деловому. Современный водитель более грубый, самоуверенный в себе и своей безнаказанности, особенно грубо ведет себя молодое поколение. А люди старой закалки по-прежнему отличаются воспитанностью, вежливостью и уважением к людям в погонах.
- Работы было много?
- На дорогу в те годы выходил один экипаж в день и один в ночь, иногда по два экипажа. Мы объезжали всю Кушву, Баранчинский и В.Туру, да еще дежурили на трассе Екатеринбург-Серов. Выезжали на все ДТП.
- Службы МЧС в ваше время не было…
- И мы все делали сами. Помню, как в один из зимних морозных дней произошло жуткое ДТП, в котором погибли сын, отец и бабушка. Зрелище не из приятных, но страха у меня не было, помню чувство сожаления оттого, что погибли люди. Потом были другие ДТП с погибшими и травмированными. Привыкнуть к этому нельзя, каждая трагедия воспринималась с новой болью. Мои мужчины брали на себя всю основную работу, а я опрашивала, заполняла бумаги.
- Должно быть, вам приходилось участвовать в погонях?
- Да, нам приходилось догонять пьяных или юных водителей-лихачей без прав, но погоня ли это? Нами руководило желание остановить таких водителей и предотвратить беду.
- А вы сами водите машину?
- Вожу, но не так хорошо, как хотелось бы.
- Елена Владимировна, а как вы вообще оказались в ГИБДД?
- В милицию я пришла совершенно случайно, в 22 года: вернулась с учебы из Екатеринбурга, искала работу и нашла место секретаря в ОВД. В 1994 году перевелась в ГАИ вольнонаемной, через какое-то время аттестовалась и надела погоны. Одно время работала с административными материалами, а в 1998 году ушла работать на дорогу в составе экипажа ДПС. Новая должность пришлась мне больше по душе, чем работа с бумагами.
И вообще, то было очень интересное время, ведь в ГАИ проходила реорганизация. РЭО и ДПС выделились в отдельные службы, первую возглавил Н.А.Белицер, ДПС – В.Г.Бородулин. С него и началась дорожно-патрульная служба. Сотрудников в автоинспекции работало значительно меньше, чем сейчас.
- Вы остались в ГАИ, значит, работа понравилась?
- Скорее, понравились люди, которые меня окружали. Можно выполнять любую работу, если за тобой стоят хорошие люди, а коллектив у нас был как единый кулак. Может быть, за редким исключением, все были порядочными и надежными людьми.
- Чему вы, тогда молодая девушка, учились у своих старших товарищей?
- Внимательному отношению к водителям, ведь мы порой решали их судьбу и могли перегнуть палку, поэтому любую ситуацию обсуждали. А вообще, я приобрела большой жизненный опыт. Помню, как много лет назад на дороге был задержан молодой человек в пьяном виде, он только-только получил права. Тогда материалы рассматривал начальник ГАИ и решал: лишить ли водителя прав или ограничиться штрафом. Сейчас это компетенция мировых судов.
Мама нарушителя возмущалась и кричала, что лучше бы мы ловили преступников. На что Валерий Геннадьевич Бородулин ответил ей: «Вы считаете, что ваш сын не преступник? Вам повезло, что под колесами его машины не погиб человек. Ему до преступления – один шаг…».
Действительно, задержал пьяного водителя, значит, тем самым предотвратил ДТП и сохранил одну или даже несколько жизней: чью-то и, быть может, самого водителя. Это был хороший урок и для самого нарушителя, и для нас, молодых сотрудников.
- С кем из коллег вы сотрудничали наиболее тесно?
- Самое продолжительное время я работала в экипаже с Виктором Ивановичем Петровым и Маратом Фаатовичем Фарахутдиновым. Молодежи есть чему поучиться у них. Настоящие мужчины, я всегда чувствовала их надежное плечо, работать с ними было одно удовольствие.
Вы не поверите, но в те годы мы с радостью выходили на праздничные дежурства по охране общественного порядка: на эстафеты, большие мероприятия. Думаю, люди были другими – более открытыми и добрыми.
- А сейчас?
- Сейчас все гораздо сложнее. У людей больше агрессии, я наблюдаю это чуть ли не каждый день на своем нынешнем рабочем месте старшего инспектора по исполнению административного законодательства. Я веду учет и контроль, фиксирую исполнение административных правонарушений и при этом остро ощущаю недовольное, подчас агрессивное настроение посетителей.
И коллектив ГИБДД уже другой: нет прежнего ощущения единого кулака, каждый сам за себя. Стало сложнее работать и на дороге из-за множества спорных и даже конфликтных ситуаций. С точки зрения законодательства, на сегодняшний день несовершенного, ДТП можно трактовать по-разному, и обе стороны по-своему правы.
-Как сложилась ваша судьба после того, как вы ушли из ДПС?
- В 2000 году я вышла в декрет и на дорогу уже не вернулась. Работала в паспортном столе, потом перешла на должность, которую занимаю сейчас.
- У вас есть награды?
- Да, две медали «За отличие в службе» и знак отличия, а еще почетные грамоты, в том числе от главы администрации Кушвинского городского округа.
- Если бы появилась возможность, вернулись бы сейчас на дорогу инспектором ДПС?
- С радостью, но со своей старой гвардией. На дороге жизнь гораздо интереснее, чем в кабинете.
Ирина Лубенец