natalya
Все сообщения
4 марта 2011, 16:10    Наталья      0    

Женщины и война. Зина и директор завода

Зинаида часто вспоминает один случай, который произошел в конце 1943 года. Девушка стояла у станка на высокой деревянной решетке. Зина ростиком не вышла, до станка дотягивалась с трудом, деревянные решетки под ноги специально делались повыше.


На ногах у нее – дырявая обувь, обмотанная проволокой. Цеха не отапливались, ноги примерзали к такой обуви.
Директором завода в ту пору был старый еврей, фамилию его бабушка уже не помнит. Он не созывал оперативок к себе в кабинет. Каждое утро он обходил заводские цеха. Начальник цеха встречал директора у входа и сопровождал его при обходе цеха. Рабочие любили директора и уважали его. Он заботился о заводчанах, требовал, чтобы на территории цеха было хорошо прибрано, контролировал, чтобы в цехе была теплая питьевая вода, смотрел, как и во что одеты рабочие цеха.


Директор посмотрел на дырявую Зинину обувь, и сердито спросил у начальника цеха, указывая на Зину: «Это сё такое?!!». Букву «Ч» он не выговаривал... Что еще сказал директор начальнику цеха, девушка не расслышала за гулом станка, она видела только, что директор очень сердит. В этот день девушку отпустили пораньше. Начальник цеха отправил ее на склад, где ей выдали фуфайку, валенки 40 размера, подшитые в 2 слоя (у нее был 33), одежду и белье. Один слой у валенок мать Зины спорола, обрезала верхнюю часть валенок. Для того, чтобы они стали поменьше, в большом чугунке вскипятили воду и опустили валенки в кипяток. Из получившихся обрезков войлока выкроили новые подошвы для починки обуви остальным членам семьи – Полине, Клавдии и матери Зинаиды.

В конце 1944 года Зина научилась точить украшения к железным койкам – фигурные шарики. В одном из цехов делались койки, которые затем отправлялись в золоторудный поселок Ис, за них расплачивались золотом. Золото директор завода менял на американские продукты (тушенку, «деревянное» молоко) и одежду для рабочих. За это он и пострадал, директор был арестован и осужден пожизненно. Дважды рабочие ходатайствовали о его помиловании, писали письма во все инстанции, может быть, даже товарищу Сталину. Срок убавили до 5 лет. Позже директора освободили, но прожил он после этого недолго.

 

Продолжение следует...
 


 

Теги: Женщины и война

 

Обсуждение  0